Referee
Блог

Правило №11. Положение "вне игры". Часть 1

Многие из нас, не согласные с решением линейного арбитра, так не вовремя поднявшего этот злосчастный флажок во время атаки нашей любимой команды, чертохвостят лайнсмена, на чем свет стоит. Взмах желтого флага расценивается не иначе как суета красной тряпки. Кричим, негодуем, не задумываясь над тем, что, может быть, он знает немного больше нас, и правильно разобрался в эпизоде.

Сегодняшняя статья станет отличным пособием для тех, кто не до конца понимает все тонкости и нюансы каверзного Правила №11 о положении «вне игры», а для некоторых оценки некоторых фрагментов вызовут удивление или даже введут в ступор, как это случилось со мной, когда я консультировался по некоторым эпизодом с профессиональными арбитрами.

Итак, пред тем как начать разбирать самые трудновоспринимаемые ситуации, в первой части разберем основы положения «вне игры». Согласитесь, ведь нельзя перейти к высшей математике, научиться правильно высчитывать производные и интегралы, не освоив элементарных арифметических основ. Поэтому давайте «окунемся в начальную школу» и освоим или вспомним (кому как удобнее) основы Правила 11.

Часть1. Введение.

Любой фол теоретически может быть оправдан ситуативной необходимостью, тогда как эпизоды, связанные с офсайдом, - это всегда чья-то ошибка. Защиты, нападения, наконец, судьи. Ошибка, которая зачастую кардинальным образом меняет ход игры, а иногда и целого турнира. Вспомним хотя бы "похороны" великолепной сборной СССР в 1/8 финала ЧМ-86 в матче с бельгийцами или гол итальянцев на ЧМ1990 года, непостижимым образом отмененным взмахом линейного арбитра.

А впрочем, стоит ли далеко ходить. Последний ЧМ ознаменовался рядом спорных решений человека со флажком. А какие красивые голы срывались из-за этого: и ударом в падении через себя и элегантной подрезкой пяточкой.

Любой футбольный арбитр от делающих первые шаги на этом поприще до рефери ФИФА были просто не в состоянии не оказаться жертвами офсайдных ловушек. Ошибался каждый и не один раз. Такова футбольная жизнь. Некоторые оплошности откровенно вводят в недоумении. Как он мог этого не разглядеть?!

Как правило, фамилий наших сегодняшних героев никто не знает. Но, именно, они иной раз принимают ключевое решение в матче. К примеру, памятный офсайд в матче Аргентина - Мексика всегда будет ассоциироваться с именем Роберто Розетти, который после этой встречи закончил свою игровую карьеру. А имя того самого лайнсмена, принявшего парадоксальное решение, многие так и не узнали. Он, между прочим, все так же курсирует вдоль боковой линии в итальянском чемпионате, продолжая время от времени принимать очень странные решения.

Или Эвребе, допустим, знает весь мир, а его помощника, который окончательно похоронил карьеру норвежского судьи вот в этом моменте, нет.

Обратный пример. Весь мир отмечал, какого замечательного прогресса добился Говард Уэбб, а имен его помощников, без которых выдающийся прошлый сезон с двумя финалами не состоялся бы, помнят единицы. А ведь Майк Малларки и Даррен Канн идеально провели еврокомпанию 2009/2010, увенчав его фактически безупречной работой на чемпионате мира. Не зря, эти два человека считаются "передовиками" в своем нелегком деле.

Функции помощника на фиксацию «вне игры» в отдельных моментах крайне сложные. Он должен одновременно контролировать мяч, партнера, которому мяч будет направлен, и расположение предпоследнего защищающегося игрока команды соперников, желательно располагаясь на одной линии с ним, проанализировать сложившуюся ситуацию в доли секунды и вынести вердикт. И все это под давлением трибун, которые находятся буквально в паре метров от ассистента, напутствуя недобрыми словами, бросают помимо колкостей и что-то потяжелее, а, иногда, издеваются и более изощренным способом.

Помимо всего этого, в матче бывают моменты, в которых фактически невозможно визуально определить с большой точностью без повторов, было ли нарушение правил. Не забудем и о том, что с ростом качества показа матчей по телевидению работа помощников судьи в части определения офсайда значительно усложнилась.

К примеру, на прошедшем мундиале в матче Португалия - Испания единственный гол был забит из офсайда. И хоть, как посчитали специалисты, офсайд составил всего лишь 22 сантиметра, это ошибка по своей сути не сильно уж и отличалась от оплошности итальянской бригады. Но, с другой стороны, как можно винить арбитров в этой ситуации.

Правило о «вне игры», как ни странно, является одним из самых сложных и каверзных в футболе всех времен, несмотря на то, что текст Правил прост, излагается коротко и ясно. В Правилах игры они размещаются буквально на одной страничке, но говорить о нем можно гораздо больше, чем мы незамедлительно займемся.

Часть 2 . Определение.

Игрок находится в положении «вне игры», если в момент удара по мячу его партнером по команде он находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок обороны.

К примеру, в данном случае арбитр, несмотря на все протесты забившей гол команды, поступил совершенно правильно, отменив их гол. Сейчас вы поймете, почему?

Для нахождения игрока в положении «вне игры» надо, чтобы атакующий футболист оказался ближе к воротам соперника, чем мяч, а именно условная линия мяча, параллельная линии ворот и предпоследний игрок обороны. Причем предпоследним игроком обороны может быть не только защитник, но и вратарь, а может оказаться так, что и вратаря в воротах не окажется, а может оказаться и так, что ближе к линии своих ворот окажутся два защитника (причем не обязательно по амплуа, а именно игроки обороняющейся команды), и даже вместе на одной условной линии, параллельной линии своих ворот. Так вот, если атакующий футболист пересечет эту условную линию и окажется ближе к воротам соперника, то находится в положении «вне игры».

А теперь самое необходимое условие, только при выполнении которого, игрок может быть наказан за нахождение в этом положении свободным ударом. Он должен оказаться за этой условной линией раньше, чем его партнер сделает ему передачу или, что еще более точно, нанесет удар по мячу. Т.е., при определении у игрока положения «вне игры» надо учитывать момент удара по мячу его партнером по команде и положение атакующего футболиста относительно мяча и предпоследнего игрока обороны именно в этот самый момент удара по мячу.

Следовательно, важно то, где находился нападающий (опять-таки, не обязательно по амплуа, а именно по ходу развития атаки) в момент удара по мячу его партнером по команде, а не по приему мяча. Может даже оказаться так, что игрок принимает мяч, а вокруг него нет ни одного защитника и кажется, что он находится в 5-метровом офсайде, хотя на самом деле он именно в момент удара по мячу его партнером по команде был в правильном положении.

Может даже получиться так, что игрок принимает мяч на своей половине поля, а помощник поднимает флажок, фиксируя офсайд. Казалось бы, где логика с точки зрения болельщиков и игроков? А на самом деле он просто был в положении «вне игры» в момент удара, а потом вышел из-за этой условной линии и получил мяч.

ВИДЕО

Этот ролик показывает то, как часто бывает обманчивым впечатление о том был ли действительно нападающий в момент передачи в положении «вне игры». В момент получения мяча офсайд кажется очевидным, а на самом деле в момент передачи он располагался на одной линии предпоследнего игрока обороны, т.е., находился в правильном положении.

Подобные эпизоды, когда атакующий и обороняющейся игрок, словно частицы в андроновом коллайдере, несутся на встречу друг другу (один открываясь под передачу партнера, второй, чтобы создать искусственный офсайд), одни из наиболее сложных для восприятия арбитров. «Сфотографировать» положение игроков, именно, в момент передачи, особенно, когда футболисты не статичны, особенно, когда следует длинная передача и мяч находится на другой от лайнсмена половине поля, неимоверна сложная задача.

Часть 3.

При определении положения «вне игры», слова «ближе к линии ворот соперника» означают, что любая часть его головы, туловища или ног находится ближе к линии ворот соперника, чем и мяч, и предпоследний соперник. Руки не подпадают под данное определение.

Отметим, что до этого разъяснения было принято считать, что если при определении нахождения игрока за линией офсайда через тела (а скорее даже, ноги) нападающего и предпоследнего игрока обороны можно было провести условную линию, паралелльную линии ворот, то нападающий считался в правильном положении, если же между телами этих игроков было "пустое пространство", то это нарушение.

Рассмотрим следующий эпизод:

Обратите внимание, ноги защитника и нападающего находятся в момент передачи на одной линии, и если бы нарушение фиксировалось бы по ним, то никакого нарушения правил не было и в помине. Однако корпус и голова Торреса располагаются ближе к линии ворот, следовательно, арбитр поступил правильно.

А вот еще более сложный момент, где нападающий располагается с защитником на одной линии, но голова атакующего игрока находится ближе к чужим воротам.

Микроскопический, но, тем не менее, офсайд.

Часть 4.

Также важно помнить, что офсайд фиксируется не обязательно после передачи, но и тогда, когда игрок находящийся впереди всех игроков, добивает мяч, отлетевший от вратаря или от штанги. Тем самым, извлекая преимущество из своего положения.

Игрок (А) бьёт по воротам, мяч отскакивает от вратаря и игрок (В) касается мяча: фиксируется оффсайд, т.к. игрок (В) в момент удара находился во вне игры.

Показательный момент:

ВИДЕО

Данный гол забит с нарушением правил.

Часть 5.

Еще раз акцентирую ваше внимание

«Игрок находится в положении "вне игры", если он находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника (включая вратаря)».

Да, да, предпоследний игрок обороны - это не обязательно защитник. Предпоследним игроком обороны может быть абсолютно любой по амплуа игрок, в том числе и вратарь. Следует понимать, что линия офсайда и последний защитник - это не одно и то же. В следующем эпизоде мы и наблюдаем такую картину.

В первый день чемпионата мира по футболу большой резонанс вызвал незасчитанный узбекским арбитром Равшаном Ирматовым и его бригадой гол сборной Мексики в ворота хозяев турнира - команды ЮАР. Чтобы в дальнейшем не возникало жарких дискуссий на ровном месте, попробуем детально разобрать данный момент.

Итак, Торрадо подает угловой с левого фланга на Франко. Тот сбрасывает мяч на дальнюю штангу, где его заносит в ворота Вела.

В этом моменте в момент передачи линия офсайда проходит через вратаря, а не через защитника, так как именно вратарь оказался предпоследним игроком обороны, а защитник - последним (самым близким игроком к линии собственных ворот). Следовательно нападающий, забивший гол, находился в момент передачи за линией офсайда и должен быть наказан свободным ударом за нахождение в положение "вне игры" и активное вмешательство в игру. Гол правильно не был засчитан.

По этой же причине должен был быть отменен гол Домингеса, насколько бы красивым он не был.

Часть 6.

Еще одним заблуждением является такой сложившийся стереотип. Если при выходе двоих нападающих на вратаря при полном отсутствии игроков обороны мяч направлен вперед по направлению к воротам, то в умах многих уже сформировалось, что в таком эпизоде следует фиксировать «вне игры».

Это не так, важно не то, куда направлен мяч вперед или назад, а то где находился партнер нападающего относительно этого мяча. Если в момент удара или передачи он ближе к линии ворот, то это действительно «вне игры», а вот если нет, то и положения «вне игры» тоже нет.

Этот эпизод очень точно характеризует описанную выше ситуацию. Нападающий, забивший гол был в момент удара по мячу его партнером по команде дальше к воротам соперника, чем мяч. И даже, несмотря на то, что мяч был направлен вперед, гол должен быть засчитан.

А вот более тонкий эпизод. И вновь смотрим на то, что ближе к линии ворот: мяч или игрок, получающий пас.

В данном случае, мы видим, что лайнсмен отстал от эпизода, и не смог верно разобраться в моменте. Гол должен быть засчитан.

Та же история, если мяч попадает к партнеру через чужого вратаря или каркаса ворот.

Как мы видим на стоп-кадре, колено игрока, идущего на добивание, находится чуть ближе, чем условная линия офсайда, проходящая через мяч в момент передачи. Следовательно, данный гол не должен быть засчитан.

Важно отметить, если у помощника нет полной уверенности по поводу нарушения, связанного с положением «вне игры», флаг поднимать не следует.

Часть 7.

Следующий пункт правила №11 гласит, что игрок не находится в положении «вне игры», если в момент удара по мячу его партнером по команде находится на своей половине поля, на одной линии с предпоследним игроком обороны, или двумя последними игроками обороны.

Этот пункт достаточно понятен и означает, что, игрок может оказаться ближе всех защитников и мяча к воротам соперника, но на «своей» половине поля и тогда он не может быть в положении «вне игры» просто по определению. Вторая часть этого пункта уже подробно разобрана нами выше. Кстати, из этого пункт правила следует, что средняя линия поля также может служить для определения у игрока положения «вне игры», но только в том случае, если все защитники находятся на «чужой» половине поля, а мяч находятся под контролем атакующей команды, но еще на «своей» половине поля для владеющей мячом команды.

Как мы видим, игрок в момент передачи полностью находится на своей половине и никакого «вне игры» здесь нет и близко. Помощник в данном эпизоде ошибся.

Можно также вспомнить и памятный гол Рауля в финале Лиги Чемпионов из подобной ситуации.

ВИДЕО

Занятно, что если атакующий игрок хоть одной ногой находится на чужой половине поля, то в таком случае лайнсмен должен поднять флажок, фиксируя нарушение «вне игры»

Часть 8.

Теперь рассмотрим следующий эпизод.

Игрок защищающейся команды случайно или умышленно оказался за линией своих ворот, его партнер (возможно, вратарь) оказался один напротив нападающего, который получает мяч от своего партнера. Казалось бы, нападающий ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний соперник в момент удара по мячу его партнером по команде, поскольку другой защитник находится за пределами поля. «Вне игры»? Исходя из последних рекомендаций, НЕТ. Т.е., защитник, оказавшийся за линией своих ворот, считается в игре до тех пор, пока он не получит от судьи разрешение на то, чтобы покинуть поле.

Этот гол в свое время вызвал множество вопросов.

Вкратце напомним, что в момент, когда форвард голландцев буквально расстреливал ворота Италии с нескольких метров, за лицевой линией лежал защитник Скуадры Адзурры Кристиан Пануччи, который "выпал" за поле после столкновения с голкипером своей же команды. После матча игроки итальянской сборной (тот же Буффон) обвинили судью в том, что он не имел права засчитывать гол, потому что это был чистый офсайд. Как оказалось, даже звезды мирового уровня и те не знают всех нюансов футбольных правил

Гол забит в соответствии с правилами игры. Если футболист обороняющейся команды (в данном случае Пануччи) неумышленно по инерции покидает поле, он по-прежнему считается находящимся в пределах поля - на линии ворот. Потому ван Нистелрой находился в правильном положении, условно имея перед собой двух игроков соперников. Если бы защитник покинул поле умышленно, то гол также нужно было бы засчитать, а футболисту, вышедшему за пределы поля, следовало бы показать желтую карточку.

Не раз и не два возникали различные вопросы по этому пункту правил. Не раз и не два направлялись ответы, а со временем сформулировали и четкую трактовку таких моментов. Защитники сборной Италии должны были в том эпизоде перестроиться и не оставлять за своими спинами нападающего голландцев.

Левников, комментируя этот эпизод, рассказал еще одну занимательную историю:

"Пункт правил совсем не новый. Разъяснение давалось очень давно: у нас - еще в союзные времена. Просто не так часто случаются такие эпизоды, не так сильно акцентируется на них внимание. Конечно, сейчас резонанс иной: все-таки играли Италия и Голландия. А я это правило хорошо помню, потому что в одном из матчей чемпионата СССР сам оказался в подобной ситуации.

В 1989 году. Играли "Металлист" и московское "Динамо". Футболист харьковчан по инерции выбежал за пределы поля, затерялся среди стоявших за воротами журналистов - и я его не заметил. Динамовцы забили гол, который был мной отменен из-за офсайда. И получил я за это решение "двойку"."

Аналогичный эпизод случился и в позапрошлом розыгрыше Лиги Чемпионов в матче Лион - Фиорентина.

ВИДЕО

Правило это необходимо (как бы оно несправедливо не выглядело на этих примерах), чтобы защитники команд сознательно не оставались за пределами поля, дабы сознательно оставить нападающего вне игры. По правилам, он считается находящимся в игре, и для фиксации офсайда берется его положение на линии ворот. Ведь не всегда подобные эпизоды возникают вследствии травм.

Разберем другие подобные эпизоды, связанные с этим пунктом правил.

Заметьте, при ударе по воротам перед вратарем в непосредственной близости располагается игрок атакующей команды, мешая тому, тем самым, среагировать на удар. Но гол засчитан верно, т.к за лицевой линией находится еще один игрок красных.

А теперь посмотрим, что может произойти, если игрока атакующей команды выносит за лицевую линию.

ВИДЕО

Игрок простреливает, по инерции вылетает за лицевую линию, но тут же возвращается в игру, чтобы подхватить отскочивший от защитника мяч. Игрок не нарушил не единого правила (он не может находиться в офсайде, т.к. никакой передачи от партнера не получал), но почему лайнсмен поднял флажок, осталось загадкой.

А вот обратный пример.

ВИДЕО

У Аршавина в этом эпизоде должен быть зафиксирован офсайд, т.к.. он покинув поле из тактических соображений, появился на поле вновь и получил несправедливое преимущество. В этом случае, Аршавину можно было вынести предупреждение

Итак, мы с Вами убедились, что при определении положения «вне игры» существует некая условная и невидимая линия, пересекая которую (по направлению к «чужим» воротам), нападающий оказывается в офсайде. Этой линией в разных игровых эпизодах может быть и средняя линия поля и линия мяча, и линия предпоследнего игрока обороны, и даже линия ворот.

Чтобы верно определять находится игрок в положении «вне игры» или нет, помощнику крайне важно стараться находится на линии офсайда, и быть предельно сконцентрированным в то время, когда ему необходимо принимать решение о нарушении Правила №11.

Часть 9.

Нарушения с точки зрения Правила №11 нет, если игрок получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания из-за боковой линии, углового удара. Правило «вне игры» действует лишь при свободных, штрафных и одиннадцатиметровых ударах. Эти постулаты правила достаточно просты и означают, что нападающий может быть в абсолютно любой позиции на поле, и если он получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания или углового удара, то он не может быть наказан за нахождение за линией офсайда, а игра не будет остановлена судьей.

Рассмотрим эти случаи.

Удар от ворот.

Напомню: ударом от ворот считается первый удар по мячу с земли, сделанный вратарем или защитником после выхода мяча за линию ворот. Все правила (в том числе и касающиеся офсайда) относятся именно к этому удару, а не к тому, при котором голкипер выбивает мяч с рук после получения от своего защитника из-за пределов штрафной площади.

На прошедшим Чемпионате мира подобный эпизод возник во встрече Германия - Англия, когда Мирослав Клозе забивал первый мяч в ворота британцев. На удивление, многие специалисты, заметившие, что нападающий был ближе к чужим воротам, чем английские защитники в момент ввода мяча в игру, поспешили сообщить всему миру об еще одной ошибке в этой игре (мало им было одной!!!), вводя в заблуждение тысячи болельщиков.

Здесь надо различать термины "удар от ворот" и "свободный удар". При ударе от ворот "вне игры" быть не может, а при любом свободном ударе (например, за блокировку вратаря) правило "вне игры" остается в силе".

Рассмотрим еще один похожий эпизод.

Вратарь аргентинцев вводит мяч в игру ударом от ворот. Игрок атакующей команды располагается в шокирующем одиночестве возле штрафной площади соперников, в радиусе 20 метров при выбивании мяча никого и близко нет. Почти весь стадион замер в ожидании сигнала арбитра, но его не последовало. Лайнсмен совершенно справедливо не поднимает флажок, но через секунду ставит кляксу на безошибочно выполненной работе. Заметьте Игуаин слегка касается мяча, облегчая его обработку для своего партнера, который в момент касания находится в небольшом офсайде.

"Вне игры" не фиксируется при вбрасывании мяча из аута.

Здесь не будем подробно останавливаться. Все понятно, если помнить эту прописную истину. А то многие, радуясь третьему голу Аршавина в ворота голландцев, немножко досадовали, что из офсайда. Да чистый гол, чистый!!!

Еще два подобных случая.

Гол Рауля, опять же в финале Лиги Чемпионов.

Гол Стоичкова.

Угловой и вовсе минуем мимо, помня о том, что при этом стандарте атакующий игрок может располагаться от силы на одной линии с мячом.

Однако арбитр и помощники должны быть внимательны, когда игрок, принимающий мяч, останавливает и передает мяч обратно партнеру, который вводит мяч в игру. Если этот партнер, выходя на поле, оказывается во «вне игры», игра должна быть остановлена.

Часть 10.

Еще один интересный пункт, который вытекает из правила №11: игрока нельзя наказать предупреждением за систематическое нарушение этого правила. Хотя такая формулировка и существует, правила №11 она не касается, т.е., один и тот же игрок в течение матча может оказаться в положении «вне игры» сколь угодно много раз, а предупреждение за эти систематические нарушения не получит.

Если судья принимает решение о том, что игрок должен быть наказан за нарушение правила №11, то он назначает свободный удар с места, где произошло нарушение, т.е. с места, где находился атакующий игрок в момент удара по мячу его партнером по команде, а не с места, где он находился в момент приема мяча. Ситуация, когда свободный удар выполняется с места, где игрок получил мяч очень распространена, но это не совсем верно с точки зрения правил игры.

Часть 11.

Можно разобрать и такую ситуацию: игрок адресует мяч своему партнеру, находящемуся в положении «вне игры», но защитник умышленно останавливает мяч рукой.

ВИДЕО

Как мы видим, первое нарушение, связанное с нарушением «вне игры» произошло раньше, чем второе (умышленная игра рукой в мяч). Дисциплинарные санкции к защитнику не применяются (в данном случае желтая карточка должна быть отменена), потому что в данном случае факт прерывания передачи мяча рукой не является актом срыва атаки, которой не могло быть именно по причине нахождения нападающего в офсайде.

Часть 12.

Игрок не обязательно должен отдавать осознанную передачу партнеру, чтобы тот оказался в офсайде

Защитник выбивает мяч куда подальше, но игрок в красной форме накрывает его и мяч отскакивает к его партнеру, который находится намного ближе к воротам. Совершенно не важно, каким образом мяч к нему попал, самое главное последнее касание сделал его партнер. Следовательно, офсайд в данном случае должен быть зафиксирован.

Часть 13.

Ну и завершая сегодняшний урок, напоследок, разберем еще одну интересную задачку.

ВИДЕО

Следует отметить, что сам по себе этот момент очень непрост для оценки его непосредственно на поле. Поэтому разберем его последовательно: игрок в белой форме в момент удара по воротам его партнером по команде находится ближе к линии ворот соперника чем мяч и предпоследний игрок обороны (т.е. в положении "вне игры"), тем не менее он получает мяч не непосредственно после удара по мячу его партнером по команде, а мяч ОТСКАКИВАЕТ к нему от вратаря, парировавшего удар, а уже потом и от защитника, в которого попал мяч после "сэйва" вратаря. Т.е. это прямая иллюстрация одного из пунктов Правила №11 - "игрок наказывается за нахождение в положении "вне игры", если он получает преимущество благодаря своей позиции, а именно если после удара по мячу его партнером по команде мяч ОТСКАКИВАЕТ к нему от ... соперника ...". В данном эпизоде даже от ДВУХ соперников.

В принципе, совершенно не имеет значения сколько отскоков от соперника (соперников) произойдет до того, как мяч попадет к нападающему, находившемуся в момент удара в положении "вне игры", важно, что игроки защищающейся команды не играли в мяч намеренно, а мяч отскочил от них случайно. В данном игровом эпизоде гол засчитывать не следовало, правильное решение - свободный удар в пользу защищающейся команды.

Для закваски хватит. Кто хочет, может остаться на факультатив: прочитать о том, как на протяжении истории менялось правило офсайда. А завтра самое интересное, удивительное и захватывающее. Поговорим, в каких случаях игрок считается в пассивном или активном положении «вне игры», какие существует рекомендации, когда последним мяча касается защитник, разберем эпизоды, когда вратаря дезеорентирует игрок находящийся в положении вне игры, расскажу о рекомендации «жди и смотри».

Подписывайтесь.

P.S. Сейчас обратил внимание, эта запись - сотая в моем блоге. Юбилей! Спасибо, что читаете, заходите еще.

На темы не связанные с темой материала, с вопросами и инициативами лучше заходить на форум REFEREE.

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные