5 мин.

Арсенальное темное

Арсен Венгер, как известно, некоторое время жил и работал в Стране восходящего солнца. Именно там он приобщился к фэн-шую, традиции организации жизненных пространств. Своих симпатий к ней главный тренер «Арсенала» не скрывает и поныне. Больше того, он этой традицией руководствуется. А уж как далеко зашел под этим руководством «Арсенал», не мне вам рассказывать. Хотя я все-таки расскажу.

Мечта сбывается

«Эмирейтс» – удивительный стадион. Стадион – мечта. Стадион – эталон. На футбол сюда ходят даже слепые: администрация арены рассаживает незрячих болельщиков в специальном секторе и раздает им наушники, в которые транслируется репортаж специально нанятого радиокомментатора. Сопровождающие незрячих болельщиков специальные собаки-поводыри пользуются на «Эмирейтс» не меньшими удобствами: этот стадион – единственный в мире, где специальная собака-поводырь может справить свою собачью нужду в специальном собачьем туалете. Впрочем, будучи раем земным для болельщиков и собак, «Эмирейтс», как это ни странно, вовсе не является таковым для футболистов. Вернее, является, но не для всех. Немалая заслуга в этом принадлежит мистеру Венгеру. И, разумеется, фэн-шую.

Черный квадрат

Вряд ли где еще во всем мире вы обнаружите стадион, где хозяйская раздевалка оборудована по эскизам главного тренера. На первый, неподготовленный взгляд ничего особенного в ней нет. Но это – исключительно на первый. Начать с того, что она, раздевалка «Арсенала», по форме напоминает овал или, если угодно, подкову. Впрочем, ничего общего с лошадиным аксессуаром, по общеевропейскому признанию способном приносить удачу, здесь нет. Зато есть – с тем самым, столь милым сердцу мистера Венгера фэн-шуем, который учит человечество тому, что именно овал способен настроить всякого заключившего себя в его магические рамки на позитивный и созидательный лад.

Тут, конечно, сам собой должен возникнуть вопрос о том, что в таком случае служит альтернативой овалу? Отвечу и на него: это – квадрат, страшная, разрушительная для человеческой психики форма, порабощающая волю и губительно сказывающаяся на способности организма хоть сколько-нибудь эффективно сопротивляться жизненным неурядицам.

Теперь – самое главное. Предвижу, что, прочтя эти правдивые строки, кое-кто из прежде боготворивших мистера Венгера в ужасе отшатнется от него как от человека, вероломно поправшего священные принципы fair play, но молчать – не в моих правилах. Итак, знайте: гостевая раздевалка на «Эмирейтс», спроектированная также при непосредственном участии хозяйского рулевого, имеет форму самого что ни на есть зловещего квадрата.

Особо подчеркну следующее обстоятельство: в футбольном клубе «Арсенал» подобное коварство по отношению к гостям не то что не скрывается, напротив: оно всячески выпячивается и преподносится как одно из неоспоримых доказательств тренерского гения хитроумного Арсена. Самый обычный экскурсовод, гоняющий по закоулкам грандиозной арены обычную туристическую группу, повествуя о сверхъестественных свойствах японской геометрии, лукаво похохатывает: мол, как мы их!

Между тем гостей на «Эмирейтс» и без всякого фэн-шуя держат в черном теле. Вот взять, скажем, такую простую и незамысловатую деталь интерьера, как стол. Обыкновенный деревянный стол, стоящий посреди раздевалки. У хозяев он невысокий, где-то по пояс. У гостей – чуть не по грудь. Спрашивается, для чего так? Ответ, готовый все у того же экскурсовода, опять-таки обескураживает бесхитростным нежеланием утаивать собственные не самые благородные намерения: для того, чтобы сидящие в раздевалке друг напротив друга гости друг друга толком не видели и не могли нормально общаться. Мелочь, а неприятно...

Или мягкие кожаные подушки, подкладываемые на деревянные лавки для нормализации кровообращения в натруженных ногах. У хозяев, понятное дело, с такими подушками проблем не возникает. У гостей – тоже, поскольку подушек на «Эмирейтс» для них не припасено. Хотите – везите свои, нет – вам же хуже. То же и с подогревом полов на скамейках запасных, которые на арене «Арсенала» являются частью одной из трибун. Хозяева в своих владениях что осенью, что зимой могут хоть босиком сидеть, но на гостей теплота и радушие в его электрическом эквиваленте не распространяются.

Номер 13

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что, не давая спуску противнику, мистер Венгер не щадит и себя самого. Малоизвестный факт: откидное пластмассовое кресло, с которого наставник «Арсенала» руководит домашними матчами своей команды, пронумеровано нехорошим числом «13».

То есть раньше-то Арсен сидел на более безопасном <одиннадцатом месте>, но потом случилась реорганизация: кто-то из крепких хозяйственников придумал пристроить по соседству с «одиннадцатым» невысокие, но твердые железные перильца, о которые мистер Венгер имел несчастье несколько раз пребольно ударитmся, бурно реагируя на происходящее на поле. Тогда-то и было принято решение – пересадить ценного специалиста несколько поодаль во избежание, так сказать, травм на производстве. И, вы знаете, он пересел: мужественно, безропотно, презрев всяческие суеверия.

Двенадцать... Четырнадцать

Вот этой прогрессивностью взглядов и независимостью суждений мистер Венгер и отличается от куда более консервативных руководителей, скажем, «Тоттенхэма». Те, испытывая перед числом «13» труднообъяснимый трепет, сочли за благо исключить его из повседневного обращения.

В связи с этим в команде теперь нет футболиста, играющего под <тринадцатым> номером, а в клубном ресторане на «Уайт Харт Лейн» – соответствующего столика. То есть с «первого» по «двенадцатый» все в наличии, зато уж за «двенадцатым» – сразу «четырнадцатый». И это не просто мои наблюдения, это – вполне официальная информация, которой футбольный клуб «Тоттенхэм Хотспур» щедро делится со своими гостями и деловыми партнерами.

О «Тоттенхэме», кстати, мы еще поговорим. Но уже в следующий раз.

А пока – до скорого...