9 мин.

Бог любит Кливленд. Финал-2016 как момент откровения

Джей Ар Смит – чемпион НБА, Кевин Лав с элитной защитой и другие сюрпризы финальной серии.

alt

Тайрон Лю как тренер чемпионов

Фотография с перешагивающим Алленом Айверсоном по ходу этого сезона уступила лишь плачущему Джордану: репутация Лю в лиге, его солидный опыт, его близость к игрокам не принимались в расчет до самого финала. Лю казался лишь другом/марионеткой Джеймса и виделся одним из уязвимых мест «Кэвз».

Выяснилось, что все совсем наоборот. Стив Керр отчасти сам убил свою команду своей упорной верой в Фестуса Изели – «Уорриорс» вели 7 очков после первой половины, но растеряли все после выхода потерянного центрового, потом повели 4 и опять все растеряли. Его визави в последних двух матчах не дал ни одного повода сомневаться в себе и так же уверенно провел и 7-й матч.

Главным преимуществом Лю стало его знание своих игроков и их возможностей.

После первых двух поражений он упростил защиту – до этого «Кэвз» старались слишком много переключаться и терялись, что приводило к легким мячам. Более консервативный подход позволил устранить разрушительные ошибки. И это было главным.

Лю достоин отдельной похвалы за то, что поддерживал в команде веру в саму возможность возвращения с 1-3, но в случае с Кевином Лавом все это детализируется еще четче. Форвард выглядел не самым приглядным образом в первых двух встречах, затем был объявлен чуть ли не главным виновником поражений «Кэвз», провалил шестой матч и перед седьмым создал у всех ощущение, что для Лю было бы умнее вернуться к пятерке с Джефферсоном. Но тренер продолжил верить в Лава, и эта вера оказалась гораздо оправданнее, чем чувства Керра к Изели: на протяжении всего матча тот был полезен – и на чужом щите, и даже в защите, где на самом деле выглядел не так уж и плохо на протяжении всей серии.

«Кливленду» не хватало скамейки по сравнению с оппонентом. Но Лю умудрился выжать максимум из тех, кого выпускал: они не могли стать полноценной заменой стартовому составу, но они не мешали – Мо Уильямса он предпочел Деллаведове, Уильямс оказывал большее давление на защиту «Уорриорс»; Дантэй Джонс в шестом матче выскочил с такой энергией, как будто ему дали возможность добить Кобе; Лю исключил из ротации Мозгова, поняв, что не сможет получить от него полезных минут, а Ричард Джефферсон – тот самый Ричард Джефферсон, из-за которого «Голден Стэйт» проиграл серию «Сан-Антонио» четыре года назад – каким-то образом вернул себе молодость.

В итоге Лю заставил соперника подстраиваться под него. В четвертом матче его решение играть Леброна и Ирвинга в начале четвертой четверти казались ошибкой, которая и привела к поражению. Но к седьмому уже «Голден Стэйт» был вынужден сокращать ротацию, чтобы не дать лидерам «Кливленда» нанести смертельный удар. Лю сломал всю систему «Голден Стэйт».

Ну и вишенка. Лю предоставил Кайри Ирвингу отдых в середине четвертой четверти. Это выглядело странно, это выглядело откровенным саботажем и преступлением. Но он сделал это не случайно – вместо того Ирвинга, который поплыл в концовке третьей четверти, на площадку вернулся свежий хладнокровный разыгрывающий, решивший главный матч года.

alt

Леброн Джеймс как генеральный менеджер

Еще один самый критикуемый персонаж сезона – это Джеймс в роли генмеджера.

Леброн взял команду в свои руки и творил то, что многим казалось безумием: Тристан Томпсон получил нелепый контракт, тренер Блатт был отправлен обратно в Европу, команда перешла на игру маленькой пятеркой и пыталась мимикрировать под «Голден Стэйт» максимальным образом…

Финальная серия показала, что едва ли не каждый шаг Джеймса в качестве начальника клуба был оправдан.

И его доверие Джей Ар Смиту.

И деньги Томпсона, который в финале оказался третьей звездой команды и фактически в одиночку втройне усложнил «Уорриорс» атаку, так как успевал за Карри один в один.

И Фрай, поливавший из-за дуги до финала.

И сам переход на маленький, более мобильный, более динамичный в защите состав.

И даже увольнение Блатта, которое сплотило команду вокруг их лидера.

В итоге получилось так, что «Кливленд» оказался глубже самих «Уорриорс». Еще после второго матча это могло показаться какой-то нелепицей, но седьмая игра продемонстрировала это довольно четко: пока Изели играл против «Голден Стэйт», пока Керр пытался найти хоть какую-то помощь от центровых, пока Барнс боялся и попадал по праздникам, пока «Уорриорс» все отходили от привычной ротации, подседали, уставали, «Кливленд» начал смотреться как будто цельнее. Здесь все, конечно, решила работа тренера: Керр пытался понять, что может получить от своих игроков, попавших в психологическое пике – Лю знал, что в конкретных эпизодах может надеяться ровно на то, что ему было нужно. Но удивительным образом «Кэвз» хватило ингредиентов, тогда как «Голден Стэйт» оказался обезвоженным без Богута, без полноценных Изели, Игудалы и Карри, без сломавшегося под прессингом Барнса.

Российские игроки как чемпионы НБА

alt
alt
alt
alt

Джей Ар Смит как трезвый баскетболист

Джей Ар Смит – чемпион НБА.

Джей Ар Смит – чемпион НБА.

Джей Ар Смит – чемпион НБА.

Это нужно написать трижды, чтобы поверить. Капитан и духовный символической сборной баскетболистов, которые всегда играют то ли пьяными, то ли под кайфом, получит перстень чемпиона.

Самое удивительное, что Смит, всю серию убивавшийся в защите, оказался игроком, перевернувшим ход седьмого матча. Его три трехочковых на старте третьей четверти – иррациональные, сумасшедшие, такие вот джейарсмитовские – дали «Кливленду» контроль над игрой и ощущение, что победа вполне возможна. Чтобы сломать напряжение «Оракла», необходимо было как раз что-то подобное.

Кевин Лав как спортсмен с самой незавидной участью

С психологической точки зрения Лав попал в финальной серии в ад. Возможно, лишь Леброн Джеймс оказывался под подобным прессингом общественности после проигранного финала в 2011-м. Но там все же имели место завышенные ожидания и еще более завышенная ненависть к «Майами», а в ситуации с Лавом негатив был оправдан, хотя и перешел любые адекватные границы.

К шестому матчу Лав окончательно потерялся и получил статус игрока, выступающего против собственной команды: никакой пользы, проблемная защита, показательная демонстрация его уязвимости в ограниченном времени и слишком красноречивых моментах. Все это привело ко вполне конкретным разговорам об обязательном обмене форварда этим летом – даже кливлендские болельщики назначали белого, выбивающегося из основного костяка братков игрока ответственным за все плохое, что происходило с «Кэвз» в этой серии. А момент с не сложившимся «хай-файвом» и выволочкой от Джеймса заставлял думать, что не только болельщики.

В общем, если есть баскетбольный ад, то Кевин Лав там пробыл последние две недели. Люди в лиге ломались и после гораздо меньшего – но он сумел абстрагироваться от всего этого и приносить пользу в ключевые моменты. И в итоге его старательность сначала отобразилась в статистике, а потом была запечатлена в одном из ключевых моментов матча: Лав успел максимально осложнить решающий бросок Карри. Наилучшее вознаграждение для самого несчастного спортсмена нашего времени.

Кайри Ирвинг как лидер чемпионов

Все знали, что дядюшка Дрю способен на многое. Но он показывал это слишком редко, халтурил в защите, не мог разобраться с распределением ролей, уходил в тень Джеймса. Еще два года назад Ирвинг и Карри виделись игроками очень похожими, но с тех пор первый утвердился в качестве талантливого и безбашенного стритболиста в мусорной команде, а второй превратился в самого эффективного игрока лиги.

В этом финале Ирвинг доказал, что может быть не хуже.

Его защита оказалась вполне уверенной и так и не была подвергнута под сомнение ни Карри, ни кем-либо другим

Его эффективность страдала в первых матчах, но потом поправилась и вышла на заоблачные высоты.

Он научился понимать, когда можно отдать руль Джеймсу, а когда необходимо помогать лидеру и тащить команду на себе.

И, конечно, финал серии оказался иллюстрацией для длительного противостояния со своим Западным двойником Карри, наконец обретшего реальные черты и переставшего быть заочным. Ирвинг оказался в изоляции против Стефа и реализовал ключевой трехочковый – Карри предпочел уйти от оппонента и смазал бросок через Лава.

Одной из главных черт «Уорриорс»-2016 было умение играть в «клатче». И вот эта концовка была едва ли не самой обидной из проигранных ими за весь сезон.

Леброн Джеймс как создатель истории

alt

Как известно, на икрах Джеймса набито «Witness History» – «Вы наблюдаете за ходом истории». Это примерно все, что нужно знать о подходе Леброна к финальным матчам: до мелочей продуманный гардероб с обязательными запоминающимися деталями – перед игрой Джеймс распугивал болельщиков «Уорриорс» надписью «Клатч» на спине; много пафосных слов, попадающих в эфир – «просто следуйте за мной» звучало всю серию; показательные моменты на площадке – провокационный толчок в грудь бывшего друга Варежао в начале, снисходительно протянутая рука, помогшая Карри подняться, в концовке. В главных матчах года Джеймс умудряется не просто показывать свой лучший баскетбол, но и штамповать идеальные кадры для исторической кинохроники: здесь особенно запомнились сумасшедший блок-шот Игудале на последней минуте и даже один штрафной, забитый вопреки повреждению кисти.

Это все может выглядеть наигранно, слишком пафосно и вообще по-дурацки. Но нельзя отмахиваться от простого факта: в истории баскетбола не было никого, кто бы так чувствовал «моменты наследия», так эффектно обставлял бы их и не менее эффектно проявлял себя в них. И сложно сказать, что удивительнее: то, как он находит в себе дополнительные ресурсы, чтобы отвечать на самые сложные вызовы, или то, что эта драматургия при всей своей наигранности реально пробирает и создает ощущение исторического момента.

В письме по возвращении Джеймс пообещал Кливленду титул – через два года он разревелся, не смог отвечать на вопросы и прервал послематчевое интервью криками «Кливленд, Кливленд».

И именно это стало самой красивой историей сезона.

Бог любит Кливленд

Теперь это, видимо, звучит так. И не надо говорить, что вы это и так знали.

Топовое фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw