Теги Рафаэль Бенитес Фернандо Торрес Ливерпуль Билл Шенкли Энфилд

В клубе, который построил Билл

«John Lennon, June 1952, Age 11, Football»

В 74-м «Футбол» появился на обложке пластинки Джона «Walls and Bridges». И вновь � как раз из-за форварда в красном � заставил фанатов подозревать Леннона в частности и «Битлз» в целом в симпатиях к «Ливерпулю». Впервые разговоры об этом пошли еще в 1965 году, когда на киноафише к «Help!» они � все четверо � появились обмотанные одним длиннющим красно-белым шарфом.

Прошло еще тридцать с лишним лет, прежде чем в голову журналиста Брайана Филипса пришла светлая мысль, поспособствовавшая разгадке тайны «Футбола». Журналист Филипс догадался свериться со статистикой и выяснил, что в мае 1952 года, то есть ровно за месяц до того, как юный Леннон взялся за кисть, в финале Кубка Ассоциации черно-белый «Ньюкасл» встретился с красным «Арсеналом». Встретился и � победил: 1:0. Вот и все, и никакого «Ливерпуля»! Хотя...

Хотя это ведь Джон написал «Dig It», песню, в которой есть строчка про Мэтта Басби, капитанившего в «Ливерпуле» в середине 30-х. И именно благодаря Леннону � это тоже факт исторический � на обложке «Sgt. Pepper�s Lonely Hearts Club Band» в толпе прочих знаменитостей нашлось место Альберту Стаббинсу, «ливерпульскому» страйкеру первых послевоенных лет.

Между прочим, на этом самом месте мог бы оказаться Дикси Дин. Однако урожденный суппортер «Эвертона» Пол Маккартни, раз заикнувшись о его кандидатуре, настаивать на ней отчего-то не стал. Да и то сказать, что он за болельщик-то, этот сэр Пол? Одно слово: «кузьмич». Вот, не угодно ли убедиться? Отрывок из Антологии «Битлз». Это он сам про себя рассказывает:

«Бывало, я ходил на футбол. Все наше семейство болело за «Эвертон». Несколько раз я был на «Гудисон парк» вместе с дядей Гарри и дядей Роном. Приятно об этом вспомнить, но вообще-то в футболе я не в зуб ногой: как и остальные битлы. Я и на матчи-то в основном ходил для того, чтобы послушать всякие шутки: среди фанов было полно остряков. Помню, один притащил с собой трубу. Когда кто-то из игроков ударил сильно выше ворот, он продудел «За горами, за морями». Было очень смешно...»

...Ринго и Джордж. О последнем, о степени его компетентности в футбольных вопросах и увлеченности любимой игрой английского народа можно судить по одной�единственной фразе: «Из трех ливерпульских команд я предпочитаю четвертую». А Ринго...

Ринго и вовсе болел за «Арсенал». Или, точнее сказать, прибаливал. Так уж случилось: родной его отец бросил семью, когда будущему барабанщику едва сравнялось три года. Отчим же хоть и жил в Ливерпуле, но родом был из Лондона, изменять столичным привычкам не намеревался и как-то незаметно окрестил в свою веру и пасынка. Грехи молодости, судя по всему, аукаются Ринго до сих пор: год назад неизвестные открутили голову статуе мистера Старки, установленной в одном из городских парков. Местное полицейское управление откликнулось на акт вандализма специальным коммюнике, в котором проинформировало общественность о том, что «в совершении бессмысленного преступления подозреваются болельщики «Ливерпуля».

...Увы, их отношения не сложились. Величайшая рок�н�ролльная команда всех времен и народов не питала особых привязанностей ни к лучшему футбольному клубу родного города, ни к футболу вообще. «Битлз» не суждено было сыграть хоть сколько-нибудь приметной роли в истории «Ливерпуля». Но до тех пор, пока жив будет «Ливерпуль», в ней останутся Джерри Мардсен и его группа со странным названием The Pacemakers, земляки и ровесники битлов, одно, впрочем, очень недолгое время самонадеянно мнившие себя их главными конкурентами.

«You�ll Never Walk Alone»

Вся карьера Gerry And The Pacemakers словно бы иллюстрирует собой мысль о том, что одни и те же действия, предпринятые разными людьми, почти никогда не приводят к одинаковым результатам.

Все они вроде бы делали правильно, точь-в-точь как «Битлз». И в Гамбург съездили, да не раз. И Эпстайну доверились. И контракта с EMI добились. Даже записывались не у кого-нибудь, а у Джорджа Мартина, в той самой студии на Abbey Road. Однако этим их сходство с «Битлз» и исчерпывалось.

Собственно, вклад Gerry And The Pacemakers в мировую музыкальную культуру ограничивается тремя британскими топ- хитами, два из которых теперь никто не вспомнит. Но вот третий...

Вообще- то это была ария из мюзикла «Карусель», впервые вышедшего сразу после войны, в 45 -м. И до, и после The Pacemakers произведение композитора Роджерса и поэта Хаммерстайна перепевали такие мегазвезды, в сравнении с которыми бедный маленький Джерри выглядел совершенным мышонком � Синатра, Чарльз, Пресли, Том Джонс, даже Led Zeppelin.

Но только в его, Джерри, исполнении ария из старого мюзикла вдруг бодро вскарабкалась на вершину хит-парада, и не просто вскарабкалась, а продержалась там почти полтора месяца � с 31 октября по 12 декабря 1963 года. Потом, правда, пришли «Битлз» с «I Want To Hold Your Hand», и с тех пор Gerry And The Pacemakers в хит-парадах и след простыл. Но песня � осталась.

В ноябре 63-го Spion Kop, самая лютая, самая отвязная и безбашенная трибуна «Энфилда» впервые подпела транслировавшейся по стадионному радио «You�ll Never Walk Alone». Одним из свидетелей рождения клубного гимна был Уильям Шенкли. Большой Билл. Могучий шотландец, в конце 50-х подхвативший вконец деморализованный «Ливер» с самого дна таблицы второго дивизиона и за полтора десятилетия чуть не за волосы выволокший его в европейские гранды.

«Это не твое колено, сынок, это колено принадлежит «Ливерпулю»

Так папаша Шенкли ответил капитану «Ливера» Томми Смиту, вздумавшему было отлынивать от тренировки под предлогом травмы. Он был фанатик, беспощадный к себе и другим. Ничто, кроме дела, его не занимало, а делом всей его жизни был футбол. Спору нет, много было в истории великих тренеров, которые «и дня не могли прожить без игры». Но таких, как Билл, � не было.

Тот же Томми Смит, наблюдавший своего коуча на склоне лет, рассказывал: «Если случался такой день, что не играл «Ливерпуль», он шел на «Гудисон Парк» смотреть, как играет «Эвертон». Если не играл «Эвертон», он ехал в Манчестер. Если игры не было и там, ему ничего не стоило махнуть в Ньюкасл. Когда никто не играл в Ньюкасле, он просто шел в парк и смотрел на гоняющих мяч мальчишек. Если мальчишки бездельничали, он сам разбивал их на команды и организовывал игру».

«В раздевалке перед матчем, � вспоминал полузащитник Фил Томпсон. � Билл обычно пихал каждого из нас в грудь и спрашивал: «Ты победитель!? Если да, ты будешь выигрывать, у тебя будет отличный дом и классная тачка. А если ты, сынок, не победитель, то заруби себе на носу: я и знать тебя не желаю!».

...В мой первый ливерпульский сезон мы выиграли чемпионство. В следующем � впервые взяли Кубок Англии. Еще через год снова стали первыми и дошли до финала Кубка Кубков. Правда, потом было четвертое место, и Билл назвал его «катастрофой»: сам-то он был прирожденным победителем, уж будьте покойны. Я бы не сказал, что он здорово разбирался в тактике, но вот убедить игроков в том, что они � лучшие в мире, это да, это он умел как никто другой...

Помню, где-то в конце 60-х мы играли с «Манчестер Юнайтед»... Билл сидел в раздевалке и рассказывал нам про каждого их игрока. «Взгляните только на Пэдди Креранда, � говорил он. � Свет не видывал такого незаслуженно превозносимого футболиста! Да и вообще, я тут с ним как-то раз столкнулся, так от него так воняло!... А Нобби Стайлз! Да он же слеп как крот, давите его, и вся недолга! А Фолкс! Вот ведь неповоротливый малый, бегает, как по колено в бетоне».

В общем, мы вышли и обыграли «Юнайтед» � 3:0. А когда вернулись в раздевалку, Билл сказал: «Парни, только что вы сделали лучшую команду Европы. Ну и как ощущения?!»

...Папаша Шенкли оставил «Ливерпуль» в 74-м, сдав команду на руки своему помощнику Бобу Пейсли. Оказавшись вне игры, он протянул недолго. За несколько лет до кончины в 81-м Большой Билл изрек один из самых знаменитых своих афоризмов. «Некоторые полагают, � сказал он, � что футбол � это вопрос жизни и смерти. Меня такой подход искренне огорчает. Уверяю вас, футбол � это гораздо серьезнее».

Впрочем, в самом «Ливерпуле» завещанием мистера Шенкли принято считать не эту, а другую его фразу. Отпечатанная на большом плакате, она украшает хозяйскую раздевалку на «Энфилде».

«Собраться вместе � это начало.
Держаться вместе � это прогресс.
Работать вместе � это успех».

Футбольный клуб «Ливерпуль» в цифрах и фактах:

Год основания: 1892

Стадион: «Энфилд Роуд» (46 тысяч зрителей). Средняя посещаемость матчей � 100 процентов. Выручка от продажи билетов на одну игру: 1,05 миллиона фунтов.  Число держателей абонементов: 26 тысяч. Лист ожидания: 65 тысяч человек.

В 2009 году клуб собирается начать строительство нового стадиона вместимостью 70 тысяч зрителей (предположительный срок окончания работ � 2012 год). Новая арена должна расположиться на участке, находящемся по соседству с нынешней. Согласно предварительным расчетам, введение ее в строй позволит «Ливерпулю» повысить выручку от продажи билетов на 31,6 миллиона фунтов за сезон.

По данным социологических опросов, «Ливерпуль» является «вторым любимым клубом» большинства жителей страны. Ему симпатизируют 26 процентов болельщиков других команд. По информации из тех же источников, «Энфилд» является «вторым любимым стадионом» большинства англичан, Рафаэль Бенитес � «вторым любимым тренером», а Фернандо Торрес � «вторым любимым игроком».

Численность армиии болельщиков «Ливерпуля» во всем мире оценивается в 133,18 миллиона человек.

В 2008 году словосочетание «футбольный клуб Ливерпуль» вошло в первую пятерку по количеству запросов, вводимых англичанами в поисковые интернет-системы, заняв в ней четвертое место. Первую строчку рейтинга оккупировала «Бритни Спирс», пятую � футбольный клуб «Арсенал».

Посещаемость клубного интернет-сайта «Ливерпуля» составляет 3 миллиона человек в месяц. Ежедневно клубный интернет-магазин принимает 7,5 тысячи заказов на продукцию с символикой «Ливерпуля».

Передачи клубного телеканала «Ливерпуля» транслируются в 93 страны. Его совокупная годовая аудитория оценивается в 100 миллионов человек.

В течение 16 последних сезонов титульным спонсором «Ливерпуля» является датский пивоваренный бренд Carlsberg. Это � самый продолжительный спонсорский контракт в истории английской премьер-лиги.

Инновационно�образовательная компания RMA и факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления благодарят за теплый прием и предоставленную информацию Йена Эйри, коммерческого директора футбольного клуба «Ливерпуль».

Свежие записи в блоге

13 сентября 16:01
«Панамцы пригласили меня в ресторан отметить их первый гол на Чемпионате мира»

11 сентября 15:15
Круглый стол «История успеха ЧМ-2018 глазами выпускников бизнес-школы RMA»

10 сентября 14:42
«Этот турнир не был исключительно радостным и позитивным, те, кто работал на нем, видели и обратную сторону»

15 августа 15:23
«Мое главное впечатление от турнира — рыдающая после поражения от Англии колумбийская раздевалка»

1 августа 13:20
Вадим Васильев: «Оценивая целесообразность перехода игрока, мы анализируем множество далеко не футбольных факторов»

23 июля 18:20
Шандор Варга: «Венгер говорил мне про Головина: «Не знаю, как „Арсенал“, а я бы его взял»

7 июня 14:10
Приглашаем на лекцию одного из главных основателей английской Премьер-лиги Дэвида Дейна

31 мая 16:51
Сергей Доброхвалов: «Вы не представляете себе, насколько сложно было запустить в космос Кубок Гагарина»

6 апреля 17:45
«Успехи «Атлетико» определяются хорошей работой Академии и личностью главного тренера»

15 марта 18:04
Открытая лекция «Как сделать популярным любой вид спорта: возможности YouTube»

Сегодня родились