6 мин.

Том Прайс

О большом валлийском сердце, которое хранит в себе драконовую мощь патриотизма, было сказано, в частности в последнее время, очень много. Мы знаем, что каждый валлиец гордится тем, что он - валлиец. Исключением семья героя этого материала не стала.

Томас Малдуин Прайс родился в послевоенном Ритине, что в Денбишире. Отец - бомбардировщик королевских ВВС, мать - медсестра. Прайсы были показательным случаем непреодолимого желания семьи войти в средний класс. Правда, Томми явно желал более быстрой авторитетной социальной мобильности.

Питавший любовь к делу Джима Кларка, к дебюту Уэльса в Ф-1, благодаря Шэйну Саммерсу и Алану Рису, мальчик непременно мечтал о карьере в Королеве Автоспорта. Ни смерть кумира, ни гибель Йохена Риндта не стали для него отпугивающим фактором.

                                                        Кумир Тома Прайса - Джим Кларк

Джим Кларк

Путь к вершине для валлийца начался с победы на конкурсе, главным призом которого являлась машина Формулы-Форд. Сначала она, а затем последовали и Формула-3000, и Формула-3, и Формула-2. Дебют в первой Формуле состоялся в 1974 году на Гран-При Бельгии в составе команды Токен, которая вошла в анналы как команда, проведшая всего 4 этапа в своей истории.

В аккурат первый этап этого коллектива был неразрывно связан с Прайсом: 66 кругов преодолел Томас, после чего Джоди Шектер вытолкнул его (кругового), и Токен капитулировал. Суть в том, что наш герой провел ту гонку более чем отлично, заслужив предложение от нескольких коллективов.

Концовку сезона Томми уже проводил в Шадоу, став напарником Жан-Пьера Жарье. К голландскому дебюту валлийца Жарье уже заработал подиум и однажды финишировал пятым, выводя Шадоу в стан середняков. Удивить в новой команде сразу не удалось: проигрыш напарнику в субботу, авария в 1 повороте гонки.

                                                     

alt

Однако, на следующем этапе Том Прайс квалифицировался третьим, привезя почти полсекунды партнеру по команде и уступив лишь Ники Лауде и Ронни Петерсону! Правда, вновь до 1 поворота - контакт с Ройтеманном и Хантом. Оставшиеся гонки сезона у Шадоу не задались: лишь дважды оба пилота в одной гонке добрались до финиша.

Первые очки Уэльсу в Ф-1 сын бомбардировщика принес на Нюрбургринге. Прайс в том сезоне набрал очко против нуля у Жарье, а по квалификациям счет был ничейным. Первый год удался. Это подтверждается волной разговоров в межсезонье о будущем Томаса. Поговаривали даже о Лотусе, но Том остался.

Пожалеть о своем выборе в первые месяцы нового сезона Прайс успел, думаю не раз. Жарье дали новое шасси, а сын земли драконов был вынужден выступать дважды в Южной Америке на доработанном прошлогоднем. Вся соль была в двух подряд поулах француза против двух 14 мест на решетке у островитянина.

                                 Напарник Тома Прайса по Шадоу - Жан-Пьер Жарье

                        

Напарник Прайса - Жарье

Однако, уже в ЮАР пилоты были при прочих равных. Кстати, Жарье в первых двух гонках с поула не финишировал: в Аргентине вовсе не стартовал, а в Бразилии упустил победу из-за проблем с топливной системой. Противостояние в 1975 году между Жарье и Прайсом закончилось в пользу второго.

Дело все в том, что Шадоу так и не приобрела черту надежной техники, и к середине сезона Прайс финишировал лишь трижды, а Жарье вовсе единожды, правда на 4 месте против 6,9 и 12 мест у оппонента. Вторая половина того сезона была ознаменована новым достижением скромного парня из Ритина - в Монако он добился старта с 1 ряда, а в Сильверстоуне взял поул. В той самой легендарной гонке Прайс сумел проехать 20 кругов, пролидировав два последних. Но это было только начало.

В Германии с 16 места Том прорвался на 4-ое! В Австрии с 15-го на 3-е, даровав первый подиум своей маленькой родине, редкий своей небольшой команде и себе самому! И, наконец, 6 место при старте с 14-го в качестве десерта в Монце! Жарье был уничтожен: 8 очков против полутора! 10 строчка против восемнадцатой!

Квалификационный счет, стоит признать, был также разгромным, но в пользу Жарье - 10:4... Но очков и тогда за это не давали. Не отметить еще то, что новое шасси с новым для команды двигателем Матра в Австрии и Италии досталось именно Жарье, будет непростительно. Кстати, именно там Прайс выступил наиболее успешно на “старом” агрегате...

alt

Даже внушительный 1975-ый не стал для Прайса предпосылкой карьерного роста. Шадоу лишился в какой-то степени угрозы банкротства, заняв высокое 6 место в Кубке конструкторов, обогнав, между прочим, Лотус... Исходя из этого, теперь остаться - было, как минимум, не проигрышем.

Третий сезон в Формуле-1 для Прайса начался как нельзя лучше - второй подиум в карьере пришелся на первый этап в Бразилии при старте с 12 места. Однако, выступая на прошлогоднем, немного доработанном шасси, подобно блистать было невыполнимой миссией ни для валлийца, ни для Жарье.

Период “Бразилия-Австрия” для Шадоу ДНБ5(б) был запоминающимся лишь благодаря подиуму в первой гонке и 4 месту Прайса же в Англии. Но главным плюсом была надежность: только 3 схода у Жарье, и всего один у Тома. В конце августа валлиец в Голландии получить новое шасси, а Жан-Пьер будет выступать пока на старом.

Плоды не заставили себя ждать: Томас уже в Зандфорте вновь был четвертым, но в остальных 4 этапах валлиец дважды сошел и дважды не добрался до очков. Его напарник получит новый автомобиль на Гран-При США в 1977 году...

                  

alt

Квалификационная форма Шадоу была на порядок хуже прошлогодней и, необходимо подчеркнуть, что и с новой техникой у Прайса, прямо скажем, также не перло. В этот раз валлиец выиграл субботний бой длиною в сезон со счетом 12:4 (7:4 на одинаковых авто).

В конце сезона Жан-Пьер ушел из команды, не смирившись со статусом второго номера при первенстве более молодого, менее опытного, спокойного и скромного джентльмена. Последние три этапа своей жизни Томас Прайс провел на шасси, которое так и не досталось будущему пилоту Лижье.

                     

alt

Этап в ЮАР стал роковым для еще одного пилота, так и не перешедшего в команду уровня “ТОП”. Быть может, отсрочивая переход из Шадоу, Том лишил нас еще одной известной легенды о бесстрастном фанате, человека с большим валлийским сердцем дракона.

Здесь комментарии излишни...