5 мин.

«Аталанта» уверенно обыграла «Лацио» в Риме, показав и узнаваемые, и необычные черты своей игры

«Лацио» подходил к этому матчу в неоднозначном состоянии: с одной стороны, все еще удается держаться в гонке за Лигу Чемпионов, не так давно столичные разгромили «Милан», провели с «Ювентусом» равный матч в Турине (все решил стандарт); при этом из Кубка Италии, несмотря на неплохой перфоманс, все-таки вылетели, в прошлом туре Серии А случилась необязательная потеря очков в Вероне.

Выезд команды Сарри в Верону был интересен в том плане, что соперник, как и «Аталанта» прессингует персонально, не отходя от своих принципов даже на фоне серьёзной текучки кадров (как среди игроков, так и по поводу главных тренеров).

В плане созидания та игра получилась не самой выдающейся для римлян: «Верона», обороняясь большую часть матча, хорошо ограничивала «Лацио» — острота более-менее приходила только из ситуаций, когда кипер Проведель играл длинными передачами на Милинковича-Савича, и Сергей после приема мяча решал эпизоды вместе с Дзакканьи, Иммобиле и иногда подключавшимся из глубины Катальди.

Да, Сарри пытался подстроить структуру владения под прессинг соперника (часто в низких позициях оказывались Педро и Луис Альберто, наоборот выше обычного уходил Катальди), но вряд ли можно сказать, что эти идеи поставили оборону «Вероны» в очень трудное положение.

«Аталанта» в этом сезоне, как мы уже много раз замечали, старается играть в более прагматичный футбол в сравнении с привычным рисунком. Касается этот момент в первую очередь прессинга, а конкретно — распределения ролей между опорниками и латералями.

Латерали у Гасперини больше не действуют по фулбекам соперника в финальной трети — теперь их накрывают находящиеся довольно широко центральные полузащитники. Сами латерали остаются с вингерами. Соответственно, поменялась роль и крайних центральных защитников. Вероятно, раньше против команды с тройкой нападающих они бы были прямыми оппонентами вингеров, но теперь должны выдвигаться на восьмерок.

Мотивы Гасперини можно понять: «Аталанте» не раз доставляли проблемы за счёт низких позиций фулбеков при розыгрышах. Перед латералями возникала дилемма — дать свободу своим оппонентам или подняться слишком высоко, что достаточно рискованно. Привычные метрики, характеризующие прессинг, вряд ли дадут здесь неискаженную картину по «Аталанте»: «Лацио» нацелен на короткие розыгрыши — за счет этого показатель PPDA увеличивался, а отрезки в более низкой обороне под конец каждого из таймов опустили среднюю линию оборонительного действия «Аталанты» почти до уровня «Лацио» (43,3 метра). Более показательными будут распределение действий и наклон поля — примерное равенство при условии преимущества «Лацио» по владению (62%). Проще говоря, у «Лацио» было довольно много стерильного владения, а также наблюдались проблемы с контролем территории. Наиболее яркие моменты «Лацио» в созидании так или иначе упираются в противостояние Милинковича-Савича со Скальвини. Сергей снова становился адресатом длинных передач от Проведеля, но в таких эпизодах вокруг него были ситуации 2v3/2v4. Хотя шансы конвертировать «воздух» во что-то интересное имелись. Эпизоды для дальнейшего развития Милинкович-Савич тоже получал: ему удалось выиграть четыре верховых единоборства вне своей трети.

Принятые Сергеем Милинковичем-Савичем передачи в этом матче

Лучший момент «Лацио» в первом тайме (как выяснилось позже — за весь матч) также пришел из схожей ситуации: Сергей принял длинный пас от Проведеля внутри финальной трети, прокинул мяч и вышел на ударную позицию, но получилось так, что его шанс попытался использовать Иммобиле (неудачно). Показательно, что Скальвини был заменен уже на 59-й минуте матча, и это вполне повод полагать, что Гасперини не был доволен его работой против серба. Однако на этом успехи «Лацио» в атаке заканчиваются. Прессинг «Аталанты» (как в более, так и в менее активной формах) работал хорошо — сильный матч выдали центр полузащиты и латерали. Отдельно среди них хочется отметить Хатебура, чьим прямым оппонентом был очень сильный 1v1 Дзакканьи, однако у «Лацио» нет ни одного входа на ведении в радиус 20 метров от ворот Муссо. Маттиа всё-таки запрыгнул в топ-5 по показателю fields gained с учетом ведений мяча, но обычно он ощутимо выделяется на фоне других игроков (хотя бы внутри своей команды). Кроме того, Хатебур сфолил всего раз за игру, хотя в течение минувшего года на Дзакканьи нарушали правила чаще всех в топ-5 лигах среди вингеров. Хатебуру (и Паломино, который вышел после вынужденной замены Ханса) удавалось останавливать его и без этого. При владении «Аталанта» прямолинейна и серьезно нацелена на фланги, мало задействуя опорную зону соперника. Это не новость, что подтверждается кластерингом.

Классы передач в финальную треть, которые наиболее явно выделяют «Аталанту» на фоне остальных команд Серии А в этом сезоне

В этой связи можно понять выбор Сарри на фланги обороны: Марушич и Хюсай без мяча менее проблемны, эта же пара выходила и на «Милан» (где слева есть Леао). Ладзари более адаптирован к схеме с пятью защитниками в линию — та же ситуация у новичка команды Луки Пеллегрини, который хорошо провел первую часть сезона в обороняющемся в рамках структуры 5-Х-Х «Айнтрахте». Однако, Марушич не оправдал возложенных на него надежд при игре в обороне. Его прямой оппонент Лукман стал лучшим игроком матча с точки зрения метрики xT и был главным игроком в атаке «Аталанты» (что привычно по этому сезону). Показателен гол Дзаппакосты: момент начался с того, что Марушич проспал забегание Лукмана ему за спину, тот принял мяч, и все, что мог сделать Адам в этой ситуации, — потянуться в сторону мяча и выбить его в зону перед штрафной, куда вбегал Дзаппакоста. Есть мнение, что против игроков типа Лукмана многие тренеры, которые хорошо организовывают оборону в низком блоке, использовали бы сдвоенные фланги (как Шон Дайч с «Арсеналом»). Однако вингеры у Сарри пятыми в линию не садятся и в целом внизу обороняются в щадящем режиме. Соответственно, не стоит удивляться тому, что Андерсон не успел накрыть Дзаппакосту в момент удара. При этом справедливо будет заметить, что «Аталанта» долгое время не могла создать шанс уровня того, что был у Иммобиле. Гости нагнетали за счет количества моментов. Ранее мы уже привыкли к такому поведению команды Гасперини, когда в начале матча объем давления и сам факт нанесения удара важнее его качества. Однако в дальнейшем «Аталанта» стала получать явные голевые моменты. И хотя уровень сумбура в конкретных атаках мог отличаться, но все ситуации объединял тот факт, что «Лацио» стал меньше заботиться о структуре на случай чужих быстрых атак. По этой причине итоговый успех «Аталанты», у которой набралось четыре больших шанса, можно назвать заслуженным.

Реджиста