6 мин.

Разбираемся в ФФП. Зачем его вообще придумали? Почему нельзя заменить потолком зарплат?

Привет!  

Я Влад Воронин, шеф-редактор Sports.ru. Каждые две недели я встречаюсь с Егором Крецаном – который недавно был директором новых медиа футбольного «Зенита», а теперь вышел на ту же должность в агентстве Special One, – и мы говорим о спорте как бизнесе в подкасте Green Room. Его Sports.ru выпускает вместе с МегаФоном.  

В первом мартовском выпуске мы обсудили финансовый фэйр-плей, из-за которого «Манчестер Сити» на два сезона остался без Лиги чемпионов (и это правда серьезный урон – не только спортивный, но и экономический, поскольку участие в ЛЧ приносит «Сити» до 20% доходов). Вокруг наказания чемпиона АПЛ, да и самого ФФП, идут такие громкие споры, что легко запутаться даже тем, кто что-то в футбольной экономике понимает. Мы с Егором обсудили правила с нуля и комплексно – не спорили, можно ли регулировать инвестиции владельцев и оценивать спонсорские контракты по какой-то шкале справедливости, а донесли суть правила, его историю и возможные последствия. 

Прежде чем начнете слушать наше обсуждение, напоминаем, что за безумно интенсивными новостями об ЛЧ, УЕФА и фэйр-плей лучше всего следить с помощью самого быстрого мобильного интернета от МегаФона – так как у нашего партнера лучшее покрытие в стране, вы никогда не пропустите важные события и будете в курсе. Все детали предложения и подключения услуг МегаФона – тут

Слушайте нас на всех платформах:

Таймкоды – что послушать?

02:37. Начинаем уже традиционно с новостей спортивного бизнеса. «Тинькофф» стал титульным спонсором РПЛ – как к этому относиться? Скорее радостно – и вот почему. Второй занимательный сюжет вокруг чемпионата России: на ютуб-канале лиги появилась подписка для международной аудитории. Во-первых, еще никто в Восточной Европе не пробовал ютуб-подписку (и это интересно), во-вторых, важно понимать, что лига не ждет внезапных миллионов евро, а скорее собирает данные для будущих проектов.

07:42. Старт сезона в МЛС – не пропустите маркетинговые активности «Майами» Дэвида Бекхэма. И присмотритесь к «Атланте Юнайтед» – команде, которая возникла там, где и футбола-то не было, а теперь собирает полный стадион и отправляет гвозди вместе с абонементами. Зачем – узнаете из подкаста.  

09:27. OTT-платформа DAZN, о которой мы говорили уже много раз, запустилась в 200 странах, в том числе и в России (интересно, что принадлежит DAZN миллиардеру Блаватнику – его вы можете знать как владельца «Амедиатеки»). Мы с Егором верим: DAZN придет – порядок наведет.  

10:28. Стартовый расклад: как мы относимся к ФФП? Тут и про теорию регулирования больших секторов экономики, и про невозможность равенства «МЮ» и «Вероны», и про чуждость американской теории соревновательного баланса, и про то, что в последние 10 лет футбол вылез из убытков и реально стал прибыльным. 

17:43. История ФФП. Правило возникло в ответ на кошмарную ситуацию. Доходы клубов росли в 10 раз быстрее местных рынков, но футбол все равно погружался в минус: с 2007 по 2011 убытки выросли в 3 раза и достигли 1,7 миллиарда евро. С убытками год завершили 63% команд. Что-то нужно было менять.  

21:25. Главные детали нынешнего ФФП: за 3 последних сезона команда может показать убыток не более 5 млн евро. Если ее убытки покрываются владельцем – не более 30 млн. 

23:13. А как быть с тем, что богатые становятся богаче, а бедные откатываются все дальше? Объясняем логику УЕФА: каждый получает столько, сколько внимания к себе привлекает – с поправкой на размер и экономическое развитие страны. Эстонскому клубу исторически не добраться до уровня АПЛ, а клуб АПЛ живет в других телевизионных реалиях по сравнению с австрийской командой – тут уже никто ничего не исправит. Как говорит УЕФА, задача ФФП – не вмешиваться в теорию баланса, а сделать так, чтобы никто не завышал доходы

25:29. Кстати, «Сити»-2020 – это вполне рыночный клуб, который получает от владельцев не так много, как кому-то может показаться. К «Сити» стоит очередь спонсоров, есть даже товары для веганов. Наказали клуб за период бурного роста (2012-2016).

27:20. ФФП – это не просто экономическое правило, но и идеологическое заявление УЕФА. Чтобы в нем разобраться, мы прочитали труд одного из вдохновителей ФФП Эгона Франка. 

Боссов европейского футбола явно раздражала мягкотелость клубов, которые понимали, что футбол – в первую очередь социальное развлечение, которому просто не дадут умереть. Отсюда – расслабленность, множественные убытки и даже долги. Франк обращается к термину «мягкое бюджетное ограничение», введенному венгерским экономистом Яношем Корнаи в период изучения плановых экономик XX века, и через него описывает корневую проблему европейского футбола: клубы верили, что все их долги закроют извне – либо из-за любви владельца, либо из-за политической важности. Например, испанские клубы ровно так к 2012 году накопили 750 миллионов евро налоговых долгов – и чуть было не добились амнистии. В последний момент решение развернули, клубы заставили возвращать деньги – и за 8 лет долг снизился почти на 700 млн.  

Чтобы изменить ситуацию, клубы лишили всех условий, при которых сформировалось это мягкое бюджетное ограничение. Пришлось задвигаться.  

33:57. Как УЕФА понимает, что стоимость рекламного контракта завышена? Как понять, что такой-то тип спонсорства стоит не 35 миллионов евро, а 6? На самом деле все просто, есть специальная формула.  

35:46. А что будет дальше? Прогнозировать бессмысленно – и вот почему. 

36:53. Даже серьезные экономисты говорят, что цель ФФП – не оздоровить экономику футбола, а ограничить пул топ-клубов, не допустить в этот элитный клуб кого-то нового. Это правда? Один из идеологов ФФП Эгон Франк отвечает, что никто не мешает добросовестным инвесторам вкладывать деньги не в трансферы, а во внутреннее развитие: из документов ФФП исключаются траты на новый стадион, академию и работу с сообществом – поэтапный рост как раз только поощряется

39:52. Почему нельзя заменить ФФП потолком зарплат? Потому что, как только введут такой потолок, УЕФА разрушится, ЛЧ заменит Суперлига, а национальным чемпионатам придется объединяться в региональные – условно, это Балканская лига, лига СНГ, лига Скандинавии и так далее.

43:30. Почему российские клубы почти не наказывают? Они умело объясняют УЕФА, что им мешает невысокий уровень доходов в стране, маленький телеконтракт (неготовность лиги генерировать доходы на уровне топ-чемпионатов) и так далее. Хотя рекламный рынок в России не меньше, чем в Испании, а суммарный объем денег в индустрии развлечений больше, чем в Польше, где ТВ-контракт в 2 раза больше, чем в РПЛ. 

48:27. Тем не менее для российских клубов сейчас хорошее время: много возможностей для роста. Избавиться бы только от нашего внутреннего мягкого бюджетного ограничения.

Если вы хотите послушать большие разговоры о ФФП, рекомендуем выпуски Cappuccino & Catenaccio:

Дело «Ман Сити» может уничтожить ФФП. Обсуждаем фэйр-плэй с корпоративным юристом

Нужно ли богатым свергать власть УЕФА? Большой спор про ФФП

Еще два выпуска второго сезона подкаста Green Room:

Спорт бьется за поколение Z. Песни в тиктоке, блогеры в ринге – все это неизбежно

Приложения болельщиков вместо тренеров? Суперлига вместо ЛЧ? Роботы вместо судей? Как спорт меняется в 2020-м

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill