21 мин.

Ярославься, отечество

Накануне объявления окончательного списка городов, в которых пройдет чемпионат мира 2018 года, PROспорт съездил в Ярославль, чьи методы борьбы за право принять мундиаль отличаются некоторой оригинальностью.

Кто

Свежие еще украинские воспоминания вкупе с информацией даже общего рода позволяют легко себе представить, как это будет. Пешеходная улица Кирова (которую, разумеется, называют ярославским Арбатом) заполнится не понимающими по-русски, но очень шумными людьми в ярких одеждах и с флагами. Они будут петь, скандировать, охотно фотографироваться с местными жителями, которые, в свою очередь, будут испытывать к гостям смешанные чувства любопытства и опаски. Фан-зона, расположенная на живописной Стрелке — месте слияния Волги и Которосли, — на несколько недель станет основным местом народных (и международных) гуляний: отсюда после побед сборной России будут по всему городу разбредаться и разъезжаться, гудя клаксонами, счастливые и испытывающие редкое для них чувство общей гордости ярославцы. Гости будут восхищаться отлично сохранившейся исторической архитектурой центра Ярославля и многочисленными церквями. Поезд Абакан — Москва перед последними километрами своего трудного пути сильно оживится — благодаря сотням иностранных болельщиков. Заинтригованные женщины, может быть, даже отложат газету «Моя семья» и прекратят разговоры о мистическом опыте, самоцелительстве и предсказаниях Ванги, а мужчины перестанут так открыто размешивать в эмалированных мисках «Доширак» с майонезом.

У Ярославля по сравнению с некоторыми другими провинциальными претендентами на чемпионат мира немало существенных плюсов: близость к Москве, максимальная заинтересованность местных жителей, примечательная архитектура, относительно высокий уровень жизни и выжившие демократические традиции, хотя, возможно, именно последний пункт и перечеркивает все вышеперечисленные преимущества в глазах федерального центра.

Здесь

Официальный образ старого купеческого города несколько теряет свою актуальность при чуть более близком знакомстве с местной действительностью. В Ярославле царит эклектика, которая, в принципе, свойственна развивающимся городам и регионам России. На лавочках в парках все еще принято сидеть с гитарами, а напротив новенькой гостиницы «Ибис» орудует в мусорных баках старик в инвалидной коляске, но многие светофоры уже оснащены таймерами, а в некоторых дворах за историческими фасадами скрываются баснословные офисные строения. Рекламные объявления сообщают о том, что в Яро­славле продолжают любить караоке, а местные девушки даже во вторник вечером одеты в свои самые праздничные наряды. В одном из городских кафе регулярно проводятся встречи самых активных пользователей «Твиттера», но на другом берегу Которосли реконструируется громадина старообрядческой церкви. В городе вообще немало закоулков, о которых можно сказать, что советская власть их миновала.

Наученные недавним горьким опытом — разрушительной подготовкой к празднованию 1000-летнего юбилея города — жители Ярославля, в принципе, были не против, чтобы чемпионат мира, как и советская власть, прошел мимо них — им хотелось отдохнуть от суеты и хаоса приготовлений. Областная администрация, конечно, была взволнована таким негативным настроем своих подопечных — известно, что ФИФА обращает особое внимание на результаты опросов общественного мнения.

«В городе проводятся мероприятия, где собираются рекламщики, — рассказывает представитель компании Cetera («информационные технологии для современного бизнеса») Владислав Ухов. — На одно из них пришла госпожа Лилеева, которая тогда возглавляла Управление коммуникаций и общественных связей администрации Ярославской области, и попросила помощи общественности и ныне популярного в Ярославле краудсорсинга, с тем чтобы переломить настроение населения. Денег у них не было, но, призадумавшись, мы решили помочь — наш интерес был в том, чтобы создать ресурс, который привлекал бы много трафика. Единственное, что мы просили у правительства, — это поток информации, который мы могли бы распространять. Затем мы связались со всеми значимыми фигурами в нашем локальном сегментике интернетика и попросили нас поддержать. Все согласились. Мы создали сайт, стали распространять информацию через соцсети».

Спустя месяц, по данным компании Cetera, охват интернет-проекта, посвященного проведению чемпионата мира в Ярославле, составил 350 000 человек. Опрос общественного мнения для ФИФА принес триумфальный результат: за то, чтобы принять ЧМ, проголосовали 70% респондентов.

«В Ярославле народная поддержка любых популистских лозунгов очень велика, и ее легко измерить по наклейкам на машинах: они тут все, как сумасшедшие, клеят наклейки, — объясняет другой представитель Cetera Афанасий Терентьев. — У нас было три наклейки за последний год: «Локомотив», потом «Город без дорог», потом «Чемпионат мира». То есть это три главных тренда, которые владели городом».

Как следует из дальнейшего рассказа Ухова, в этот, самый подходящий момент в поведении областной администрации произошла удивительная метаморфоза: «В августе нам поступил звонок от заместителя Лилеевой — Каткова — следующего содержания: «Ребята, вы молодцы, но нам тут поступила жалоба от организаторов, что ваши усилия чрезмерны и могут оказать влияние на предопределенный выбор. Так что активность, пожалуйста, сворачивайте». Мы удивились, попытались задать какие-то вопросы, но никто по телефону нам на них отвечать не стал. Потом мы пытались что-то выяснить у советника губернатора по связям с общественностью Грибова, но и он дал уклончивый ответ — в том духе, что область остается заинтересованной, но, судя по всему, чемпионат мира нам не дадут и надо плавно готовить к этому горожан».

Александр Катков по телефону говорит, что «слышит об этом в первый раз», и отказывается от комментариев.

Власть

Вход в красный особняк мэрии в восемь часов вечера обычного буднего дня охраняют две женщины и один мужчина — все в возрасте, близком к пенсионному. Если они и вооружены, то стараются этого не показывать. Фотограф PROспорт пытается завести с ними светскую беседу: «Вы не подскажете, какого года это здание?» — «Ой, я никогда об этом не задумывалась», — отвечает одна из женщин.

Охрана убеждена, что мэр уже ушел: «Только что какой-то мужчина к нему прошел, потом вернулся и сказал, что не нашел никого». Но это не так, мэр еще на работе.

Евгений Урлашов, невысокий худощавый мужчина, сидит без пиджака, сгорбившись за большим ноутбуком, почти полностью его скрывающим, и печатает что-то отрывистыми, хищными движениями. Урлашов — политик с уникальной для современной российской действительности судьбой. Весной этого года он, являясь оппозиционным кандидатом, умудрился выиграть выборы, набрав во втором туре почти 70%. Местный суд, который, согласно установленным в стране с некоторых пор правилам игры, должен был снять слишком популярного и чуждого партии власти кандидата, не вынес давления решительно настроенного ярославского общества и со своей задачей не справился.

Урлашов не знает или не хочет знать о переменчивых настроениях областной администрации и охотно рассказывает об уже стартовавшей в Ярославле подготовке к чемпионату мира:

— Мы открыли гостиницу на набережной — 4,5 звезды, строим гостиницу у вокзала Яро­славль-Главный, будет закладываться еще ряд гостиниц. Инспекторы ФИФА сказали нам, что не хватает пятизвездочного отеля, — хорошо, будем это исправлять. То, что мы активно в этом году ремонтируем дороги, — ну, пожалуй, мы и без чемпионата мира это делали бы. Другое дело, что сейчас темпы даже выше, чем в 2010 году, когда город готовился к 1000-летию.

— В чем преимущества Ярославля перед другими претендентами?

— Это реально типично русский провинциальный город, который находится недалеко от Москвы. С учетом того, что предполагается запуск скоростных поездов, от Ярославля до столицы можно будет добраться за час с небольшим. Но еще важно, что чемпионат мира очень помог бы городу сгладить, заглушить боль после гибели нашей любимой команды «Локомотив».

Начав отвечать на вопрос о том, насколько серьезной будет нагрузка на городской бюджет и как вообще будут делиться расходы, Урлашов, неожиданно привстав, берет с соседнего стола какую-то книгу альбомного формата:

— Я хотел бы, чтобы у нас был вот такой стадион под крышей. Это «Амстердам-Арена». Ян Тилманс, который его строил, вот даже автограф мне оставил. Конечно, я заинтересован, чтобы в городе появился самоокупаемый стадион, а тогда он должен быть с крышей. Причем стоимость данного стадиона на 2 млрд руб. дешевле, чем того, который предлагала альтернативная группа, — без крыши.

— Говорят о том, что нужно будет искать внебюджетные источники финансирования.

— Чемпионат мира — это повод решить вопрос с развязками, дорогами, аэропортом — вот почему города за него борются. Но если честно, то ни один муниципалитет финансово это не вытащит. Надеюсь, что не будет такого отношения: «ребят, давайте по 33% скинемся» — это угробит любой город. Что касается внебюджетных источников, то есть инвесторы голландские, русские, которые тоже могут быть заинтересованы в крытом стадионе. Это означает, что в нем будут конгресс-холлы, боулинги, рестораны, кафе, в том числе даже гостиница. Мы можем объявить открыто, что собираемся строить стадион: он будет стоить столько-то, мы готовы брать деньги и отдавать вам площадью.

— Вы окончательно решили строить стадион в центре — на месте нынешнего?

— Как мэру мне было бы интересно построить его не в центре, а в другом районе, пока еще депрессивном, но который за счет стадиона будет развиваться. Если будем строить в центре города, то заново выстроим транспортную логистику и даже привлечем для этого специальную фирму, которую голландцы и предлагают. Я почему говорю о них? Потому что они приезжали живые, и это уже не теория, это практика.

— На Западе переживают из-за имиджа нашей полиции. Как вы научите полицейских нормально обращаться с болельщиками?

— Ярославль — это демократический город. Я считаю, вообще столица российской демократии. Не только потому, что народ тут неожиданно для Москвы выбрал мэра, а до этого 4 декабря партия власти здесь проиграла. У нас все по-честному. Митинги, шествия — пожалуйста, проводите, и полиция ведет себя корректно. В Москве все гораздо сложнее — прийти нельзя, уже пытаются арестовать, а на демонстрациях ОМОНа больше, чем людей. Да, были случаи, когда на «Шиннике» дубасили болельщиков, но надеюсь, что мы сумеем настроить сотрудников полиции на вежливые отношения.

— Вы пытались изучать опыт Украины? Там с чемпионатом Европы были связаны проблемы.

— Я виделся меньше недели назад в Китае с мэром Львова и, конечно, расспрашивал его. Он в восторге, сказал, что чемпионат сильно повлиял на имидж города, что ему государство подбросило приличных денег, он многое восстановил, дороги отремонтировал. В общем, он мне сказал: давай, всеми силами борись. А о проблемах он не говорил ничего.

Странные телодвижения областной администрации не позволяют понять, насколько она заинтересована в том, чтобы Ярославль принял ЧМ. Но Евгению Урлашову и особенно остальным жителям Ярославля, чье мнение удалось так технично изменить с помощью современных информационных технологий, наверное, будет обидно проиграть Калининграду или Саранску.

Группа «золотое кольцо»

Журналисты из провинциальных городов-кандидатов (за исключением Сочи, который, разумеется, вне конкуренции) рассказали PROспорт о грандиозных стадионах, некрасивых пазиках, подземном музее, не горящих звездах и других плюсах и минусах своих городов.

Михаил Вьюгин (Ura.ru, Екатеринбург)

В Екатеринбурге уже есть большой гостиничный сектор, который готовился еще к приему саммита Шанхайской организации сотрудничества, стадион, отреставрированный недавно, — единственное, он немного не дотягивает до требований ФИФА, но уже проработаны два варианта: либо надстройки, либо углуб­ления поля и увеличения количества мест. Единственное — нет массового скоростного транспорта, которым болельщики могли бы быстро добраться до Екатеринбурга из столиц. Есть аэропорт, один из самых загруженных в стране, но самолеты не смогут перевезти всех желающих попасть на стадион.

Есть еще одна проблема — в городах, расположенных на расстоянии 100 км от Екатеринбурга и больше, у людей ЧМ не вызывает ни интереса, ни поддержки, а провоцирует ерничество и замечания вроде: «Что вы нам рассказываете про ЧМ, от которого нам ни холодно, ни горячо, расскажите лучше про автобусы, маршрутки и так далее». Но сами жители Екатеринбурга очень заинтересованы. У нас проводился финал Кубка России — был полный стадион. На играх молодежки — то же самое. Все готовы к большой стройке — будут изменения в транспортной сетке, вплоть до удлинения одного из проспектов, причем за счет парка, но негатива по этому поводу в городе нет.

Чемпионат мира — одна из главных идей региональной власти. У нас есть такая проблема — дефицит идей, проектов для населения, — и у нас стараются работать именно с крупными мероприятиями. Это такая традиция Свердловской области — мы всегда готовимся к проведению чего-либо, занимаемся улучшениями ради приезда каких-то гостей.

Основное преимущество Екатеринбурга перед конкурентами — это мизерность затрат на подготовку. Если будет выбран вариант временных конструкций вокруг стадиона, как это было в Польше, то потребуется очень небольшая сумма.

Алексей Краснов («Казанские ведомости», Казань)

К чемпионату мира у нас будет все. То, чего не хватает, — это недоделки, которые будут исправлены еще перед Универсиадой-2013. Это и развязки, которые уже постепенно вводятся в строй, и реконструкция международного аэропорта. Активно строятся и открываются гостиницы, ведь на Универсиаду приедут тысячи гостей и спортсменов. Будет открыто три дополнительных станции метро.

Казань сейчас представляет из себя большую стройку, есть неудобства: то там улицу перекрывают, то здесь. Но мы проводили опрос граждан, и люди готовы терпеть, понимая, что уже через год все это заработает.

Стадион, который сейчас строится, — он будет называться «Рубин-Арена», — по оценке специалистов, будет одним из лучших в Европе, они говорят, что это не то что завтрашний, а даже послезавтрашний день.

Казань вообще стала центром проведения крупнейших международных соревнований, выиграв еще и право принять чемпионат мира по водным видам спорта. На него, кстати, до Казани претендовала Москва, но не прошла. Казань неофициально называют спортивной столицей. Мы как-то посчитали — у нас ледовых арен в республике больше, чем во всей России, вместе взятой. Готовясь к Универсиаде, город совершает прорыв в инфраструктуре и приобретает богатый опыт проведения крупных соревнований.

Лидия Ковалева («Интер», Волгоград)

Отелей у нас немного, и в лучшем случае три звезды, так что трудности с размещением бывают даже в период больших торжеств на 9 Мая. Правда, сейчас началось возведение современных четырех- и пятизвездочных отелей, а также небольших, попроще. Дороги — тоже больная тема, потому что город вытянут на 100 км вдоль Волги. Активный ремонт начался в этом году, и теперь по некоторым улицам даже можно ездить. На ремонт выделен миллиард, но освоить его городские власти никак не могут. Необходимы подземные проезды и развязки в оживленных местах, расширение трасс, потому что пробки по всему городу внушительные. Аэропорт — тоже заслуженный ветеран, он с нетерпением ждет реконструкции, как и Речной порт. На фоне этого про остальное — рестораны, инфраструктуру для отдыха и прочее — даже не говорю.

Но самый тяжелый вопрос — это стадионы. У нас их два, и оба требуют серьезной реконструкции. На одном из них, Центральном, вопрос немного продвинулся — уже размещен госзаказ на проект.

У Волгограда многомиллиардные долги, надежда только на федеральный центр и частных инвесторов. Еще непонятно, что делать с объектами после ЧМ — если им заранее не придумать применение, они станут мертвым грузом на шее города или частных лиц.

С чем у нас хорошо — так это с торговыми центрами, по их числу мы одни из лидеров в России. Еще красивая природа и рыбалка и есть что посмотреть — Мамаев курган.

Наши власти крайне заинтересованны в проведении ЧМ, потому что это, возможно, единственный шанс за многие годы вытащить город из затянувшейся депрессии. Других вариантов сделать рывок для региона я тоже не вижу. Наши люди забыли, что такое быть едиными, счастливыми, гордиться за себя, свой город. Да, это штампы советских времен, но без объединяющей идеи мы никуда не движемся и даже откатываемся назад.

Пожалуй, перед объявлением списка городов мы можем надеяться только на наше боевое прошлое и на то, что перелом в войне был совершен на нашей земле. Путин же сказал во время визита к нам, что ЧМ тут будет и что без Сталинграда нам никак не победить.

Анна Лебедева («Большой Ростов», Ростов-на Дону)

На дорогах у нас гигантские пробки — в будни не доедешь из микрорайона Западный в центр даже днем. Но власти обещают построить дополнительные дороги, пробить их через другие районы. Частных гостиниц построили много, мне даже сложно сказать, сколько у нас их сейчас, но уровень, я думаю, одна звезда, и которая не горит. Но разместить простую публику, болельщиков, у нас есть где. За наш действующий аэропорт сейчас идет небольшая драчка: у основного акционера Саввиди пытаются забрать акции и отдать другому владельцу.

Стадион собираются строить на левом берегу Дона, там у нас городской пляж — его хотят благоустроить, сделать современную зону отдыха. Но я боюсь, что если болельщики будут иметь возможность купаться в Дону, то как бы это плохо не кончилось — ведь они же активно отмечают победы или поражения.

Местные власти из соображений престижа и тем более из-за возможности получить инвестиции под этот проект, конечно, сильно заинтересованы в чемпионате мира. Но отношение людей — примерно как к сочинской Олимпиаде: скептическое и отрицательное, как, в принципе, ко всем проектам власти. Горожане считают, что им это не на пользу будет, что это игры власти, что ЧМ будет стоить много денег и не окупится. При том что социальные проблемы у нас есть очень острые.

Но в число 11 городов мы все-таки должны попасть, потому что Ростов находится на юге, а южные города, конечно, более развиты — в том числе и бизнес, который может поддержать эту идею, может вложиться и материально, и технически, и организационно.

Сергей Татаренков («Самарская газета», Самара)

В Самаре бум, все говорят о чемпионате мира — на улицах, в СМИ. В городе висят баннеры и плакаты. Подготовка идет серьезная, особенно с приходом нового губернатора. Пересмотрены многие вещи, проходят встречи на самом высоком уровне — и с инфраструктурными компаниями, например РЖД, и с Вексельбергом, который стал собственником нашего аэропорта и собирается вложить бешеные средства, чтобы полностью его перестроить. Не могу сказать, что что-то уже начало строиться, но везде объявлены конкурсы, по аэропорту представлен проект.

В последние пять-шесть лет фактически ежегодно вводится в строй отель, относящийся к крупнейшим мировым сетям. Есть серьезные дорожные проекты в городе — со строительством мостов, скоростных магистралей, многоуровневых развязок. Часть из них на этапе эскизных проектов, но кое-где уже и в чертежах. Стадион будет построен на стрелке рек, в октябре пройдет конкурс на его проект. Кстати, он будет построен вне зависимости от того, получим ли мы чемпионат мира.

Конечно, все понимают, что будут неудобства из-за реконструкции всей инфраструктуры, но все так же прекрасно осознают, что для Самары это шанс совершить прорыв к уровню современного мегаполиса.

Правда, на сегодняшний день проблемы у нас есть во всех областях: надо больше чем наполовину, реформировать транспортную систему, достраивать ветку метро до стадиона, создавать гостевую зону — у нас фактически весь старый центр города будет перестроен под одну большую фан-зону. Но все это осуществимо.

В Самаре запланировано массовое мероприятие: на центральной площади будет установлен большой экран для прямой трансляции церемонии объявления городов. Мы так думаем, что раз с такой помпой все обставлено, наверняка есть какая-то инсайдерская информация о том, что решение будет положительным.

Станислав Холопов («Столица С», Саранск)

Практически все, что нужно, в Саранске либо уже есть, либо строится. Некоторые отели уже даже работают. Насчет дорог — Мордовия всегда ими славилась, это отмечали наши гео­графические соседи: ульяновцы, пензяки, самарцы. Стадион планируют достроить к 2014 году, к ЧМ он будет вмещать 40 000, но затем количество мест сократится до 25 000, нашему 300-тысячному городу этого вполне хватит. Аэропорт тоже находится на стадии реконструкции. Нам не требуются огромные денежные вливания — так говорят местные чиновники, и мы этому верим.

Чемпионатом мира плотно занимался бывший глава Мордовии, а ныне губернатор Самарской области Николай Меркушин. Нынешний лидер региона Владимир Волков чуть ли не ежедневно проводит совещания, посвященные ЧМ, выезжает на стройки. Вся республика живет футболом, в Саранске появились даже билетные спекулянты, что для нас в новинку.

Наши плюсы — компактность и доступность спортивных объектов, гостиниц. Красивый, чистый, ухоженный город, который по сравнению с той же Самарой или Нижним Новгородом выглядит опрятно.

А главные проблемы, на мой взгляд, в головах некоторых футбольных чиновников и экспертов, которые считают Саранск слишком маленьким городом для такого большого события. Лично я предложил бы организаторам провести в Саранске финал ЧМ, мы бы справились.

Сергей Сальников («Независимая спортивная газета», Краснодар)

Краснодар — очень футбольный город, тут много болельщиков, но по инфраструктуре еще много всего предстоит сделать: нужны дороги, гостиницы, реконструировать Теат­ральную площадь, где будет расположена фан-зона. Аэропорт у нас очень хороший, есть два отличных железнодорожных вокзала.

Имеются трудности с дорогами — хороших очень мало, а кроме того, город был не очень приспособлен к наплыву машин, поэтому пробок просто уйма, бывают даже в 10 вечера.

Самая большая проблема, на мой взгляд, в том, что новый стадион, который строят к ЧМ, будет расположен на окраине города. Там строится целый городок, там находится отличный баскет-холл, новенький Ледовый дворец. Но добираться туда — это катастрофа просто, очень далеко и не­удобно: туда полдня ехать и обратно полдня, а вечером оттуда уехать вообще крайне тяжело. Если бы стадион строили на месте нынешнего, «Кубани», это было бы счастье и облегчение для всех, но там недостаточно площади по европейским требованиям.

У нас футбольный бум: даже когда играют «Кубань» и «Краснодар», — люди со всего края едут. В прошлом сезоне «Кубань» была самой посещаемой командой премьер-лиги, и это, наверное, наш самый большой плюс — будет ажиотаж, полные трибуны, фан-зона забита.

Алексей Милованов («Новый Калининград.ru», Калиниград)

У нас кроме желания чиновников и части населения нет ничего. Есть некий рамочный проект обустройства территории — скорее, черновик концепции, — но нет даже проекта планировки территории, без которого начинать нельзя. Аэропорт находится в полуразрушенном состоянии по причине того, что компания, которая являлась его собственником, обанкротилась три года назад как раз в процессе его реконструкции, — и с тех пор он так и стоит, поражая своим страшным видом немногочисленных туристов. Было принято решение о покупке аэропорта некой весьма туманной компанией, но не очень понятно, что это за компания и что она будет с ним делать.

Номерного фонда не хватает. Дороги — я вот стою, смотрю за окно, там идет ливень, и мне, честно говоря, выходить из дома не хочется, потому что есть риск встать в пробку прямо перед дверью. Это, конечно, шутка, но у нас проблема вся в том, что город, скорее, европейский: достаточно узкие улицы, планировка центра не менялась с довоенных времен. В прошлом году в строй был введен новый эстакадный мост, но это единственный крупный объект дорожного строительства за последние лет 10, и при этом он строился, по-моему, с 70-х годов и до сих пор непонятно, как за него расплатиться, потому что, чтобы его построить, нам пришлось брать кредиты.

У властей горят глаза, они говорят, что другого шанса получить деньги на развитие инфраструктуры у нас нет. В калининградском менталитете сильно ожидание, что нам, сбившись с ног, начнут все давать: в силу геополитического положения, оторванности, сложной экономической ситуации. Все говорят, что мы за счет ЧМ построим одно, другое — то есть это такое чистое потребительство.

Наши преимущества в зачаточном состоянии. К примеру, географическое положение — да, мы фактически в Европе, но, с другой стороны, даже сейчас на границе с Польшей километровые очереди автомобилей, и я с трудом себе представляю, что будет там происходить, если люди толпами поедут из Европы на своих автомобилях. Есть море — самая длинная линия песчаного пляжа в Европе — но инфраструктуры почти никакой там нет.

Понятно, что чиновники ждут волнующих сумм на строительство дорог, мостов, всего остального, но мы говорим о том, что есть сейчас.