13 мин.

«Байки от Байко»: Деньги не пахнут

После завершения трансферного окна ко мне в ЛС, а также в ЛС нашей группы в ВК, стали поступить вопросы об оценке трансферного окна и объяснении ситуации с финансами клуба, продажами футболистов и отсутствия покупок в дедлайн. Я решил опять сесть за перо и попытаться разобраться, и донести до вас то, что происходило в клубе. Также хотел бы сказать, что я могу в чем-то ошибаться, так как буду опираться на доступную всем информацию, просто систематизируя ее и высказывая некоторые свои догадки. Посему очередной выпуск "Байки от Байко".Начнем чуть ранее, а именно с начала выплат по стадиону. Строительство "Эмирейтс" обошлось «Арсеналу» в копеечку, плюс подсадило на большие долги, а клуб, который Кронке видит как самоокупаемый проект, справлялся со всем этим, используя лишь внутренние ресурсы, спонсорские деньги, кредиты и обходился без дотаций от владельцев. Все это было довольно болезненно для команды, которая стала терять позиции в чемпионате, терять ключевых игроков, скромнее вести семя на рынке, терять амбиции, что приводило к более скудным спонсорским контрактам и потере трофеев. Заранее хотел бы сказать, что нельзя какое-либо событие воспринимать как отдельную данность. Необходимо встраивать его в цепочку событий, так как к данному событию были предпосылки, а также он имеет свои последствия, а те свои. 

Чтобы подробнее описать картину происходящего следует разобраться со стадионом. Задумка о строительстве нового стадиона для клуба вынашивалась еще в конце 90-х. Хотя сначала клуб хотел сэкономить и лишь расширить «Хайбери». После протестов со стороны населения, а также городского совета, пришлось начать строительство нового современного стадиона, который должен был открыться в 2003 году. Было выбрано место буквально напротив «Хайбери» на Эшбертон Гроув, где находились промышленные здания. 

Проект стадиона включал также широкую инфраструктуру вокруг него, что, вместе и с финансовым кризисом в начале нулевых, отбросило окончание работ над стадионом до 2006 года. Летом 2004 года была готова чаша стадиона и два моста через Северную железнодорожную линию. Крыша была смонтирована в августе 2005 года. Первое кресло было торжественно установлено беднягой Абу Диаби. И лишь 22 июля 2006 года стадион был официально открыт. По различным данным стоимость стадиона составила 390 млн. фунтов на курс 2006 года, однако сейчас считают, что она была и того больше. Стадион выходил из рамок бюджета клуба, посему в 2004 году был заключен 15-летний контракт с авиакомпанией Emirates Airlines на 100 миллионов фунтов, по которому стадион будет носить название компании. Также в условия сделки входил и пункт о том, что компания будет титульным спонсором клуба до 2014 года. 23 ноября 2012 года «Арсенал» объявил о продлении сделки с Emirates Airlines. Согласно новым условиям стадион будет носить это название до 2028 года, а в качестве титульного спонсора компания будет выступать до 2019 года. Позже деньги вливались еще и в продолжение улучшения инфраструктуры, создание рабочих мест, открытие околостадионных центров различного назначения. 

Все это вылилось в то, о чем я писал выше. Но также и в то, что мы отпускали ключевых игроков клуба, таких как Патрик Вийера, Эшли Коул, Тьерри Анри, Александр Глеб, Гаэль Клиши, Робин Ван Перси, Коло Туре, Сеск Фабрегас, и в то же вермя залатывали дыры игроками не уровня клуба, например Андрэ Сантосом, Денилсоном, Лассана Диара, микаэль Сильвестром, Пак Чу Ён, Яя Саного. Многие из лидеров уходили ради более выгодных контрактов, за большие деньги расставаясь с клубом. В то время как другие уходили с миром и оставались любимцами фанатов, другие покидали клуб со скандалом. А приходящие футболисты долгое время держались в клубе лишь из-за невозможности продать и купить лучшего. 

Дальше больше. Настал момент, когда кредиты за стадион были погашены, «Арсенал» занимал второе место по самоокупаемости после «Баварии», клуб стал выигрывать трофеи, появились громкие имена в лице Озила и Санчеса. Казалось, что клуб оправился после «кредитных» неудач и настал час воскрешения клуба. Однако, не тут-то было. 

Летом 2013 года в дедлайн был подписан Озил, став рекордным подписанием клуба, а летом 2014 года в клуб пришел Алексис Санчес, не считая Уэлбека, Дебуши, Чамберса и Оспины на общую сумму в более 100 млн. евро, продав лишь Вермалена за 10 млн. евро и отпустив свободными агентами Санья, Джуру и Бендтнера. Позже, зимой, был куплен еще и Габриэль (первый результат "сотрудничества" со StatDNA) за 15 млн. евро.

Летом 2015 года ожидались очередные крупные подписания и траты денег, но тут появились первые звоночки отсутствия денег. Был подписан лишь один Петр Чех за 15 млн. евро. На пресс-конференциях Венгер говорил, что он доволен составом, хотя все мы знали о проблемах с травмами у Джека и Санти, так же вечно в лазаретах пропадали и Данни с Чамбо. 

Зимой был подписан Мохамед Эль-Ненни, который перешел в клуб из «Базеля» за 6,6 млн. евро и стал второй покупкой по результатам StatDNA. А летом 2016 года по той же системе были куплены Мустафи и Перес, а также Джака и Холдинг, которые обошлись клубу в более чем 100 млн. евро. Однако мы не знаем, кто еще из пропришедших ранее игроков подписывался после оценки StatDNA.

С 2013 года было подписано, если по факту, лишь три игрока основной команды (Озил, Санчес и Чех), к которым нет вопросов по их нахождению в основном составе. Остальные игроки были подписаны, как думается, в продолжении идеи с залатыванием дыр, а также благодаря по злополучной StatDNA. 

Если судить по тратам, то за последние 4 года (за исключением этого летнего трансферного окна), Арсен потратил около 300 млн. евро на трансферы из 732 млн. евро (с учетом Ляказетта), которые Венгер потратил у руля "Арсенала" за все 20 лет. Как мы видим, то за последние 5 лет он потратил больше, чем за предыдущие 15 лет в клубе. К слову, Моуриньо потратил 1,23 млн. евро за куда менее продолжительную карьеру главного тренера. 

Однако это трансферное окно опять таки было полным загадок, но стоит начать чуть ранее. На протяжении прошлого сезона директора клуба во всеуслышание заявляли, что «Арсенал» способен подписать кого угодно, кроме Месси, а в конце сезона объявили, что Венгер получит 150 млн. фунтов на трансферы. Но тут стоит оговориться.

Трансфер игрока состоит из двух составляющих: трансферная стоимость игрока, которую клуб- покупатель выплачивает клубу-продавцу; и заработная плата игрока, которая входит в зарплатную ведомость клуба. Даже если у вас есть 150 млн.  фунтов на трансферы, но нет свободного зарплатного бюджета, то это все равно, что у вас есть куча денег на красивые шмотки, но вы в них не влезаете. Толку от этих денег не много. Почему же нельзя взять деньги из трансферного бюджета и перелить в зарплатный бюджет? По законам ФФП и ФА зарплатная ведомость состоит из систематических доходов клуба, так как и зарплата, выплачивается систематически. То есть в зарплатную ведомость входят доходы с абонементов и билетов (теперь вы понимаете, почему билеты такие дорогие), с контрактов с техническими спонсорами, от инфраструктуры клуба, торговли атрибутикой. Доходы от ТВ, которые сейчас составляют львиную долю трансферных бюджетов, не могут быть задействованы в зарплатной ведомости. 

Почему же другие клубы имеют свободный бюджет ЗП, а мы так ограничены? Дело в том, что мы на данный момент сотрудничаем с Puma от которой получаем 30 млн.  фунтов, тот же «Челси» имеет 60 млн. фунтов от Nike, а «МЮ» и того больше от Adidas. Здесь видна плохая работа наших директоров по заключений спонсорских контрактов, а желание улучшить контракты привело к тому, что уже сейчас известно о том, что "Арсенал" ищет нового технического спонсора, способного платить 60 млн. фунтов.

Также в клубе на зарплате сидит большое число игроков, не соответствующих, на данный момент, уровню клуба, но сидящие на больших контрактах, которые они получили, опять таки, из-за скверной работы наших переговорщиков (того же Дика Лоу). По итогу Венгер был прав, когда говорил, что состав слишком раздут. Клуб получил 7 млн. фунтов в зарплатную ведомость по окончании сезона, а также отпустил толпу невостребованных футболистов, и забил эту часть ведомости Сеадом и Ляказеттом. После чего наши действия на рынке были ограничены нашими же продажами. Клуб просто не мог выйти за рамки бюджета (мы же не может себе нарисовать деньги от шейха), посему не мог и подписать игрока. 

Но перейдем к трансферам в это летнее трансферное окно. После перехода Сеада, еще в июне, нас начали связывать с Мбаппе. Действительно, клуб был заинтересован в игроке, Арсен встретился с игроком, но после оглашения цены на футболиста и притягивания за уши «Реала Мадрида» со 100 миллионами фунтов за игрока, которые выдумал агент футболиста, «Арсенал» решил выйти из гонки и вернуться к плану Б. 

Я не уверен, что Ляказетт был именно тем игроком, которого Венгер хотел видеть в клубе. Мбаппе и Лемар — вот его цели, однако первый слишком дорогой, а второй не нападающий. А фанаты, руководство, директора и СМИ ждут прихода нападающего. И видимо, старик сдался и подписал «всем угодного» Лаку, тем более, что цена на него была объявлена еще во время перехода в «Атлетико», который сорвался из-за трансферного бана мадридцев, игрок хотел уйти всеми фибрами души, а «Лион» не мог уже поднять цену на игрока. 

Но вот потом начались истории с «мы должны продать, чтобы купить». И если с точки зрения заработной платы уже все понятно, то куда делся трансферный бюджет в дедлайн? Но об этом позже. Настоящей целью Венгера в это окно был Лемар, и клуб, по мнению СМИ, делал три бида по французу в 35, 40, 45 млн. фунтов. Все эти предложения были сделаны параллельно переговорам с Ляказеттом. Однако после подписания Алекса, а также отказа «Монако» и требования явно большей суммы, даже Давид Орнштнейн (журналист BBC) написал, что клуб уже не так оптимистичен по поводу подписания Лемара. И тут есть два варианта: либо в реальности у клуба были деньги только на одно крупное подписание в районе 50 млн. фунтов, «Монако» тянул, Ляказетт перешел, в итоге деньги закончились; второй вариант похож на первый, но теперь все упирается в ЗП, которое занял Ляказетт своим переходом, а деньги еще оставались, но, видимо не так много, как нам говорили. 

По итогу мы имеем, что руководство нам врало по поводу денег? А тут вспоминается история, которую начал агент Лукаса Переса, который заявил, что его клиент покинул «Депортиво» не за 17 млн. фунтов + бонусы, а за 12 млн.  фунтов + бонусы. Также всплыли в твиттере и слова директора «Лиона», который опроверг информацию о том, что Ляказетт перешел в «Арсенал» за 60 млн. евро с бонусами, а несколько меньше. Хотя и объявлялось ранее, что сумма трансфера Ляказетта в «Атлетико» варьировалась от 50 до 65 млн. евро, сложно представить, что «Арсенал» не сбил цену на несколько миллионов. Но все это, возможно, лишь мои догадки, однако если дело действительно обстоит так, то руководство клуба пытается делать вид, что у него есть деньги посредством завышения сумм своих трансферов в СМИ, что не есть хорошо. 

Но вернемся к наличию денег в трансферном бюджете и ключевом слове Венгера в трансферах. Ляказетт куплен, Лемар на карандаше, клуб активно избавляется от игроков. Габриэль уходит очень быстро и неожиданно (привет StatDNA), тут же появилась информация о том, что Мустафи может уйти в «Интер» в аренду с последующим выкупом за 35 млн. фунтов, а Перес уходит в «Депортиво», хоть его переход и затянулся, но всем все было ясно сразу. И тут у меня появилась мысль: а не избавляется ли Венгер от игроков, купленных через StatDNA, которые никогда и не входили в планы француза. Ведь Арсен не хотел Мустафи, он ждал Маноласа, Перес ему был, как пятое колеса, а Габриэль был куплен для пресловутого залатывания дыр в составе, которое нас преследует и до сих пор. Тогда стоит вопрос, было ли мнение Венгера последним в трансферах тех людей, которых он так хотел слить этим летом? Думаю, нет. 

Мы избавились от ряда игроков, выйдя в плюс этим летом, продав на сумму большую, чем купили. Судя по всему, разгрузили зарплатную ведомость на необходимую сумму, но опять всплывает проблема. Купить Лемара мы можем, лишь продав Санчеса в дедлайн. Конечно, тут в первую очередь играет роль то, что «Монако» хотело аж 100 млн. фунтов. Но опять таки, с продажи Габриэля, Чамбо, Гиббса, Войцеха, Беннасера, Хайндса и Малена мы получили около 70 млн. фунтов, потратив 50 млн. фунтов. И тут встает вопрос, так были ли те 150 млн. фунтов, если потратив 50 млн., получив еще 20 млн. фунтов прибыли, мы должны были продать Санчеса, чтобы получить Лемара за 100 млн. фунтов. Я не дока в математике, но чувствуется, что где-то нас водят за нос. 

Исходя из всего вышеперечисленного, я могу сделать несколько выводов. Нам все еще костью в горле выходит строительство стадиона, из-за которого мы потеряли позиции, вынуждены были покупать, и покупаем до сих пор, игроков, которые не соответствую уровню клуба, лишь для того, чтобы забить заявку. И не факт, что все это происходит с благословения Венгера, которому приходится отдуваться за все на свете происходящее в клубе. Из-за всего этого мы стали не рентабельны для спонсоров, вследствие чего мы получаем не самые лучшие контракты, что выливается в отсутствие пресловутого зарплатного бюджета. 

Также у нас не было тех самых пресловутых 150 млн. фунтов на трансферы. Проект самоокупаемости клуба пока что приносит нам лишь сомнительную гордость и отсутствие громких трансферов на постоянной и необходимой основе. Я могу предположить, что наш трансферный бюджет на это окно составлял около 50 млн. фунтов и даже с продажами на 70 млн. фунтов, нам не хватало денег на трансфер Лемара. 

Фанаты слишком заигрались со «всевластием Венгера». Клуб приобрел программу StatDNA еще в 2012 году, и непонятно, сколько игроков на самом деле были подписаны исходя из результатов её мониторинга, однако Венгер был против данной программы и в 2015 году заявил: 

«То, что по-прежнему главное — это оценка, судя по вашим наблюдениям. Потому что у игрока могут быть очень хорошие показатели, но он может совершать одну большую ошибку в игре или в каждых пяти матчах. Цифры не обнаружат этого. Приоритетом является отношение игрока. Читает ли он игру хорошо? Поскольку он может очень хорошо провести 15 матчей, но как он выглядит в больших играх? Вот где игроков будут судить». 

Я не отрицаю того, что и Венгер совершает ошибки, но по этому трансферному окну, я думаю, стало ясно, кого из футболистов он не покупал в «Арсенал». Все эти игроки либо покинули клуб, либо были на грани этого. Арсен даже решил оставить Чамберса, которому, ранее, были открыты двери и поступали предложения от ряда клубов. 

На этом все. Каждый может сделать свои выводы, а я лишь предоставил информацию и высказал свои догадки и мнение. Мы знаем лишь сотую часть того, что происходит в клубе, и основываем свое видение на информации, которую нам предоставляют инсайдеры и СМИ, которые знают чуть больше, чем мы. Так что не гонительс за ответами, которых нет, что бы не получить те, что не верны.