13 мин.

Компоненты в одиночном женском катании

Цель этой статьи исследование оценок за компонентную часть программ, какие тренды наблюдаются и обсуждение того, куда хочет двигаться ISU с новыми изменениями в правилах.

Данные взяты из официальных протоколов ISU, которые выпускаются в виде pdf файлов, соревнований на мейджорах с сезона 2015-2016 по 2017-2018, челленджерах, на которых выступали Евгения Медведева и Алина Загитова, и на их последних юниорских соревнованиях. Информация по фигуристкам взята из рейтинга ISU и биографий на isu.com.

Все таблицы, графики и выводы в статье приведены только для одиночного женского фигурного катания, хотя данные есть по всем видам. Картинки кликабельны! Открывайте их, чтобы просмотреть графики в лучшем качестве. Если интересно, можете скачать подготовленные данные в виде  csv файлов здесь. Жаль, но не удалось включить данные за больший период( с Аделиной Сотниковой и Юлией Липницкой), поскольку добыть протоколы непросто, сами они составляются через пень-колоду и разобрать их без ошибок требует серьёзных усилий. Возможно, позже, когда появится время, сделаю новую попытку подготовить данные.

 Для разбора протоколов соревнований применялись скрипты на основе разработанных buzzfeed.com для использования в этой потрясающей статье о судействе в фигурном катании. Очень рекомендую всем прочитать, там фигурируют герои из предыдущей записи блога.

 Для затравки немного общей статистики по составу спортсменок.

 В одиночном фигурном катании девушки выступают со средним ростом 160 см, медианный возраст составляет 18 лет. После 19 спортсменки начинают завершать выступления, причем довольно активно. Так называемое женское катание в фигурном катании — это в основном 18-19 летние девушки. Тренируются спортсменки в неделю в соревновательный сезон 23 часа (медианное значение), во внесоревновательный период - 24 часа в неделю.

ladies stats

 

 В следующих графиках данные по компонентам и техничке приведены в разрезе выступлений.

 Первый график — это распределение очков за компоненты (PCS) в зависимости от очков за технические элементы(TES), второй — общая статистика. Корреляция между PCS и  TES очень сильная ( коэффициент корреляции примерно 0.8). Также внизу приведена диаграмма размаха PCS по странам: верхняя и нижняя границы ящика означают 75-й и 25-й процентили, перегородка в середине показывает медиану, усы снизу и сверху обозначают минимум и максимум значений компонентов. Красные точки — это выбросы, которые не уложились в общую схему по стране. По графику понятно, что самые грибные девочки родом из России и выступают они довольно компактно в плане компонентов.

 

pcs vs tes

 Ниже графики средних значений PCS и TES  в обеих программах по соревнованиям. Самым качественным соревнованием для женского фигурного катания является Финал Гран-При, где сражаются между собой только элитные атлеты. Далее идут этапы Гран-При и мировые чемпионаты. Чемпионаты Европы и Четырех континентов идут последними, их состав почему-то уступает составу первенства мира.

 Видно, что существует тренд на инфляцию PCS и TES, как в короткой, так и произвольной программах. Впрочем, на уровне Четырех континентов тренд на увеличение прослеживается только для компонентов в произвольной программе.

 

average pcs

Таблица средних значений PCS и TES по сезонам по всем соревнованиям. Последние два столбца — это отношение оценок за технику к оценкам за компоненты. Видно, что компоненты вообще-то растут быстрее техники.

 

pcs table

Однако ISU готовит изменения в правилах, которые мотивирует тем, в том числе тем, что артистическая часть уступает технической. Почему так, если компоненты растут быстрее технической составляющей? Получается ISU расписался в том, что PCS по сути грибищи, которые растут в противоход реальной зрелищности программ. Этот вопрос обсудим позже в лирической части статьи.

 Графики изменений PCS по отдельным спортсменкам на соревнованиях.

 Хочу уточнить, что данные по челленджерам и юниорским выступлениям использовались только для графиков по фигуристкам, чтобы сравнить начало карьер Медведевой и Загитовой в плане роста компонентов.

 Алина Загитова в свой первый взрослый сезон прибавила в компонентах длинной программы с 67.52 (Кубок Ломбардии) до максимума в 75.3 (ЧЕ) на 7.78 баллов, максимальное изменение за одно выступление 4.88 балла ( с ФГП на ЧЕ).

 Евгения Медведева улучшила PCS  в свой дебютный сезон на 13.97 баллов с 58.4(Кубок Андрея Непелы) до 72.37(ФГП) , максимальное изменение за одно выступление 8.76 (С Кубка Непелы на Skate America), также хорошая прибавка была с Кубка Ростелекома на ФГП в 4.76 балла.

 Кейтлин Осмонд после травмы возвращалась довольно обыденно, зато уверенно. Хорошо улучшилась после провального Skate Canada 2015 на 4.62 к NHK Trophy, а к Олимпиаде получила бонус в 3.03 балла.

heroes fp pcs

Данные по PCS в короткой программе для Алины, Евгении и Кейтлин.

 

heroes sp pcs

Данные по другим девушкам из топа рейтинга ISU. Очевидно, что прибавки в 3-5 баллов за один этап к оценкам за компоненты дело обычное для россиянок, канадок и японок. Каролина Костнер очень стабильна.

leaders fp pcs

 

leaders sp pcs

Гипотезы

 У болельщиков есть гипотеза, что технически сильный атлет практически всегда получает высокие компоненты, что очевидно на графике корреляции PCS и TES. Но от чего еще может зависеть оценка за PCS?

 Чтобы выяснить от каких параметров может зависеть PCS, выполнил регрессионный анализ и вот, что выяснил. Для PCS статистически значимыми являются переменные:

1 TES - оценки за технику. Болельщики правы.

2 Количество лет прошедших с начала занятий фигурным катанием. Конечно, судьи смотрят не только на технику, но и, собственно, на навыки презентации спортсменки. Думаю, в этом предикторе заложены опыт, класс и репутация фигуристки. Примечательно, что возраст и рост спортсменки не оказывают влияния на решения судей, только опыт.

3 Количество часов, которые тратит спортсменка на тренировки в неделю в соревновательный сезон. Довольно логично, что кто как работает, тот столько и получает.

4 Количество часов, которые тратит спортсменка на тренировки в неделю во внесоревновательный сезон. Коэффициент регрессии получился отрицательный, т.е. чем больше тренируются спортсменки, тем меньше получают компонентов. Здесь все, наоборот, с предыдущим предиктором. Объясняю тем, что фигуристки ниже классом больше тренируются в межсезонье, чтобы нагнать лидеров.

5 Страна, которую представляет фигуристка. Грибы от федерации статистически значимыми оказались для России, США, Канады, Японии и Китая.

 Далее изучим вторую гипотезу о наличии коридора компонентов. Коридор — это разница между максимальной и минимальной оценками за отдельные компоненты по одному выступлению. Коридор существует, в медиане его ширина составляет всего 0.43 балла, причем разброс больше 0.6 получает очень мало выступлений.

 Также на этом графике приведена статистика по отдельным компонентам. Самыми дешевыми оказались Интерпретация(Interpretation of Music) и Владение коньком(Skating Skills), самый дорогой компонент Связки(Transitions). Композиция(Composition) и Представление(Performance) примерно на одном уровне и довольно близко к Интерпретации и Владению коньком по дешевизне.

 

corridor

Что такое компоненты. Пора подробнее обсудить их.

Компоненты — это те параметры фигурного катания, которые должны оцениваться, но не имеют базовой  стоимости. Судьи могут выставлять оценки в диапазоне от 0 до 10 с шагом 0.25. Затем выставленные оценки умножаются на корректирующие коэффициенты, которые могут быть разными для разных дисциплин. Например, для женской короткой программы коэффициент компонентов составляет 0.8, для произвольной - 1.6.

 Выделяют пять видов компонентов:

Skating Skills(уровень катания, владение коньком) - определяется общим качеством и уверенностью , контролем ребер при скольжении по поверхности льда,  чистотой техники и способностью ускоряться и варьировать скорость без видимых усилий, демонстрируется при помощи словаря катания( ребра, шаги, повороты и т.д.). При оценке компонента рассматриваются следующие параметры:

  • Ясность(глубина) ребер, исполнение шагов и поворотов

  • Равновесие, ритм работы коленей и точность постановки стоп

  • Плавность скольжения

  • Разнообразное применение силы, скорости и ускорения

  • Смена направлений

  • Скольжение на одной ноге

 Т.е. не приветствуется скольжение на плоских ребрах, причем постановка ребер и коленей должны быть четкими, кататься на двух ногах тоже не комильфо, чем меньше подсечек при наборе скорости, тем лучше катание, оценивается легкость набора, изменения скорости, т.е. без  видимых усилий и признаков усталости. Если фигурист замедляется перед прыжком, заходит на него по огромной дуге, предварительно безбожно подсекая, это по идее должно отражаться на оценке владения коньком. Ведь какой же мастер конька не сможет подготовиться к прыжку за минимальное время, это вопрос равновесия, которое и лежит в основе скольжения. Судьи считают, что общий уровень владения коньком довольно высок, самый девальвированный компонент.

 Transitions(Переходы, связки) - разнообразное и осмысленное использование оригинальной работы ног, позиций, движений и поз, которое соединяет между собой элементы программы

  • Непрерывность движений от одного элемента к другому

  • Разнообразие

  • Сложность

  • Качество

На самом деле этот компонент тесно связан с уровнем катания, поскольку связки здорово влияют на скорость скольжения, прилагаемые усилия и усталость. Чем сложнее связующие движения, тем больше они требуют контроля конька, мощи, энергии и выносливости. Сложные заходы и выходы с прыжков требуют точной работы коньком.

Также это самый дорогой компонент, причем с большим отрывом. Возможно, не случайно отдельные тренеры максимально богато упаковывают своих подопечных связками. Хорошие Transitions с учетом коридора компонентов могут сильно облегчить получение высоких оценок за другие компоненты.

 Performance(Представление) - физическое, эмоциональное и интеллектуальное вовлечение фигуриста(фигуристов) , их способность донести суть музыки и исполняемого произведения

  • Физические, эмоциональные, интеллектуальные вовлечение и проекция

  • Подача и чистота движения

  • Разнообразие и вариативность движений и энергии

  • Индивидуальность и оригинальность

  • Синхронность и единство (пары, танцы)

  • Взаимодействие партнеров в пространстве (пары, танцы)

Артистичность и контакт с аудиторией. Самый субъективный из компонентов. Он немного дороже Интерпретации и Уровня катания, возможно судьи чувствуют, что ступают по зыбкой почве и не усердствуют с баллами.

 Composition(Композиция, хореография) - замысел и\или оригинальная расстановка всех типов движений в соответствии с принципами музыкальных фраз, пространством, узором и структурой композиции.

  • Цель(идея, концепция, видение, настроение)

  • Узорность\покрытие льда

  • Многомерное использование пространства и построения движений

  • Фраза и форма(движения и части программы соответствуют музыкальным фразам)

  • Оригинальность произведения

Оценивается примерно на одном уровне с Представлением.

 Interpretation of the music(Интерпретация музыки) - индивидуальная, изобретательная и искренняя передача ритма, характера и содержания музыки посредством движений на льду

  • Движения и шаги в такт музыке ( Своевременность)

  • Экспрессия музыкального характера\чувства и ритма, ясное опознование

  • Точная передача и отражение деталей и нюансов музыки

  • Связь между фигуристами, передающая характер и ритма музыки(пары, танцы)

  • Катание в основном в такт ритмическим битам к короткой программе для танцев и сохранение хорошего баланса между катанием в такт битам и музыке в произвольной(тоже танцы)

Наравне с владением коньком является самым дешевым компонентом. Судьи считают, что спортсменки в целом способны хорошо интерпретировать музыку. Вот пример того, как элитный спортсмен даже на шоу в межсезонье раз за разом демонстрирует определенный уровень интерпретации.

 Рекомендации ISU по оценкам.

scores

 Можно говорить, что существует перекос в сторону технической составляющей фигурного катания от артистической. Ведь два первых компонента из списка (Skating Skills, Transitions) — это технические составляющие, поэтому хорошо оснащенный технически фигурист всегда имеет преимущество перед менее техничными, но более артистичными конкурентами. В произвольной женской программе из гипотетических 130 баллов  артистическая часть может составить максимум 48 ( 3 х  16) очков, остальные 82 принесет техника.

 Не сложно представить, что у хорошего джампера с большой вероятностью будут высокие оценки по катанию, связкам, презентации, ведь он будет выполнять сложные заходы\выходы на прыжки, он не будет терять время на долгую подготовку, застывая в нелепой позе перед прыжком. Ему остается насытить программу транзишенами и кататься в такт музыке. А представление и композицию с учетом коридора ему выставят высокие, поскольку это довольно девальвированные компоненты.

 Все категории компонентов в какой-то степени влияют друг на друга, они смешаны между собой и неудивительно, что судьи настроены ставить их в одинаковом диапазоне. Спортсменка выполняет экстремальные по сложности и количеству связующие элементы, что мало кто способен повторить, значит хореография на высоте и оригинальна. 10 баллов этой госпоже сразу для транзишнов, уровня скольжения, композиции и до кучи интерпретации музыки. Другая фигуристка спотыкается на дорожке шагов, долго готовится к прыжкам и просто с них выезжает, значит не только связки, владение коньком, но и ее презентация уже приговорены.

 Поэтому опасения ISU по деградации артистичности в целом имеют под собой основания. ISU вынужден реагировать, поскольку интерес к спорту падает.  Парадокс в том, что, если сравнивать напрямую, то современные прокаты сами по себе стали намного зрелищнее в новую эпоху IJS. Но они потеряли в разнообразии, стали похожи друг на друга.

 Но кажется, что именно ограничения в количестве и наборе технических элементов ( прыжки, каскады, вращения и т.д.) ведут к тому, что программы всех фигуристов похожи друг на друга. Фигурист не может делать одинарные или двойные прыжки, небольшие вращения, дорожки чтобы усилить презентацию своей программы, потому что они будут засчитаны против него.

 Возможно, стоит засчитывать самые дорогие элементы, а не по порядку их исполнения, как сейчас. С другой стороны, какой прок атлету выполнять дополнительный элемент, если он не идет в зачет. Их надо как-то стимулировать за счет усиления оценки за презентацию.

 Более того хореография, набор элементов подбираются для максимизации набираемых очков с учетом возможностей спортсмена. В результате фигуристы из сезона в сезон  катают, по сути, единственную программу, меняя только костюмы и музыку. При чем даже музыкальные акценты могут  остаться прежними, чтобы программа оставалась максимально неизменной. В такой ситуации полагаться на артистизм — это задача не для слабаков.

 Лакерник утверждает, что главная задача ISU зрелищность спорта и вытекающий из этого интерес болельщиков. Причем под зрелищностью они, очевидно, понимают не столько впечатление от конкретного представления, сколько сложность программ и конкурентность в спорте. Ограничивая количество тройных и перенос прыжков во вторую половину, они не оставляют спортсменам другого выбора для победы, кроме ультра-с.

 С другой стороны,  база элементов будет уменьшена, зато увеличена градация GOE(Grade Of Execution) до 11 пунктов, введены ограничения на повторения квадов. Значит они считают, что культивация сложности уже принесла свои плоды и пора собирать урожай в виде качественных прыжков и уделять внимание тому, что происходит между ними. 

 Надеюсь, новая система GOE и Scale Of Values сумеет сохранить баланс между сложностью и качеством. Ведь если все будут выполнять качественные прыжки, это будет уныло. Всегда приятно, наблюдать как спортсмен выполняет сверхсложную задачу с негарантированным результатом.

 Эти изменения принимаются на 2 года, не на весь олимпийский цикл, а значит  ISU настроен действовать осторожно. В любом случае очевидно, что фигурное катание пока остается спортом и фокус на техническую составляющую остается определяющим. Думаю, изменения приведут к тому, что появится больше спортсменов с экстремальными элементами и они будут сражаться друг с другом с переменным успехом, как того и хочет ISU.