6 мин.

Робер Манзон

На самой заре Формулы-1 очень ярко бросалось в глаза изобилие европейских пилотов. В первую очередь французов и итальянцев. К концу 1950-х бразды наибольшего присутствия перешли к британцам. Ну а мы сейчас поговорим об одном из лучших французских пилотов Формулы-1 первых лет ее существования – Робере Манзоне.

Марселец, как это часто бывало в то время, попал в Ф-1 во многом благодаря своим инженерным способностям – именно это ремесло было основным для будущего пилота в довоенное время. До попадания в систему Гордини, то есть до 1948 года, Робер сделал себе имя, благодаря успехам на спринтах и кольцах, выступая на юге Франции.

Формульная карьера француза началась в Монако'50, где он и другой француз, Морис Трентиньян представляли Гордини. Правда, победа в квалификации над Морисом для Манзона ничего не дала – массовая авария на 1 круге поставила крест на гонке для гординцев и еще 7 пилотов. Выступая на французской трассе Реймс-Гу, Робер Манзон, пожалуй, впервые заставил о себе говорить всерьез – старт с 12 места принес финиш на четвертом на трассе, где отказ компонентов – дело более, чем привычное.

Первый сезон для Королевы Автоспорта месье завершил сходом в Монце, в которой зародился стереотип Гордини как крайне хрупкой техники: команда была представлена вновь парой Манзон-Трентиньян. Робер снова переиграл в квалификации оппонента, но уже после 13 кругов ни того, ни другого в борьбе уже не было видно, благодаря техническим проблемам.

Подытоживая итоги дебютного сезона: заводская команда Гордини обладала неплохой скоростью, при возможности соперничая с Тальбо-Лаго и Мазерати. Одна проблема – надежность. Некоего прогресса конюшня так и не добилась. В сезоне 1951 года в распоряжении Манзона было 4 гонки и 3 партнера (правда, сын босса Гордини – Альдо участвовал лишь в одной гонке). Симон и Трентиньян вновь были примером для сравнения.

Реймс-Гу образца 1951 года: худшая позиция на старте + сход первым из гординцев. Впрочем, все они также не добрались до финиша. В Нурбургринге Робер Манзон подтвердил статус первого номера в Гордини, выиграв внутриквалификационную борьбу: он – девятый, Симон – двенадцатый, Трентиньян – четырнадцатый. В гонке Манзон сумел, в отличие от своих напарников, избежать схода + занял достойное 7 место (к сожалению, тогда очковая зона была ровно в 2 раза меньше сегодняшней).

Итальянское Гран-При стало реваншом со стороны Трентиньяна и, в частности, Симона – Манзон проиграл в субботу секунду Андре и 0.1 секунды Морису, а в гонке только первый финишировал, еще и как – на 6 строчке! Испания, как финал сезона, должна была расставить все на свои места. Субботняя Барселона лицезрела победу Манзона над напарниками (8 десятых над Симоном и полторы секунды над Трентиньяном). В гонке Манзон не допустил отказа двигателя, как это было с партнерами, придя к финишу на 9 месте. Гордини завершила сезон без зачетных баллов, а финиши остались в той же пропорции со стартами.

Приобретя в напарники Жана Бера, Джонни Клэза, Принца Бира, Морис Трентиньян и Робер Манзон провели лучший сезон на тот момент для Гордини. Компания снабдила пилотов новыми шасси и двигателем, а также обзавелась клиентами, использующие прошлогоднюю комбинацию технических материалов.

Основным конкурентом в борьбе за первенство в конюшне Робера Манзона стал Жан Бера. Лишившись одной суперкоманды (Альфа Ромео), чемпионат ожидал полное преимущество Феррари и борьбу за 2 место между конструкторами, между как раз Гордини и Мазерати.

Такой вывод можно было сделать, исходя из первой квалификации в сезоне в Швейцарии, когда Манзон уступил лишь Таруффи и Фарина на Феррари, а Бера оказался седьмым, что тоже неплохо. Однако, в гонке у Робера все пошло не так, как хотелось, и на 20 круге Бера был уверен, что 1 раунд в борьбе с соотечественником он выиграл – Жан приехал на подиум, а Манзон сошел.В Бельгии месье Манзон вновь утер нос своим сотоварищам, упустив в квалификации только трех итальянцев из Феррари. В гонке же Робер сумел собрать все воедино и взял подиум! Первый для себя и второй подряд для Гордини. Бера сошел, и даже Клэз с Принцем сумели классифицироваться в топ-10.

Французское Гран-При также видело первую тройку из Феррари (Аскари-Фарина-Таруффи), а после них была другая троица Бера-Манзон-Трентиньян. Подиум был идентичен порядку подопечных Феррари в субботу, а на 4 месте пришел к финишу наш герой с больной рукой, опередив Трентиньяна на 2 круга, а Беру – на 4! А ведь от Жана ждали того, что он бросит вызов алым. Мазерати и британские коллективы, похоже, не смогут бросить вызов французам.

В Англии Манзон снова занял свое 4 место на решетке, опередив сотоварищей, среди которых, справедливости ради сказать, не было Бера. В гонке Робер сошел, а Принц и Клэз классифицированы за пределами десятки. Следующим местом борьбы был Норд Шляйфе, где Манзону и Трентиньяну удалось сделать невозможное – они оставили не у дел Таруффи, уступив лишь Аскари и Фарине. Бера только одиннадцатый. Однако, гонка все расставила на свои места, и Жан Бера запротоколирован четвертым, а остальные резиденты Гордини были вынуждены сойти. У Манзона причиной схода стало отлетевшее колесо...

На фоне субботнего успеха Майка Хоторна на скромном тогда Купере совсем затмил 5,6 и 8 места Бера, Трентиньяна и Манзона, соответсвенно. Проиграв квалификацию своим соотечественникам, Манзон сполна возместил в гонке: Манзон замкнул пятерку, пропустив вперед трех грандов из Маранелло и чудо-гонщика Хоторна и опередив Мориса. Жан в ауте. 3:2 в пользу Робера. Монца свидетельствовала о неплохой квалификации для Гордини (Морис – 4 место, Робер – 7, Жан – 11), но об ужасной гонке: 2 схода и проблемы у Манзона, из-за которых француз проиграл Аскари время 9 кругов. Манзон занял 6 место в личном зачете, переиграл Трентиньяна и Бера, пропустив вперед пилотов Феррари и открытие сезона – Майка Хоторна. Гордини признана второй командой чемпионата, а Жан Бера сумел даже 1 круг полидировать.

Скандал, назревший в конце сезона из-за оторвавшегося колеса и все-таки не должной надежности, вынудил Манзона уйти из команды после схода на Гран-При Аргентины'53 и из Формулы-1 вообще. Выступая на неофициальных соревнованиях, Робер Манзон тем не менее показывал классную скорость.

Вернулся в Королеву Автоспорта француз год спустя, гонясь за частную команду своего друга Луи Розье. Дебютировав на Феррари тогда во Франции, Робер смог добраться сходу до подиума! Однако, другие этапы того года для Манзона увенчались сходами и 9 местом в Германии. Оценив все таланты Манзона, Роберу было сделано предложение из Феррари, правда, стартовать за лучшую команду на Земле так было и не суждено.

Через год произошло возвращение Манзона в Гордини, но, к несчастью, команда была уже далека не так быстра и так же ненадежна, что и раньше. В итоге, Робер, квалифицируясь стабильно в топ-15, провел 8 этапов в Гордини и только дважды финишировал – оба раза на 9 месте.

Робер Манзон запомнится лидером команды, которая располагала очень хорошими пилотами: Бера вскоре перейдет в чемпионский Мазерати Фанхио, где будет стабильно приезжать на подиумы, а Трентиьян будет членом Феррари и будет побеждать в Гран-При. Месье Манзону не хватало лишь одного – надежной машины, что смогла бы увидеть клетчатый флаг, а не сдаться на полпути из-за своего агрессивного укротителя, коим был месье Манзон.