9 мин.

Оранжевое море

Детская академия

«Три года назад в детско-юношескую академию мы пригласили голландских тренеров из «Фейеноорда», – вспоминает гендиректор «Шахтера» Сергей Палкин во время встречи со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». – Сейчас академию возглавляет Патрик фон Лиувен, у которого есть опыт работы с ребятами практически всех возрастных групп».

«Тут же возникает вопрос, почему мы сделали выбор в пользу специалистов из этой страны. Скажу так: именно голландцы могут выстроить систему как никто другой. Как-то раз мы приехали на стажировку в «Аякс» и увидели, что система работы с детьми там находится на очень высоком уровне, отлажена до автоматизма – сомнений в том, что в «Шахтере» нужно сделать нечто подобное, не возникло ни у кого. Голландские специалисты согласились начать сотрудничество, и, нужно сказать, относятся к своей работе ответственно, а не просто отбывают номер – они даже написали книгу, в которой рассказывали о том, как нужно работать с каждой возрастной группой.

Мы долго думали, что главным показателем качественной работы академии должно быть попадание футболиста в первую команду, но со временем поняли, что в этом вопросе многое зависит от разных факторов. Для любого тренера первой команды важен результат, а выращивать молодую звезду – не его задача. Так вот главная задача директора спортивной школы заключается в том, чтобы организовать систему, которая могла бы готовить футболистов, которые были бы востребованы, пусть даже поначалу и не в первой команде своего клуба. Здесь показателен пример «Реала» – конкуренция за место в основном составе запредельная, поэтому мадридцы вынуждены продавать своих молодых воспитанников, но контракт они заключают таким образом, что через какое-то время могут выкупить игрока. «Шахтер» тоже пытается внедрить эту систему, и у некоторых наших молодых воспитанников контракты подписаны именно таким образом. Кто-то скажет, что мы растим игроков для других команд. Отчасти это так, но дело в том, что игроки, с которыми расстается «Шахтер», уступают по уровню тем, кто может рассчитывать на место в основном составе.

Поиском игроков для нашей академии по всей стране занимаются 26 скаутов, расположенных в каждом регионе нашей страны, а еще 5 человек отвечают за Донецкую область и параллельно курируют работу региональных скаутов».

Медицинская служба

В отличие от большинства европейских клубов, «Шахтер» не страхует своих игроков от травм, которые они могут получить во время матчей или на тренировках. Проанализировав ситуацию на рынке страхования, чемпион Украины решил не ввязываться в эту историю.

«Страховые компании требовали от нас заоблачные суммы, и мы решили отказаться от этой услуги, потому что сейчас она не оправдана с экономической точки зрения», – говорит Сергей Палкин. – «Вместо этого мы решили сделать акцент на повышении качества работы медицинской службы и пригласили грамотного испанского специалиста Пако Биоксу. Но изначально у нас не было понимания, каким образом мотивировать его работу. Оказалось, что УЕФА проводит соответствующие исследования, и главным критерием оценки является то, сколько здоровых игроков находится в распоряжении главного тренера по ходу сезона. Соответственно, в «Шахтере» мы взяли это за основу этот показатель. Если вы посмотрите отчет УЕФА, то увидите, что по результатам предыдущего сезона «Шахтер» входит в пятерку лучших европейских клубов с точки зрения качества проводимой с футболистами реабилитационной работы – средний срок реабилитации составлял 10,6 дня. Помимо этого, «Шахтер» рассматривает возможность постройки в Донецке реабилитационного центра по образцам лучших европейских аналогов».

Смена логотипа

В декабре 2007 года «Шахтер» представил публике новый логотип. «Ошибка в этом вопросе может привести к тому, что болельщики просто-напросто отвернутся от клуба, – отмечает гендиректор «горняков». – Прежде чем менять логотип, мы провели исследования и поняли, что наша целевая футбольная аудитория – это молодежь, которая видит нас, как современный, молодой духом и амбициозный клуб, который должен устанавливать новые стандарты совершенства в футболе».

«Новый логотип для «Шахтера» разработала компания Interbrand, которая в свое время меняла логотип «Ювентуса». Специалисты компании провели интервью с людьми, которые имеют непосредственное отношение к клубу (это президент, главный тренер первой команды, футболисты, менеджеры, болельщики) и поняли, что собой представляет «Шахтер» на сегодняшний день. По поводу нового логотипа говорили как положительные, так и отрицательные вещи, но здесь стоит ориентироваться не на то, что говорят, а на факты, которые есть в действительности. На мой взгляд, если люди покупают атрибутику с новым логотипом, то решение о его смене было принято правильно. Так вот, после запуска нового логотипа продажи атрибутики увеличились в два раза».

Новый стадион

За последнее время о «Донбасс-Арене» было сказано не так уж и мало, но в большинстве своем эти разговоры касались либо финансовой составляющей, либо абстрактно перспективной – например, сколько денег было вложено в строительство, и когда недостроенный еще стадион сможет принять финал Лиги чемпионов. Поиски человека, который мог бы руководить этим проектом, «Шахтер» вел по всему миру, но в итоге все сошлось на кандидатуре Александра Атаманенко. 32-летний украинский специалист моментально был отправлен в Голландию, где знакомился с технологиями, использующимися на «Амстердам-Арене», а теперь занимается разработкой концепции функционирования нового донецкого стадиона.

«Бюджет новой арены составляет около 400 миллионов долларов. Из-за финансового кризиса мы были вынуждены многое пересмотреть, но на качестве проделанной работы это никак не отразится. При этом нужно понимать, что мы не только строили сам стадион, но и занимались модернизацией прилегающей территории и близлежащей городской парковой зоны, а это без малого 20 гектаров. На новой арене будут внедрены серьезные технологии, как пример, система по продажи еды и напитков «cashless system». Сейчас эта система повсеместно используется в Европе, ее стоимость составляет порядка двух миллионов евро. Мы произвели необходимые расчеты, чтобы понять, сколько необходимо установить аппаратов, и каким образом это сделать. Автоматы будут расположены как перед входом на стадион, так и на его территории. Поначалу мы будем привлекать к работе ассистентов, которые в случае чего будут помогать болельщикам – пусть эта технология и удобна, но чтобы к ней привыкнуть, нужно какое-то время», – говорит Сергей Палкин.

Основа современной пятизвездочной арены заключается в реализации концепции Safety, Security, Service. «Донбасс-Арена» и прилегающие к ней территории будут круглосуточно контролироваться с помощью более чем 400 телекамер, а благодаря современной системе входов 50-тысячный стадион может быть полностью заполнен за час, а на эвакуацию в случае необходимости уйдет порядка 8 минут.

Поле нового стадиона будет естественным, и для его покрытия понадобится 8 тысяч квадратных метров травы, которую специалисты голландской компании Richter Rasen (которая готовила газон для финала Лиги чемпионов в «Лужниках») выращивают уже сейчас. Под полем также будут построены системы дренажа и подогрева, а в холодное время года по полю будет ездить специальная установка с биолампами, обеспечивающая эффект солнечных лучей.

Работа с болельщиками

«У «Шахтера» есть 3,6 миллиона болельщиков, которые постоянно поддерживают клуб. Здесь очень многое зависит от результатов, которые демонстрирует команда – чем лучше мы будем выступать, тем больше людей будут за нас болеть. При этом очень важно, чтобы не повторился сценарий некоторых российских клубов, когда функциональная составляющая в контексте работы с болельщиками не поспевала за результатами команды», – отмечает гендиректор «горняков». – «У нашей команды самая большая в лиге средняя посещаемость матчей – в районе 20 тысяч человек и самые дешевые билеты на игру, которые стоят всего 5 гривен (примерно 0,5 доллара).

Естественно, после ввода в эксплуатацию «Донбасс-Арены» цены на билеты будут скорректированы. Если сегодня самый дешевый стоит 5 гривен, то на новом стадионе болельщикам придется выложить около 10-20 гривен, но здесь опять же возможны варианты, потому как будет введена градация матчей на категории. Кроме того, мы рассчитываем, что после открытия «Донбасс-Арены» средняя посещаемость матчей «Шахтера» увеличится до 30-35 тысяч. На новой арене будет существовать «семейный сектор». Правда, я не уверен, что такая концепция может работать на все сто процентов, все же нужно понимать, что футбол – это не театр, и от нецензурных выкриков, например, оградить людей едва ли получится. Что касается VIP-болельщиков, то на новом стадионе для них предусмотрено 45 лож.

Грамотно выстроенная мерчендайзинговая система также очень важна в плане как отношения болельщиков к клубу, так и получения дополнительных доходов. Сейчас у нашего клуба есть 150 точек продажи атрибутики и 5 официальных магазинов, 3 из которых расположены в Донецке. Оборот этой сети постоянно растет. Когда-то он составлял 4,5 миллиона гривен, затем – чуть более 7 миллионов, в этом сезоне мы приближаемся к цифре 8,6 миллиона, а после открытия нового стадиона планируем заработать 14 миллионов. Так что «Шахтеру» есть, куда расти практически во всех направлениях».

«Шахтер» в цифрах

1996 – год, когда президентом клуба стал Ринат Ахметов 3 480 710 человек болеют за «Шахтер» в Украине 502 человека работают в системе клуба 14 000 шарфов и 2000 футболок «горняков» было продано за прошлый сезон 293 точки продажи билетов и 150 точек продажи атрибутики связаны с «Шахтером» 4 800 болельщиков приобрели абонементы на домашние матчи команды 254 780 квадратных метров – площадь территории нового стадиона клуба 9 240 квадратных метров – площадь газона на «Донбасс-Арене» 400 000 000 долларов – стоимость новой арены, способной принять финал Лиги чемпионов 5 гривен – самый дешевый билет на матчи команды в этом сезоне