7 мин.

Поднятая целина

Первые Королевские скачки в Аскоте состоялись в 1711 году. Перед лицом 300-летней летописи лошадей, шляпок и шампанского практически любое событие покажется не слишком значительным – даже если это торжественное открытие очередного сезона старейшего в мире футбольного турнира. Даже если это первый матч Кубка Англии в истории клуба «Аскот Юнайтед». Даже если это первая в мире игра, прямая трансляция которой пройдет в сети Facebook.

Так или иначе, Аскот в очередной раз готовился попасть в историю. Местный футбольный клуб, играющий на стадионе с предсказуемым названием «Ипподром», был основан еще в 1965 году, к 2009-му добрался до 9-го английского дивизиона (Hellenic Football League Premier Division), модернизировал мачты освещения, перестроил клубный офис и обязательный бар внутри – и наконец получил право заявиться в Кубок Англии. Ему пришлось начинать с самого первого из четырнадцати раундов турнира, который в этом сезоне принял рекордное количество команд (763), зато дебют «Аскота» в Кубке был выбран матчем открытия.

Соперником «Аскота» стал ФК «Уэмбли» – клуб, базирующийся в нескольких милях от места проведения финала Кубка Англии. Второй тренер Гари Маккейб рассказал мне, что в хорошую погоду тень от арки над «Уэмбли» падает аккурат на поле их маленького стадиона. «Нам вообще довольно легко играть в Кубке Англии, – хвастал Гари, поминутно сплевывая под ноги и покрикивая на разминающихся игроков. – Остальные команды спят и видят себя на «Уэмбли», для них это мечта всей жизни, а нас-то этим «Уэмбли» не удивишь – мы все живем рядом и периодически гоняем мяч на том самом поле с местной администрацией».

Возможно, даже в статусе премьеры нового кубкового сезона матч «Аскота» и «Уэмбли» не вызвал бы особого ажиотажа (на матчи Extra Preliminary Round в среднем приходит около сотни человек), если бы не компания Budweiser. В июне американские пивовары подписали контракт с английской Футбольной ассоциацией на три года, заплатив за спонсорство Кубка Англии 24 миллиона фунтов – примерно столько же, сколько получит миланский «Интер» от Сулеймана Керимова за Самюэля Это’О. А пиарщикам Budweiser пришла в голову отличная сделать из матча открытия шоу для аудитории, превышающей вместимость любого стадиона в мире – пользователей сети Facebook.

...Выйдя из электрички, покатившей дальше на запад, в Рединг, я оказался в месте, никак не выдающем своей причастности к футболу. Вдоль дороги, усыпанной сосновыми иголками, висели плакаты «Аскоту – 300 лет», на горизонте виднелось новое здание ипподрома (на старом, помнится, Роджер Мур в роли Джеймса Бонда следил за экс-агентом КГБ Кристофером Уокеном), а стадиончик «Юнайтед» прятался где-то в полях, по которым королевский кортеж обычно едет от гелипорта к ипподрому. Зато возле самого стадиона хватало трогательных примет британской футбольной провинции – от покосившейся билетной будки до скамейки на запасном поле.

Главным предматчевым аттракционом был, собственно, кубок Англии, выставленный для желающих с ним сфотографироваться. Честно говоря, было невероятно странно видеть трофей, привыкший красоваться перед 90-тысячной аудиторией на «Уэмбли», на пригорке с очередью из десяти-пятнадцати человек. Впрочем, за долгую историю турнира с кубком чего только не случалось – не далее как в мае, например, он побывал в руках Марио Балотелли.

Купившие билет (280 рублей) отправлялись за пивом и бесплатными бургерами, которые оказались настолько хороши, что в моей ленте твиттера какое-то время мелькал хэштег #bestburgerever.

В перерыве объявили номера счастливых билетов: пять зрителей вышли на поле бить пенальти Дэйву Безанту – тому самому вратарю, который первым отбил пенальти в истории финалов Кубка Англии и помог «Уимблдону» выиграть эпический матч у «Ливерпуля». Тем, кто забил, полагались два билета на «Уэмбли». Отличились четверо из пяти, а самый эффектный удар получился у единственной девушки.

Игры команд низших дивизионов чаще всего развиваются по двум сценариям: либо одна наголову превосходит другую и громит соперника; либо матч состоит из обоюдных ошибок и заканчивается чем угодно. Тут был скорее второй случай – в принципе, игроки «Уэмбли» были чуть сильнее, попали в первом тайме в штангу и в перекладину, но голов не забили. За зрелищность в первые 45 минут по большей части отвечал помощник тренера «Уэмбли» (сам тренер, он же капитан команды, отыграл все 90 минут), надевший бежевый костюм с розовым галстуком и выдававший персональные указания не только футболистам, но и зрителям на противоположной трибуне, а также видеооператору на вышке.

Зато во втором тайме дела пошли поживее – гости наконец-то забили после розыгрыша углового, болельщики «Аскота» попробовали организованно пошуметь, а два фана «Уэмбли» прямо на моих глазах сочинили кричалку в поддержку молодого и очень быстрого нападающего своей команды, которого они увидели впервые и не знали по имени: «Палка и круг! Палка и круг!» (stick and circle) – указывая на 10-й номер на его спине. «Аскот» отыгрался с пенальти за пять минут до конца и уже готовился к переигровке в двух милях от «Уэмбли», но на последней минуте гости все-таки забили победный мяч – совершенно типичным для Британии образом компенсировав не самую зрелищную игру превосходным сюжетом.

А потом пришло время цифр. Диктор на стадионе объявил не только время ближайших поездов в Рединг и Лондон, но и количество зрителей. Рекорд домашней посещаемости «Аскота» (450) оказался побит эффектнейшим образом – на матч пришло 1149 человек; так миллионер на аукционе выигрывает лот, повышая цену сразу в несколько раз. Более того, в фейсбуке игру посмотрели 28 тысяч человек. Даже по меркам 700-миллионной социальной сети это было довольно круто – особенно для матча команд девятого дивизиона. Особенно в пятницу вечером. Особенно если затраты на организацию этой игры были равны стоимости мизинца левой руки Самюэля Это’О.

Другие темы в блоге «Coffee & TV»

Песня про Демпси

Снова первый

Еще три причины смотреть чемпионат Англии