6 мин.

TCR Russia. Приглашённая звезда российского кольца

Cameo – эпизодическая роль, выделяющаяся на фоне остальных небольших актёрских ролей, в которой используется известный и хорошо узнаваемый образ.

Состоявшийся 10-12 августа этап СМП РСКГ – отличный повод поговорить о российском кольце. Точнее, порассуждать: куда оно движется или, может, катится, кольцо же? Нет, безусловно, Российская Серия Кольцевых Гонок развивается. Прежде всего, это актуально в отношении класса Туринг. Сегодня это TCR Russia, полноценная серия на современной технике, идентичной той, на которой прямо сейчас гоняются во всём мире. TCR на подъёме, и наш чемпионат – не исключение. Порядка 20 машин, выходящих на старт, – отличный показатель.

Если вы знаете, что такое TCR, то этот абзац можете пропустить. Коротко, TCR (от Touring Car Racing) – гоночные автомобили на основе серийных моделей с передним приводом, турбированным двухлитровым двигателем (около 350 л.с.). Соревнования в данном классе сейчас невероятно популярны и проводятся повсеместно в рамках национальных и международных серий, как в спринтовых форматах, так и в формате гонок на выносливость. Машины – специально подготовленные Cupra (бывший Seat Leon), VW Golf, Audi RS3, Hyundai i30, Honda Civic, Lada Vesta и др.

VW, Seat, Audi – самые популярные автомобили TCR, построенные на одной платформе

Так вот, класс Туринг в полном порядке – топовый класс российского кольца с растущим числом участников. Это радует.

Что ещё радует – качество телевизионного производства. На московском этапе МатчТВ был в ударе: помимо привычного набора “сил и средств”, эскадрилья “дронов”, которые не просто снимают, чтобы потом мы с вами посмотрели красивые ролики, а дают сигнал в прямой эфир, два здоровенных крана натянули над всей прямой старт-финиш трос, по которому туда-сюда шныряет камера, оператор на сегвее, ловко лавирующий между автомобилями и грид гёрлз на стартовой решётке и другие атрибуты любой высококачественной спортивной трансляции, вроде камер в бордюрах.

Флэш-интервью первой тройки после финиша появились в российском кольце раньше, чем в Ф1

Всё отлично и даже замечательно, если бы не одна мысль, которая хочешь не хочешь, а закрадывается: а кто за этот банкет платит или для кого он вообще?

Очевидно, что за свой счёт телеканалу всё это производить нет никакого резона. Он, канал, даже права на трансляцию соревнования с таким низким рейтингом (это не упрёк СМП РСКГ, а наши автоспортивные реалии) приобретать не станет, так как эти затраты он не окупит. Наоборот, каналу необходимо заплатить, чтобы попасть в сетку. Посмотрите на 10 самых рейтинговых спортивных программ недели, на которой была трансляция СМП РСКГ из Казани (естественно, она туда не попала).

Даже у Формулы-1 рейтинг – 1 и доля 1,7. Таким образом, за трансляцию платит организатор серии. Но ради чего? Ради престижа и строчки “нас транслируют” на федеральном канале? Для кого это все?

Избавим Вас от анализа взаимоотношений субъектов автоспортивной индустрии. Но всё это напоминает жизнь не по средствам, жизнь вне рыночных моделей. Хотя есть в российском кольце крупный игрок, которому это как раз по карману и, скорее всего, именно ему принципиален федеральный охват. Многим другим, судя в том числе и по их медиа активности, главное – гоняться, а аудитория и её численность не так и важны. Кто-то скажет: “Ну и хорошо, пусть тратит на популяризацию автоспорта”. Только вот этот пузырь рано или поздно лопнет, и куда мы приплывём, как только ветер в жёлто-чёрном море подует в другую сторону?

Кстати, о популяризации. Главным оружием автоспортивной пропаганды должен быть как раз наш топовый класс, TCR. Но о каком оружии можно говорить, если главная категория проводит на трассе 30 минут в субботу и 35 минут в воскресенье? Всё. Представьте себя на месте зрителя, решившего провести выходные на автодроме. Да, у СМП РСКГ волне насыщенная программа, но вот вы на трассе, ещё до обеда вам быстро показали самое интересное, а потом на этом фоне просим любить и жаловать – класс “Национальный”. Если не в курсе, в класс “Национальный” попадают автомобили, которые плохо себя вели в прошлой жизни, и там их нещадно истязают.

В класс “Национальный” попадают автомобили, которые плохо себя вели в прошлой жизни

В мировом туринге (WTCR) уже перешли к формату из трёх гонок за уик-энд. Допускаю, что на это серия не пойдёт, так как против будут сами участники, фактические и потенциальные. Кузовные гонки богаты на столкновения. Дополнительный заезд – гарантированный рост расходов, который далеко не все осилят, и значительное увеличение нагрузки на персонал команд. Как вариант, проводить в субботу квалификацию и что-то вроде суперпоула. Никаких аварий, но дополнительный час времени на трассе. То есть, если брать субботу и воскресенье, оно увеличится вдвое!Сейчас же 30 минут сегодня, 35 завтра, а остальное время зрители на трибунах и интернет пользователи смотрят, как народ отчаянно толкается на VW Polo седан, Kia Rio и прочих Солярисах и Калинах, внешне почти таких же, как припаркованы под окном (у тех, что под окном, кузова “целее”). Естественно, мы немного иронизируем, прекрасно понимая всю важность и необходимость более доступных классов, осознавая, как, за счёт чего и для чего они существуют, тем более что и гонки там по-своему интересные. Но всё-таки хотелось бы, чтобы все задействованные ресурсы больше работали с главным классом и чтобы это не был cameo “приглашённой звезды”?

Кстати, об интернет пользователях. Реальная аудитория СМП РСКГ именно там. Если посмотреть на цифры, то по просмотрам российский TCR находится вполне на уровне своих европейских собратьев и других национальных гоночных серий, имея порядка 15 тысяч просмотров для каждой гонки.Если перевести цифры телевизионного рейтинга в количество зрителей, то получается, что федеральный эфир не гарантирует больший охват. Как мы уже поняли, рейтинг СМП РСКГ ниже 0.3 (а что вы хотели в субботу в 11:45?). Население России старше 4 лет – 136 млн, то есть телеаудитория точно не превышает 400 тысяч, а, скорее всего (хотя точных цифр рейтинга в нашем распоряжении нет), не превышает 100 тысяч. Это больше, чем просмотров в youtube, но какова стоимость привлечения этих зрителей? Ведь стоимость контакта – один из ключевых показателей в процессе привлечения аудитории.

Уверен, что озвученное выше не является каким-то откровением для руководителей серии: они этим живут, в этом варятся и забивают голову побольше нашего. Тем не менее, эти вопросы необходимо сформулировать, озвучить и попробовать получить ответы, чтобы было понятно, куда и зачем движется наше кольцо.

SK

Больше фото: 

https://www.facebook.com/pg/punishlessness/photos/?tab=album&album_id=1779709508779989