16 мин.

Сергей Циммерман: «Откровенность Луческу на пресс-конференциях - это фантастика»

Корреспондент Радио Зенит Сергей Циммерман посетил все матчи сине-бело-голубых в 2016 году. Вместе с ним мы подвели итоги очередного отрезка жизни нашей команды. Профессионализм Витселя и самый сложный отчет о матче, выжигающий Эрнани и душевая для Лодыгина, шоу «Голос» в Грозном и яблочный штрудель Виллаш-Боаша, об этом и многом другом -  в расшифровке беседы.

Зенит

 

- Начнем с нового тренера Мирчи Луческу. Был момент, когда ты проснулся и понял, что «Зенит» - новая команда?

- Да, был и наступил он очень скоро, на первых же сборах команды летом.  Первое, что меня ошарашило – команда не шла на обед стройными рядами. Все приходили, когда хотели, полная свобода! Вообще-то раньше с этим было очень строго. Например, Слава Малафеев при Дике Адвокате был казначеем. Если игрок на пять минут опаздывал на обед, его встречали аплодисментами. Это 200 долларов штрафа в казну.    

- Началась новая либеральная эпоха.

- Да, я был поражен. Мирча Луческу установил свободный график посещения обедов и ужинов. Кстати, потом с одним из игроков удалось поговорить на эту тему. Он сказал, что в сборной при Фабио Капелло было очень строго. И возникала такая ситуация: ты поел, тебе нужно на массаж или другие процедуры, а условный Вася Березуцкий сидит и очень долго ест. И ты тихонько его начинаешь ненавидеть. Возвращаясь к новому и удивительному от Луческу: перед каждой тренировкой Мирча собирал игроков в круг и устраивал им политинформацию. Я сначала думал, что это разовая акция. Но, нет. Оказалась, что он рассказывал футболистам не только о том, как корабли бороздят просторы Большого театра, но и о том, что вчера было на Евро или что сегодня будет на тренировке. То есть было очень много удивительных и новых вещей.

- Судя по пресс-конференции Мирча Луческу – это тот человек, который очень любит поговорить. Ему один вопрос задаешь, а он отвечает на все десять, которые успеваешь придумать в своей голове. Еще он готов рассказать весь стартовый состав команды перед матчем. Когда-нибудь с таким сталкивался?    

- Не сталкивался практически никогда. Конечно, были тренеры, которые говорили честно, что тот или иной игрок травмирован, не может участвовать в игре, и мы на него не рассчитываем. Но, чтобы так откровенно, как Мирча Луческу, когда он сказал, что до конца года будет играть Юрий Лодыгин – это фантастика.   

- Андре Виллаш-Боаш, когда пришел в «Зенит», изменил рацион футболистов. В меню он ориентировался на мадридский «Реал». Изменил ли еду Мирча Луческу?

- Я знаю теперь, что ест Криштиану Роналду. Не знал этого факта. Но могу сказать, какие продукты у португальского специалиста были обязательными на столе: ягоды и поменьше мучного и сладкого. Но зато яблочный штрудель можно было есть всегда. Луческу мало изменил рацион на выезде, но он ограничил питание в самолете. Например, если команда летит на выезд меньше двух часов, то в самолете, скажем так, не объешься.

- У нового тренера - очень тяжелые тренировки, не все этим довольны. При Виллаш-Боаше можно было даже после поражения получить пару выходных, а здесь пахота.

- Да. Возьмем отрезок сезона между играми сборных от сентября до ноября. Там команда не имела ни одного выходного вне зависимости от поражений, ничьих или побед. Выходных не было.

- Самое интересное в твоей работе – это выезды. Чем порадовала эта часть сезона?

- Самый яркий выезд – это в Израиль. Приезжаешь вроде бы не в свою страну, а в то же время чувствуешь себя своим. «Зенит» был Израиле на турнире при Лучано Спаллетти, весь персонал, который принимал команду тогда, он сохранился и сейчас. Сохранился и водитель Леонид из Петербурга, который спрашивал о своем любимом игроке Шлёме. Мы не могли понять, о ком идет речь. Он говорит: «Ну как же, как же. Саломон Рондон!». То есть Саломон – это сокращенно Шлёма. Пришлось объяснять, что его уже нет в команде, он в Англии. Все очень были рады видеть «Зенит». Необычно было встретить наших фанатов, которые что-то рассказывали по местному телевидению.

- Матч с «Маккаби» получился просто фантастический, давно такого не было. Ты на трибунах болеешь или работаешь?

- Это зависит от матча. В основном, конечно, сижу и работаю. В этом смысле в Израиле был сумасшедший дом. Я писал репортаж, нужно было сдать отчет о матче сразу после финального свистка. Текст должен быль аналитический, а не только сухие цифры. Ну и обычно, к концу игры у меня все написано. А теперь представьте, сколько нужно было переписать за последние 14 минут? Скажу честно, что из четырех наших голов толком не видел ни одного. Конечно, благодаря интернету тут же пересматривал, но вживую воспринимал только на слух. Слышу, кричат: 3:1, 3:2, 3:3… В итоге, что получилось, то получилось.

Реклама 18+
Зенит

- Не представляю, что творилось в раздевалке и в самолете на обратном пути.

- В самолете было здорово. Хотя вообще обратный путь – это совершенно непредсказуемо. Единственное, во сколько бы матч не закончился – никто не спит. Если в 22.45 по московскому времени матч начинается, то вылет получается обычно после полуночи, лететь до 6 часов, но никто не спит.

- У всех адреналин?

- Да. Адреналин, эмоции, положительные или отрицательные, но они бьют через край. Из Израиля летели с чувством хорошо выполненной работы. Но и после поражений по-разному возвращались. Например, после поражения в Грозном в самолете была тишина. Все страшно переживали, когда проиграли «Тереку». Но, когда проиграли «Краснодару», казалось бы, гораздо более обидно, но вся команда разговаривала друг с другом. Все сели вокруг Юрия Лодыгина и общались. Было очень приятно, что футболисты не уткнулись в планшеты, а говорили друг с другом.

- Поговорим об Ирландии. Когда нам попался «Дандолк», я обрадовалась. Фантастическая страна. Расскажи свои впечатления.

- Интересно было открыть на карте новую футбольную точку. Ирландцы поразили некоторыми вещами. Например, на улице, некоторые люди, когда видели, что мы русские, шарахались и убегали.

- Ничего себе! У тебя есть футболка «Я русский»?

- Нет. У меня синенькая курточка с зенитовской эмблемой, которая сразу меня выдавала. Еще меня поразило то, как к «Зениту» отнеслись местные болельщики. Во время прогулки по центру Дублина они набросились на Витселя. Когда были Халк и Аршавин, набрасывались на них. Сейчас нет этих футболистов, поэтому популярностью пользуется бельгиец. Думал, что его разорвут на маленькие кусочки. У него взяли тысячу автографов, сфотографировался он со всеми вместе и с каждым по отдельности.

- Грозный – это самый сложный выезд в сезоне?

- Да, безусловно. Не потому, что там страшно. В Чечне совсем не страшно. Обстановка спокойная.

- Потому что там микрофон на стадионе?

- Да. И потому, что в ложе прессы находятся люди с автоматами и в погонах. Когда начинается шоу «Голос», то пытаешься понять, что происходит.

- Совсем не понимаешь, что кричит диктор?

- Вообще. Первое слово «Вперед» на русском, а дальше на чеченском. Конечно, догадываешься, но не сильно. Когда просишь коллег в «погонах» перевести, они в ответ просто смеются.

- Насколько это влияет на ход игры, заряжает болельщиков и игроков?

- Влияет на двести процентов. Голос заводит трибуны, которые заводят команду «Терек». Грозненцы забивают нам два мяча и выигрывают.

- Давай сравним Махачкалу и Грозный по душевой. Где хуже?

- Конечно, в Махачкале. Я имею в виду гостиницу, а не стадион. Пару лет назад в Махачкале мы пришли в номер, где душевая представляла собой помещение со скошенным потолком. Причем душ можно было принять только в сидячем положении. Слава богу, номер нам поменяли. Я не жалуюсь, просто это экзотика. В этих городах все шикарно, но за этим все время находится потайная дверь. Например, гостиница, где жил «Анжи» в период расцвета называлась «Абудаги». Понятно, что это?

- Да, а ходили они, видимо, в «Абибасе»?

- С одной стороны, вроде лоск. А с другой - дверь приоткроешь, а там неизвестно что. Кавказ – дело тонкое. Хотя все покрывается радушием и гостеприимством. Особенно в Махачкале. Принимают так, что потом надо устраивать два дня разгрузочных. 

- Ты привозишь что-то с выездов?

- Конечно, везу. И футболисты тоже покупают в каждом городе. Например, покупаем своим близким раков. Из Махачкалы можно попробовать привезти рыбу. В Казани можно купить знаменитую восточную сладость чак-чак.

- Стадион «Спартака» или «Краснодара». Какой ты выберешь?

- Конечно, в Краснодаре. Это шикарная, фантастическая арена. Когда мы уезжали, Александр Спиридон спросил: «Почему в Краснодаре нет матчей чемпионата мира?».

- Этот вопрос задает любой адекватный футбольный болельщик.

- Появился стадион, и этот вопрос стал еще более актуальным. Арена потрясающая. Снаружи напоминает Колизей. Внутри очень уютно и функционально. Табло опоясывает верхние зрительские ряды, идет до потолка. По нему можно гонять волну. Подбирают очень эффектную цветовую гамму. Зимой есть обогрев, а летом идет охлаждение. Передать сложно, просто нужно съездить и один раз увидеть своими глазами.

- Пришло время сыграть с тобой в игру «Правда или ложь». Всё очень просто – я говорю фразу, а ты отвечаешь, правда это или нет и, если хочешь, комментируешь. Итак, начнём. Жулиано сдал, потому что у него началась звёздная болезнь.

- Правда в том, что это сказал Геннадий Сергеевич Орлов. Но само утверждение, при всём моём уважении к нашему мэтру, это не правда. Как пример: после того, как мы сделали с ним большое интервью, он начал меня узнавать и всегда здоровается, выходя на тренировку. Он всегда открыт, всегда готов поддержать товарищей. Он всегда расстраивается, если команда проигрывает или играет вничью. Мне кажется, он какой-то наш, совершенно русский парень.

Реклама 18+
Зенит

- После матча с «Краснодаром» в раздевалке подрались Дзюба и Лодыгин. Правда или нет?

- Нет. Этого никто не видел. И вообще, вряд ли это может быть правдой. По моим данным – это не правда.

- Говорят, на новом стадионе есть отдельная душевая для вратаря. Как шутят строители, это для того, чтобы изолировать Юрия Лодыгина.

- Тогда нужно и Игоря Акинфеева изолировать. И всех остальных тоже. То, что на стадионе есть отдельная душевая – это правда. Для вратаря или нет – неизвестно. Табличка не висит. (Улыбается)

 - Идём дальше. «Зенит-2» расформируют, потому что так хочет Мирча Луческу.

- «Зенит-2» никто не расформирует. Причина недовольства Мистера вот в чем: он привык собирать во время матчей сборных тех, кто не попал в заявку национальных команд и уезжать с ними на контрольные матчи. Здесь такой возможности не было. Он же не мог открыто сказать, что ему не с кем ездить. Поэтому он выразился так, и под горячую руку попал «Зенит-2».

- Эсекиэль Гарай специально играл плохо, потому что он хотел уйти из «Зенита».

- Я не верю в это. Да, он хотел уйти. Но чтобы это сделать, нужно было играть хорошо. Поэтому, утверждение не совсем верно. Но на него ситуация с переходом, конечно, влияла.

Витсель

- Некоторые считают, что Витсель с чемоданом бегает по полю. Ты замечаешь такие вещи?

- Конечно, нет! Витсель – профессионал до мозга костей. Мы с ним разговаривали по пути на матч с АЗ. Он искренне говорил о том, что не знает – уедет или нет.  Но это на него никак не влияло. Он очень переживает за себя и за команду. Один раз он даже подошел ко мне после матча, когда мы летели в самолёте и спросил: «Как вам моя игра?». Я был потрясён. Я ему объяснил, что я не тренер и не могу оценивать его игру по какой-то шкале. Он поделился своими переживаниями, что ему важно узнать мнение других. Я сказал, что мне нравится. Аксель очень сильно переживает за свой имидж. Не в плане бриолина, а именно со стороны игрока, футболиста.

Реклама 18+

- И последнее. Правда или ложь: Анатолий Тимощук войдет в тренерский штаб Мирчи Луческу, если Сергей Семак уйдёт в «Уфу».

- Мне кажется, что это правда. Анатолий Тимощук сейчас учится на тренера. Совсем скоро он получит категорию «Pro». Насколько я знаю, его очень хотели видеть в «Зените».  Особенно порадуется Юрий Лодыгин. Ведь когда Анатолий выступал за нашу команду, они были неразлучны. Тимощук никому не даст спуску. Если он придёт в команду, то он будет как связующее звено между тренерским штабом и командой.  А новым главным тренером «Уфы», как мне кажется, действительно станет Сергей Семак.

- Мне кажется, или вокруг «Зенита» этой осенью было немало скандалов. И помешать стать чемпионами  нашему клубу могут только они, а не «Спартак». Какая у нас общая, так сказать, температура по больнице?

- 36.6. (Улыбается) Конечно, были разные ситуации, разные истории внутри команды. Те же нагрузки сказывались на игроках. Но в целом, мне кажется, атмосфера в команде хорошая и у нас всё ещё впереди в этом сезоне.

- Мирча Луческу выдал на старте серию из шестнадцати игр без поражений. А потом была Махачкала и 0:4. Ты говорил, что тяжелые матчи были с «Тереком», «Краснодаром». Как команда тогда отреагировала на поражение?

- Тот матч не воспринимался как трагедия. Даже у меня не было ощущения вселенской катастрофы. Может, потому что это был кубок. Может, потому, что и болельщики наши прекрасно понимали, что это не самое страшное поражение, с учётом графика, борьбы со «Спартаком» и еврокубков. Да, получилось 0:4. Может, я кощунственные слова скажу, но для меня не было разницы – 0:1, 0:2 или 0:4. Ну, так получилось. Отдельно взятая игра. Проиграли и забыли.

- Хочется отдельно обсудить новичков. Начнём с Эрнани. Все говорят, что это замена Витселю. Как ты считаешь?

- Отчасти да. Ему 22 года, а Луческу любит работать с молодыми и доводить их, воспитывать. Я видел нарезки его игры. У него сумасшедший удар с дальних дистанций. И это ещё одна пушка в арсенале Луческу, который любит менять направление удара. Когда мы в последний раз играли с чистым опорником? Когда у нас ещё играл Анатолий Тимощук. Эрнани выжигает всё живое вокруг себя во время игры. Ноги, конечно, не оторвет, но оппонента заставит их убрать. Он довольно жесткий игрок. Его появление добавит Луческу вариантов игровых схем.

- Перейдём к Андрею Лунёву. Он пока поражает своей откровенностью в интервью. Он абсолютно живой и честный. Фантастический человек. Что ты о нём думаешь? У нас в редакции восприняли его приход неоднозначно. Он, конечно, не Мануэль Нойер, не тот человек, который пришёл, и все подумали: «Вот это усиление».

Реклама 18+

- Я разговаривал с вратарями-ветеранами по поводу Лунёва. Как они считают, Андрей - самый перспективный в России. Ему 25, и он сможет со временем стать вторым Малафеевым. Он сможет много лет играть и расти.

- Кем ещё усилится «Зенит»?

- Нам нужен центральный защитник. С уходом Гарая сильно просел центр обороны. Когда в команде был Эсекиэль, Нету был ведомым и был хорош. Когда аргентинец ушел, стать ведущим Луиш не смог. Кого бы к нему не ставили -  Новосельцева, Кришито – лучше оборона не играла. Так что ждём условного Эрнани, только в защиту. Такой игрок нужен. Другое дело, что в зимнее трансферное окно сложнее покупать: меньше выбора, да и цены на игроков выше.

- Мы говорили про стадион «Краснодара» и не можем обойти тему стадиона на Крестовском. Я знаю, что ты там часто бываешь в последнее время. Оцени готовность нашей новой арены.

- Мне кажется, 9 из 10 прямо сейчас. Она готова, но существуют нормы, о которых мы не всегда помним и говорим. Существуют два этапа сдачи объекта. Один – когда стадион сдаётся специальной комиссии. Стадион уже принят ей, просто идёт оформление бумаг. А второй этап – когда даётся 90 дней, чтобы довести этот объект, протестировать, обустроить территорию, подготовить всё к матчам. Доводить стадион будет тот же «Метрострой», который достраивал его. Поэтому и возникла путаница, как будто сроки сдачи сдвинулись. А вообще больше всего меня потрясли строители арены. От них исходит фантастическая энергетика. У меня было впечатление, что я вернулся в 80-е на комсомольскую стройку. Мы говорили со строителями от заместителя генерального директора генподрядчика до прораба и рабочих. Они говорят, что стали семьей. Один строитель заверил, что даже если ночью ему позвонят коллеги – он встанет и поедет на стадион, чтобы им помочь. А другой сказал, что теперь понимает, как люди ехали на БАМ и как после него возвращались, сблизившись друг с другом. Ещё один рабочий сказал, что самым тяжелым было победить время. За пять месяцев они сделали то, что должно было быть сделано за год.

- Давай от человеческого фактора перейдём к фактам. Что увидит болельщик, который придёт на стадион?

- Он увидит летающую тарелку, которая видна уже с ЗСД. Если он придёт на первый ярус, он окажется между верхней и нижней трибуной. Покрытие не скользящее, я опробовал – не скользит. По всему поясу могут разместиться колясочники. Все они могут добраться до своих мест  без помощи сопровождающих, так как есть эскалаторы и специальные лифты. Трибуны крутые и видно поле с любой точки. Кресла в сине-бело-голубых цветах. Кресла удобные, при этом антивандальные. Кстати, нам «показали центр управления полётом» этой «тарелки». И сказали, что оттуда любое кресло можно в считанные секунды взять в объектив. А если ты, Лена, захочешь петарду взорвать, специальный робот-пожарный окатит тебя водой.

Реклама 18+

- Заманчивая перспектива.  Настало время выбирать лучших и самых-самых в этом сезоне.  Начнём с самой смешной шутки Артёма Дзюбы.

- У него их было две. Одна из них была на сборах, ещё при Андре Виллаш-Боаше. После тренировки некоторые футболисты оставались тренироваться. Чаще других это был Юрий Лодыгин. И вся команда его уже звала, чтобы возвращаться в гостиницу. А пресс-служба «Зенита» всегда снимает весь процесс тренировок на камеры. И вот Артём, проходя мимо операторов сказал: Юра не уйдёт, пока последнюю камеру не выключат. А вторая – уже на летних сборах. Тут я попал под раздачу. Перед игрой со «Сьоном». Я договорился на интервью с Антоном Митрюшкиным. По пути я встречаю Александра Кокорина. У меня в голове сидит он, и тут подходит Митрюшкин. И вместо того, чтобы сказать «Антон», я говорю «Александр». Всё это происходит на глазах у Дзюбы. После этого уже я стал Александром на следующие два месяца. Артём меня каждый раз приветствовал «Здравствуйте, Александр». Но стоит отдать должное Артёму. Он потом даже предлагал договориться, чтобы позже помочь организовать интервью с Митрюшкиным.

Дзюба

- Самая необычная пресс-конференция Мирчи Луческу?

- В Голландии, последняя. Я задал вопрос об отставании от «Спартака» на пять очков, и мы получили от нашего главного тренера целую лекцию. Меня потом даже коллеги подкалывали: Ты знал, на что нужно нажать, чтобы тренер выдал расклад на половину сезона? И уже после этого брифинга я не знал, что мне делать – провалиться под землю или нет. Ко мне подошел Луческу и спросил: «Сергей, вы довольны? По-моему, у вас было столько работы после моих слов, что вечером вы можете позволить себе 50 граммов».

- Самый лучший игрок чемпионата?

- Артём Дзюба!

- Самая полезная покупка «Зенита»?

- Жулиано и Мак.  Жулиано – самая полезная в абсолюте, что называется. Он так быстро влился в команду и столько пользы стал приносить, что это просто фантастика. А с Маком получилось как с Костей Зыряновым. Сначала все думали, что это футболист в ротацию. А Роберт потом начал вытворять на поле такое, чего от него никто не ожидал. Так что я бы поставил эти две покупки в один ряд.

- Охарактеризуй в трёх словах очередной год в «Зените».

Реклама 18+

- Перестройка на ходу. А если смотреть на 2017-й год, то тут уже фраза меняется: «Догнать и перегнать «Спартак». Это, правда, четыре слова.

 

Фото: fc-zenit.ru, fc-zenit.ru, fc-zenit.ru, fc-zenit.ru