6 мин.

Рафаэль ван дер Ваарт: Цыганская звезда Бетиса

Долорес выбирает масло и креветки для омлета. «Теперь он будет есть то, что любит» — улыбается бабушка солнечным уютом Чикланы де ла Фронтера, Кадис, Андалусия.

Он — Рафа ван дер Ваарт, краса и гордость Академии Аякса, звездная душа сборной Голландии, человек, не играя чистого нападающего, забивший 157 мячей на высшем уровне. Новый игрок Бетиса едет домой.

«Я начну подготовку к сезону здесь. Где родилась моя мать, где в доме пахнет бабушкиным омлетом, а пляж Баросса был филиалом дома. Я уже играл в Испании и всегда хотел сюда вернуться. Очень важно и то, что из Севильи до дома я на спор могу доехать за час, я — отличный гонщик. Кроме того, история Реала осталась незакрытой страницей. Имя Бетиса не так громко, но есть далеко идущие планы и я счастлив быть частью этого проекта» — говорит андалусский цыган по матери.

Пепе Мель: Речной тренер

Его игра — душа навстречу ветру. В ней звучит музыка ночных костров и трепет гитарных переборов. Сменяемые быстрым бегом удалого коня, танцем Солнца и решительным боем один против всех. В котором нечего терять и можно только выиграть.

Последний романтик большого футбола

Он обещал своему деду закончить карьеру в Кадисе. Был близок к тому, чтобы нарушить — интенсивный сезон с Гамбургом звал  в один из санаториев MLS, особенно настойчив был Канзас, забронировавший персональный номер. «Мы напомнили ему о семейной клятве и соблазнили идеей двух команд Лиги Чемпионов в одном городе  — раскрывает карты спортивный директор Бетиса Эдуардо Масиа. Севилья — конечно, не Мадрид, где две команды Лиги Чемпионов есть уже сейчас и не совсем Кадис, но расстояние между городами всего 120 с небольшим километров, Гвадалквивир есть и у них, и у нас. Надо сказать, что здесь сошлись две составляющих. Рафа — настоящий спортсмен, ставящий футбольную мотивацию выше финансовой и он очень любит Андалусию».

Странно, но при всем таланте авансы лучшему Золотому мальчику Европы 2003-го года остались большей частью, нереализованными. Титулы добывались только в Аяксе. При всем уважении к Эрдивизии, это, все же, второстепенный чемпионат. Остальная карьера — Суперкубок Испании, европейская бронза и мировое серебро со сборной, за которую сыграл 109 матчей. Больше только у Франка де Бура — 112, Уэсли Снейдера — 115 и Эда ван дер Сара  — 130. Место среди бомбардиров скромнее  — только 13-е, но зато опережает Марко ван Бастена  — 25 мячей против 24.

Сборную можно называть грандом. На клубном уровне такого практически не случилось. Последний всплеск Аякса — команда ван Гаала середины 90-х, к слову, очень быстро распроданная и тем подтвердившая ориентиры клубной политики Вырастить — Засветить  — Заработать, бренд Реала еще громче, но Флорентино Перес был уже тогда, а значит, навыки строителя оттачивались на команде в режиме он-лайн. Достаточно вспомнить, например, что тогдашний тренер Мануэль Пеллегрини просил президента оставить именно голландскую тройку Роббен — ван дер Ваарт — Снейдер, вокруг которой будет строиться атака команды и сразу после этого первый оказался в Баварии второй в Тоттенхэме, а третий в Интере. Боевые друзья выиграли по Лиге Чемпионов и по несколько национальных первенств с Кубками, их мозговой центр, от которого зависели все направления и ритмы атак помог Модричу и Бэйлу дотянуть шпор до уровня Лиги Чемпионов, но на большее его не хватило.

Его главным клубом стал Гамбург — в общей сложности 186 матчей и 65 забитых мячей. Эта команда гремела в 80-х и даже побеждала в Кубке Чемпионов. С тех пор ее знамена потускнели и в пору Ваарта разброс мнений колебался от 3-го места в сезоне 2005/2006 до волшебного спасения в самом эндшпиле сезона в двух последних чемпионатах.

Описывать игру классической десятки — неблагодарное дело. Пусть он и выступает под 23-м номером. «Никакой особой истории с ним не связано — говорит футболист — важно играть в основном составе, а не то, какая цифра стоит на спине и на шортах. У Рональдинью, например, был фрагмент выступлений под 80-м номером, Бекхэм играл под 23-м и 32-м. От этого они не переставали быть Рональдинью и Бекхэмом. Зидан — та же история. 10-ка у него была только в сборной. В Мадриде 5-й, раньше в Ювентусе был 21-й. Вот Снейдер и Роббен действительно, всегда спорили за эту майку. Но скорее, в шутку. У них есть у каждого по своей истории, связанной с этим номером. По юношам я иногда экспроприировал и тогда на меня сердились оба. Сердитесь? Нет проблем. Мяча не получите — ну, Рафа, ну…Ну, мы просто пошутили».

Голландский футбол тяжело не уважать. За стойкость, непоколебимую уверенность, умение бороться, отменную функциональную готовность и тактическую грамотность. На субъективный взгляд, его недостаток — прямолинейность. Те же Роббен и Снейдер — очень большие футболисты. Но, как хороший актер отличается от плохого разнообразием приемов, так и здесь с точностью до секунды можно просчитать, куда эти люди пойдут за мячом, какими финтами будут обыгрывать на скорости, когда и куда именно пробьют по воротам.

Ваарт всегда непредсказуем. Он может обыграть на месте, или, уйти в побег, одним касанием выдать проникающую через две зоны, или, показав удар, сыграть короткий пас на ход, или, атаковать ворота с любой точки за центром поля. Это, в любом случае, будет тактически верное и обострящее решение. Скорее всего, красивое и остроумное.

Второе дыхание

Генно родное Солнце вместо прохлады севера центра Европы, команда с амбициями вместо борьбы за выживание, творческая Лига вместо силовой, новая жена вместо старой. «Комментариев по Сильвии не будет. Я благодарен ей за 10 лет и за то, что мы расстались, в итоге, соблюдая интересы друг друга. Известно, что мы достаточно давно отдалились и в этой связи естественно, были не обязаны блюсти взаимную верность.

Меня абсолютно устраивало происходящее, ведь браки, говоря совсем честно, существуют только на бумаге. Люди или вместе, или, нет. Третьего не дано. Так случилось, что мы стали близки с Сабией Булахруз, бывшей женой моего друга Халида Булахруза. История достаточно запутанная и не нуждается во всеобщем рассмотрении. Могу сказать только, что Халид на меня не в обиде, их отношения тоже распались достаточно давно.  Как бы ни было, Сабия забеременела. Мы уже знаем, как будут звать нашего сына, но она хочет, чтобы он родился в законном браке. Собственно, вся формальная причина развода только в этом».

В Андалусию приехали все вместе — Рафа, его сын от первого брака, Сабиа и двое ее детей. Поселились в пятизвездочном отеле в районе пляжа Новый Санкти Петри. «Задачи просты. Посетить всех родственников, пройти все рестораны, пожрать весь бабушкин омлет с креветками и заплыть подальше в море. В общем, совершить весь циничный разврат, который доступен только в отпуске. А, и да, обещание закончить карьеру в Кадисе остается в силе. Когда закончится контракт с Бетисом, мне будет 35. Сейчас со всем вниманием слежу за их борьбой с Бильбао за выход в Сегунду. Будет сложно, но, думаю, все возможно».

Все двери всегда открыты. «Он — абсолютно нормальный парень. И ведет себя так, будто никогда никуда не уезжал из Чикланы. Ну а его семья — это наша семья. Он — часть семьи» — говорит двоюродный брат Косме. А второй сын Рафы родится уже в Андалусии. Тем ближе к своей земле.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

donbalon.ru