6 мин.

«Как убивали Рабинера», «Скандальное эхо Рабинера» или «Рабинер, которого мы потеряли…»

«Как убивали Рабинера», «Скандальное эхо Рабинера» или «Рабинер, которого мы потеряли…»

Я не имею привычки плясать на костях, делать материал по горячим следам. Я не журналист и ничего общего с этой профессией не имею. Я не умею брать интервью, мой уровень английского оставляет желать лучшего. У меня напрочь отсутствует чувство корпоративной этики, мне чуждо понятие профессиональной солидарности. Я всего лишь обычный постоянный читатель (теперь уже не знаю…) издания «Спорт-Экспресс», рядовой потребитель печатной продукции и сетевой юзер, проводящий (проводивший…) значительное время за чтением интернет-версии газеты. Но вчера я прочитал на спорте.ру http://www.sports.ru/tribuna/blogs/euroguests/344379.html интервью Игоря Рабинера после увольнения из газеты. Можно на правах постоянного читателя «Спорт-Экспресса», потратившего уйму времени и денег на газету и на все (!) книги бывшего журналиста «СЭ» я просто выскажусь? 

Любите журналистику в себе, а не себя в журналистике… Я молчу и не замечаю того, что отчеты о матчах, скажем условных команд из Нальчика и Владивостока, занимают целую страницу, а рассказ о суперклассико либо миланском дерби целый абзац… Причем данная тенденция пошла отнюдь не после смерти гениального Кучмия, а гораздо раньше. 8-9 страниц из 16 посвящается унылым отчетам о матчах Чемпионата России по футболу, пару страниц неизменно занимает реклама, а другие виды спорта, в которых Россия как раз-таки претендует на медали, завоевывает их тихо курят в сторонке… Цитата из интервью И.Р. спорт.ру и Афише: «Кучмий решил: если многие считают, что у нас футбола нет, мы его создадим. После этого отчеты о матчах из 30-строчных превратились в громадные. Помню, находясь в отпуске, я поехал в Сочи: «Жемчужина» играла то ли со «Спартаком», то ли с «Динамо». Я страниц восемь написал – и все пошло». Собственно, с этого момента и началась футбольная эксплуатация издания, нудные отчеты об играх «Томи» и «Крылышек»  заполнили печатное пространство газеты.

Я молчу и не замечаю того, что вместо ожидающейся аналитики и обзора игры я встречаю информацию о том, как И.Р. пьет пиво с ирландцами, разъезжает по Польше и ужинает в какой-то забегаловке. Потом отправляется в гостиницу, чтобы на следующий день уехать в аэропорт Борисполь. Все правильно, в интервью И.Р. сказал, что он ежедневно отправляет 16 тысяч знаков текста, это, безусловно, показатель творческой активности. Но для чего? Для написания аццатой книги на тему «Как я съездил в Польшу?»

Я молчу и не замечаю того, что книги И.Р. по своей сути есть собрание статей и интервью, которые он сначала опубликовал в газете, а потом отдельными изданиями публиковал в виде книг. Фактически, двойная бухгалтерия – получи гонорар и за статью в газете, интервью с Хиддинком, Адвокатом (нужное подчеркнуть) и потом эти же статьи и интервью составляют содержание книг. Причем некоторые интервью кочуют из книги в книгу. То есть те же, по сути, тексты он продал по второму разу. Тираж неплохой, можно только восхищаться. Каждый зарабатывает, как может и умеет, в конечном итоге, мы все тоже на работу не за фантиками ходим. Однако зачем тогда негативно высказываться о газете, делать заявления о том, что она испытывает творческий кризис и медленно умирает? Так ведь И.Р. сам являлся ведущим журналистом издания, много пишет, постоянно за счет издания ездит в командировки, пьет пиво с ирландцами и летает самолетами из Борисполя. Он издал много книг, при этом постоянно использует интернет-ресурс кризисного «умирающего» «СЭ» для рекламы своих трудов. Но почему-то не признает своей вины в творческом кризисе издания… А не настал ли творческий кризис у самого И.Р., раз он свои же статьи помещает в свои же книги и издает отдельным тиражом.? За отдельный гонорар, разумеется:)

Я молчу и не замечаю того, что И.Р., талантливый журналист в общем-то, любит рассуждать о фундаментальности своих интервью, считая их судьбоносными в истории русского футбола. Возьмем, например, интервью с Хиддинком осенью 2006 (цитата: «Хиддинк встречается с корреспондентом СЭ и дает большое интервью, в котором предъявляет многочисленные претензии президенту РФС Виталию Мутко. В числе прочих – несоблюдение договоренностей относительно статуса помощника Хиддинка Александра Бородюка, излишние визиты в раздевалку национальной команды и неуважение к самому тренеру, проявленное после ничейного матча со сборной Израиля, когда Мутко произнес фразу: «А вы, Гус, не волшебник, как я думал»). По мнению И.Р., В.Л. Мутко тогда «прогнулся», и в российском футболе наступила эра иностранных тренеров. Ну а сам И.Р., естественно, поспособствовал этому процессу. Повторюсь, я не журналист, я читатель. И для меня есть два вида интервью, которые я дочитываю до конца. Первое – информационное – когда интервьюируемый дает комментарии, наполняет информационное пространство теми или иными фактами. Довольно распространённый тип интервью, достаточно взять любую пресс-конференцию. Основной источник информации – лицо, которому адресованы вопросы. Содержание материала зависит от его открытости и желания разговаривать, в любой момент он может сказать классическое «без комментариев», либо «игра была хорошей, но у нас не получилось», «не обсуждаю судейство» и т.д. Можно интервьюировать Игнашевича, а можно и Широкова. Будет разница?  Конечно! Можно интервьюировать Бердыева, а можно и Карпина? Есть разница? Конечно! На первый план выходит открытость собеседника и желание общаться. Хиддинк в 2006 году дал бы аналогичное интервью и Дзичковскому, и Квятковскому, и Мартанову, и Просветову, и даже Уткину с Черданцевым. Он - профессиональный тренер, который не потерпит вмешательства в свою работу, четко расставит акценты и объяснит правила игры, по которым будет играть с федерацией. Что уж делать, таков менталитет иностранцев. И.Р., в свою очередь, представляет это интервью как бомбу, взорвавшую российский футбол, потому что именно он, И.Р., взял это интервью у Хиддинка и он, И.Р., заставил разоткровенничаться Гуса. Но Хиддинк всегда был таким: запрещал посторонним заходить в раздевалку, требовал нормальных отелей для своей команды, не допускал вмешательства извне, активно и открыто общался с прессой. И здесь не требовалось каких-либо талантов журналиста-интервьюера, достаточно просто знать иностранный язык и не задавать Гусу тупых вопросов про личную жизнь, остальное  он расскажет САМ! Ну а второй тип интервью – личностное, в котором интервьюер делает фактически невозможное – раскрывает личность опрашиваемого, рисует его портрет посредством живых и ярких вопросов, а не сухими строчками текста. Многие из нас знали вратаря Алексея Ивашкина? Многие догадывались о насыщенной жизни Дмитрия Парфенова? Правильно, речь идет о рубрике «Разговор по пятницам» Юрия Голышака и Александра Кружкова. Их методика общения позволяет раскрыть  собеседника, подчеркнуть его индивидуальность, собственно, это и есть мастерство интервьюера, благодаря которому газету хочется читать. Заметим, они не издают книги «Как я интервьюировал Парфенова» и т.д., не рассуждают о истинной роли своих интервью в журналистике, не пьют пиво с ирландскими болельщиками и не летают из Борисполя. В текстах, которые они предоставляют на суд читателей, этой информации попросту нет! Ты просто читаешь о спорте.

Я молчу и не замечаю того, что И.Р., находящийся в не самых приязненных отношениях с Василием Уткиным, которого он знать не хочет и руки не подаст, пришел излить душу именно на спортс.ру:)

Я молчу и не замечаю того, как пишется книга «Как меня убрали из «Спорт-Экспресса» или «Как я не стал главным редактором «Спорт-Экспресса». Второе название, на мой взгляд, является квинтэссенцией интервью спортс.ру И.Р. и отражает истинные причины конфликта Игоря Рабинера с господином Рубиным.

Я молчу и, начинаю все же замечать, что чем больше И.Р. в газете и на книжных полках, тем больше я люблю рубрику «Разговор по пятницам» с Юрией Голышаком и Александром Кружковым.

Все, ухожу. Спасибо, что выслушали. Пошел листать пятничный номер. Вроде с Александром Кожевниковым интервью было. Читаю.