5 мин.

Подножка. Как проиграть «Вуэльту» за один этап?

Для меня и многих других Альберто Контадор очень долго был эталоном многодневщика. Его сумасшедшие горные атаки и стабильная разделка в рамках трехнедельных многодневок не давали никому даже помыслить о первом месте. Соответственно на него равнялся почти каждый пацан в детских секциях велоспорта по всему миру, а журики старались доказать, что не просто так едят свой хлеб, и детально осветить все хорошее и плохое в жизни спортсмена. Единственным исключением в «эпоху Конты» стал прошлогодний ТДФ, который эль-Пистолеро объективно не был готов выиграть ни морально, ни физически.

Однако на этой «Вуэльте» все устоявшиеся каноны о непобедимости Контадора на глазах разрушались об упрямство Хоакима Родригеса. Две с половиной недели Альберто элементарно не знал, что делать с капитаном «Катюши» – тот практически не проиграл (по своим меркам) на разделке, а в самых серьезных горах выглядел даже получше. Это все казалось чем-то неправильным, но холодной реальностью обрушивалось на головы поклонников велоспорта – казалось, что еще немного и скромный «Скалолаз» окажется лучше Оптимуса Прайма. Цейтнот. Конте надо было крепко подумать над каким-то нелинейным ходом и сознательно идти на настоящую авантюру – других вариантов у него просто не было.

На моей памяти не было гран-туров, где победитель определялся бы (хотя, впрочем, «Вуэльта» еще прололжается) путем подобной самоубийственной атаки. Контадор уехал от Родригеса за несколько десятков километров до финиша на относительно скромном рельефе и самым наглым образом. При этом Альберто точно знал, что он делает – все предыдущие события на этапе дают свидетельские показания о том, что его атака была прямым результатом командного плана «Саксо Банка». Именно в этом заключается одна из причин поражения Родригеса. У его соперников был четко подготовленный коварный замысел, включающий в себя мелькание в отрыве сразу трех доместиков Конты + Паоло Тиралонго. У «Катюши», кажется, даже не было подозрений о том, что все может пойти подобным образом, и как следствие – соответствующего плана действий. Хотя отъезд людей вроде Паулинью или Хесуса Эрнандеса просто кричал о том, что Контадор задумал что-то недоброе для Пурито.

Кстати, после этапа на многих англоязычных велофорумах появились комментарии на тему того, что Тиралонго уже подыскал себе на будущее команду (тут же вспоминался протянутый итальянцу из технички «Саксо» бачок с водой). Но по поводу Паоло все это звучит как-то глупо. Во-первых, у Тиры есть действующий контракт с «Астаной», рассчитанный еще на один год. Во-вторых, у него был свой интерес сотрудничать с испанцем в виде возможной победы на этапе. В-третьих, Контадор и Тиралонго по жизни очень хорошие друзья, которые при случае всегда помогают друг другу.

Второй причиной поражения Родригеса стала откровенная слабость «Катюши». Российская команда почти всю гонку играла с огнем, что и привело к такому результату. Нынешний сезон показал две диаметрально противоположных командных тактики, приведших к успеху. На «Тур де Франс» «Скай» не скрывал своих амбиций и ехал гонку исходя из собственных чудовищных ресурсов, диктую всем подряд свою волю. На Джиро «Гармин» наоборот на каждом углу распространялся о своей слабости, стараясь загрести побольше жару чужими руками. Стратегия «Катюши» на «Вуэльте» оказалась вообще непонятна. Российская велогруппа было явно не готова ехать гонку от первого номера, но упорно старалась вцепиться в красную майку пораньше и удержать ее подольше, что полностью выхолостило команду к третьей неделе.

Уход «Катюши» в глубокое командное пике стал очевиден еще на связке из трех горных этапов. В решающие моменты свою гонку рисовал кто угодно – «Саксо», «Мувистар», «Скай» и даже «Еускатель», а помощники Родригеса скромно висели поблизости от своего лидера и безропотно отваливались на решающих стадиях этапов. Как итог – вчера Пурито оказался практически полностью без поддержки. Единственным, кто хоть как-то страховал своего капитана, оказался возвратившийся из отрыва Лосада, а где в этот момент находились Меньшов, Морено, Флоренсио и Висиозо, Родригесу, наверняка, было бы крайне интересно знать. На последних километрах гонщики «Саксо» и «Мувистара» еще как будто потроллили Родригеса, повиснув у него на колесе, словно иллюстрируя, что их командных резервов хватает даже на то, чтобы в такой момент просто действовать на нервы главному сопернику.

Наконец, в какой-то мере Пурито может покорить и себя. К этому моменту весь круг его соперников сузился до одного лишь Контадора, за которым было просто необходимо сидеть, уцепившись мертвым грузом. Атака Альберто не была спонтанной – он готовил ее весь этап. И единственным способом отбиться от нее в условиях отсутствия внятной поддержки от товарищей по команде было реагировать на каждый полурывок Конты, не давая тому отъехать даже на длину велосипеда. 15-20 секунд разрыва фактически стал для Пурито приговором. Он оглядывался в поисках возможных союзников, но в глазах того же Вальверде читал лишь: «Прости, друг. Это всего лишь бизнес».

А в это время Контадору вовсю помогал Тиралонго, тогда как вокруг Хоакима в решающий момент друзей из других команд не оказалось. Это и есть одна из особенностей велоспорта. Это не командный вид спорта вроде футбола, где ты можешь не переваривать кого-то, но продолжаешь наработанным на тренировках образом нормально с ним взаимодействовать. И не индивидуальный вид – где каждый за себя. В велоспорте очень важно быть просто хорошим человеком и иметь друзей. К примеру, на ТДФ-2011 тому же Контадору на одном из этапов просто так помог Макс Иглинский. Сейчас так поступил Тиралонго. Такие примеры указывают на просто хорошие человеческие качества Контадора, не утрачивающего связи с простыми бойцами даже несмотря на статус великого чемпиона.

На предпоследнем этапе Родригес будет рвать и метать. Не исключено, что он пойдет в атаку с первых метров и будет жечь напалмом до самого финиша. И вся «Катюша» в этот день костьми ляжет, стараясь хоть как-то реабилитироваться. Но +2’28 пока выглядят для Пурито приговором. Конечно, для любого гонщика подиум гран-тура серьезное достижение, но сейчас это вряд ли сильно греет душу капитана российской велогруппы. Еще вчера утром он был как никто близок к тому, чтобы побить в открытой борьбе самого Контадора, а сейчас выступает лишь в качестве проигравшей стороны на этапе, который уже в скором времени станет легендарным. Хотя, как показывает эта «Вуэльта», хоронить чьи-то надежды преждевременно никогда не стоит. P.S. Это определенно самый крутой гран-тур в нынешнем велосезоне.