8 мин.

Папины дочки Аделка и Нелка Складани: словацкий форвард воронежского «Бурана» рассказал о семье и карьере

 

— Я хотела взять интервью у Михала Махо, – с ходу ошарашиваю я Франтишка, – но Виктор Васильевич Богатырёв рассказал мне на пресс-конференции, что Михал получил травму 8 ноября во время матча с "Динамо" и ему недавно прооперировали плечо. Как Михал чувствует себя после операции? Вы с ним созваниваетесь? 

— Да-да, я как раз с ним вчера общался. Всё хорошо там. Доктор в Словакии смотрел после операции и сказал, что всё хорошо.

— В Словакии делали операцию?

— Не, здесь в Москве. Потом Михал уже прошёл осмотр в Братиславе.

— Ваш тренер сказал, что на подарок, по случаю отцовства, ему просто деньги собрали. Михал что-то уже купил на эти деньги дочке?

— Не-не, – смеётся, – я не знаю, что он с этими деньгами сделал. Но так бывает, что у кого ребёнок родится, то вся команда собирает на подарок.

— А почему не что-либо русское решили подарить, к примеру?

— Вы знаете, лучше деньги подарить, как подарок. Михал с женой уже сам решит, что малышке Диане купить.

— У Вас же тоже дочурка есть.

— У меня две дочки: Аделка и Нелка – Адела и Нела. Аделка родилась в 2008 году, а Нелка в 2011.

— Вы любите творчество певицы Адель?

— Не-не-не, – перебивает меня Франтишек, думая, что я спрашиваю его о любви к дочкам, если я одну люблю больше, то как же вторая..? Я двух дочек очень сильно люблю!

— Я про певицу Адель спрашивала. Её дебютный альбом в 2008 году был очень популярен.

— Не-не, мы с женой долго думали, как назвать. Просто имя Аделка нравится и мне, и ей. 

— Расскажите про супругу поподробнее: как Вы с ней познакомились; кто она по профессии?

— Супруга из Словакии. А познакомились мы с ней в Чехии, когда я там играл свой второй сезон, сезон 2007/2008, за местный клуб из Карловых Вар. Но познакомились мы не в Варах, а в Пльзене – у супруги там друзья. А 6 февраля 2008 года родилась Аделка. Супруга не работает – с дочками возится. У них там семейный бизнес, но супруга сейчас уже не работает.

— Супруга с Аделкой и Нелкой – Ваши самые большие поклонники?

— Конечно! На первом месте всегда стоит семья. Кроме того мои самые большие поклонники – мои друзья. А вообще, самым приятным я считаю для себя время, проведённое с семьёй. Всегда жду с нетерпением, когда увижу их. Прогулки или экскурсии с Аделкой и Нелкой – это для меня отдых.

— Вы бы хотели, чтобы Ваши дочки начали заниматься хоккеем?

— Не-не-не! Мы с женой надеемся, что они начнут профессионально заниматься гольфом.

— Вы увлечены гольфом?

— Да-да-да! Это замечательный вид спорта

— Ещё чуть-чуть про хоккей и про дочек: а Вы хотели бы, чтоб Вашими зятьями стали хоккеисты?

— Надеюсь, – смеётся, – что не хоккеисты то будут. В любом случае это будет решение, которое они сами примут. К счастью, до этого момента ещё очень много времени.

— Про отставку Душана Грегора тоже был у меня подготовлен вопрос к Михалу. Но, к сожалению, Вам-то прокомментировать нечего...

— Я могу только сказать, что когда "Адмирал" недавно в Братиславе играл, то там интервью было, что всё хорошо, что они борются за плей-офф. Но получилось, как получилось...

— Я у Михала хотела расспросить не только про Грегора, но и про работу в "Сарыарке" Кирдяшова. И про то, почему спортсмены в командных видах спорта серебряную медаль на награждении сразу же снимают.

— И у меня такое было. Когда проигрываете решающий матч финала, обидно конечно. Едете на матч, ждёте, думаете, что выиграете... Но со временем понимаете, что второе место – огромный успех. Второго места никто и никогда не должен стыдиться.

— У вас в команде ассистент капитана – украинец. Главный тренер "Бурана" на пресс-конференции заверил меня, что никаких конфликтов на этнической почве в команде не возникало. Вы с Виктором Васильевичем согласны? Русские украинца не задирают?

— Вообще ничего подобного не было! Мы – одна команда. Так нельзя – нельзя иметь конфликты в команде. Наоборот, в команде все друг другу помогают: будь ты канадец, американец или, как мы, из Словакии. И в прошлом году, когда я был один тут, один иностранный игрок, все мне помогали. Все помогали и это было очень приятно – приятно такое отношение. И только поэтому я так легко адаптировался.

— Слышали, что ближайшим преследователям "Бурана" по турнирной таблице – "Ижстали", из-за отравления в Нижнем Тагиле, матч перенесли? С Вами или с командой случались подобные эксцессы?

— Да-да, конечно слышал. С командой – нет. А вот я в прошлом году в России в поезде отравился. А так, больше никаких таких испытаний со мною не было.

— В Нижнем Тагиле, там, где хоккеисты и персонал "Ижстали" отравились, будет проводиться "Русская Классика". А у Вас лично был опыт игры на открытом воздухе?

— Когда был маленьким, бегал с клюшкой на замёрзших озёрах и речках. Ещё была одна игра, когда за сборную Словакии в Швейцарии играл. Там был открытый Ледовый Дворец, расположенный рядом с главной ареной. И мы там играли.

— Очень живописная страна. Успели посмотреть Швейцарию? А отдыхать туда ездили?

— Я успел многое посмотреть. Но я человек, который всегда рад посетить новые места. Правда, в Швейцарии осталось много мест, которые я не видел. Их интересно было бы посетить, чтоб сравнить.

— А какая температура в Швейцарии в день того матча была? В Нижнем Тагиле, говорят, будет очень холодно – минус 17 примерно...

— Не знаю. Помню только, что много снега было... Столько снега, что мы вообще не видели шайбу, когда играли. Ребята говорили, что в Нижнем Тагиле минус 40, возможно, будет... Не завидую хоккеистам "Спутника" и "Южного Урала".

— Они шутят про минус 40.

— Не-не-не, морозы в России сильные. В Словакии таких морозов вообще не бывает — минус 5 у нас, есть сильный мороз.

— В сентябре Вас признали лучшим игроком "Бурана". Приятно такое внимание со стороны прессы и болельщиков?

— Ну-у, знаете, у нас в хоккее надо работать над собой. Если хоккеист работает не только на льду, но и на суше, то потом, когда результат покажется, когда очки набираем, когда игры выигрываем, то да – то приятно.

— Вы играли в США, в том числе и в AHL, расскажите об этом поподробнее.

— О, то были прекрасные годы... И конечно мне чуточку жаль, что я не достал до NHL. Это совершенно другой стиль хоккея. Там хоккей полон энергии и игры в корпус.

— Что скажете про уровень ВХЛ и других европейских лиг? Можете их сравнить?

— Тяжело сравнивать, каждая лига имеет хорошее и имеет некоторые минусы. А вообще, возможность играть за рубежом привлекает любого игрока, потому что это большой опыт. Я доволен тем, что играю в ВХЛ.

— Кроме игрового опыта в США, Вы ещё успели поучиться в американском университете.

— Немногие люди знают это, но мечта каждого хоккеиста там не только заиграть в NHL, но и получить образование в американском университете, потому что много игроков пробились в NHL из лиги NCAA, из университетских команд. Например в нашей команде, команде Бостонского Университета, было двенадцать задрафтованных игроков. Связи хоккея и Высшей Школы в США хорошо проработаны.

— А какая у Вас специализация?

— Менеджмент.

— Ваш любимый соперник в ВХЛ?

— Любой противник, которому мне удалось забить гол, – смеётся!

— А нелюбимый? 

— Тот, с которым я набрал минус по баллам.

— Вы волнуетесь перед матчем? Есть у Вас какие-то особые ритуалы?

— Все волнуются. Не, у меня нет особых ритуалов, чтобы успокоиться. Только если чашка кофе: сажусь с кофе, думаю о предстоящем матче, психологически настраиваюсь.

— Заглядываете ли Вы в турнирную таблицу на vhlru.ru?

— Да. В основном смотрю, как мы стоим в таблице, сколько очков у "Бурана", сколько у основных конкурентов. Ну и как закончились последние матчи в ВХЛ смотрю.

— Сегодня Вам не удалось забить, расстроены этим?

— Голы, конечно, помогают обрести определённый психологический комфорт. Но если удача падает на других игроков в команде, и вся команда довольна, то для меня это главное.

— В первом сезоне за "Буран" Вы отсидели на скамейке штрафников в общей сложности 24 минуты. В этом сезоне уже 10. В связи с этим вопрос: бывает, что недовольны решением арбитров и ругаетесь с ними?

— Если считаю, что фола не было, то могу и поругаться. Но если считаю, что сыграл грязно, чувствую вину весь матч.

— Если уж про фолы речь зашла, какой защитник самый жёсткий в ВХЛ?

— Трудно назвать конкретного игрока. Мне не нравятся те защитники, которые используют грязные приёмы: хватают за майку и подобные вещи – это мне не нравится больше всего.

— В каком возрасте, по-вашему, детям лучше всего начинать заниматься хоккеем?

— Мыслю, что пять лет – это хороший возраст для начала занятий хоккеем и другими видами спорта, которые потом в хоккее помогают. 

— Чем отличаются системы подготовки маленьких хоккеистов в России и в Словакии? Вы видели, как в России работают спортивные школы? Почему у нас классные игроки зачастую заканчивают играть чуть за 30, а про игроков из Чехии и Словакии того же возраста и с равнозначными регалиями русские тренеры говорят,  что, мол, у них всё ещё впереди?

— Я думаю, что это большой вопрос... Поэтому я считаю, что главное здесь – школа. Так как я работаю с мальчишками летом на льду, я считаю, что от подготовки ребёнка многое зависит. Но у нас немножко другая ситуация: у нас мало одарённых игроков, поэтому, если это хороший игрок, то все знают, что с ним нужно работать, что возможно он станет звездой NHL, что всё внимание должно быть уделено именно этому талантливому мальчику. А здесь же, в России, большая конкуренция... Не знаю, как здесь детей в хоккейные секции набирают, но у нас, в Словакии, уже большая проблема набрать детей с подходящими данными, со спортивными данными, в класс. Но то большой-большой вопрос... Там и о детских тренерах нужно о многом поговорить, и о подготовке ребят.., но автобус уже отъезжает...