18 мин.

Чемпионат мира получился сенсационным благодаря нераскрученным актерам и вечному Сколе

10 товарищей, которым благодарность с занесением в личное дело.

Богдан Богданович (Сербия)

21,7 очка, 4,6 передачи, 4,1 подбора, 1,1 перехвата, 1,3 потери

Европейским звездам часто некомфортно в НБА. Здесь они в центре внимания, в «Финале четырех» Евролиги, в финалах национальных чемпионатов, в топовых командах. Там – просто теряются и забываются: бегают за клубы, которые годами не попадают в плей-офф и за которыми следят только местные, редко напоминают о себе в национальном масштабе, хандрят и не развиваются.

Вдобавок ко всему в таких бедствующих организациях всегда токсичная среда – там ищут виноватых, воспитывают звезд при помощи самых настоящих коз и постоянно перестраивают тренерские и прочие штабы.

В такой обстановке легко скиснуть.

В прошлом сезоне «Сакраменто» начал менять представление о «Сакраменто», на чемпионате мира Богданович его дополнил – многие могли и забыть о существовании такого игрока, но лично он сразу же показал, что приехал за золотом и во вполне боевом настроении. По итогам турнира он вышел на 50% попадания трехочковых (на данный момент 28 из 54 за семь матчей) и взял на себя большую часть функций по организации. Именно он стал воплощением сербской мощи – вот эти замедленные проходы, дерзкие пасы между ног, роботоподобное доведение мяча из-за дуги в цель

В итоге чемпионат для Богдановича закончился слезами.

И распался на три составляющие:

1. Уничтожение огнеметом всего, что опрометчиво притащили на чемпионат. Красиво, но бессмысленно.

2. Показательная казнь депрессивных американцев в матче за 5-е место. Красиво, глубокомысленно, но бесполезно.

3. Концовка с Аргентиной, где он не смог затащить. Один момент, который перечеркнул все остальное.

Богданович превратился в лидера Сербии на Евробаскете-2017, причем вынужденно, из-за травмы Милоша Теодосича.

И вот трансформация пока зависла.

Да, Сербия похоронила себя сама – и ленивой защитой, и расслабленностью, и чересчур упрощенной атакой. Но вот туда, где Милош брал мяч и решал, Богданович еще не дошел – ему практически нечего предъявить на дистанции турнира, все было бодро и крайне эффективно, но дожимать концовки, направлять хаотичные атаки в рациональное русло, замыкать все на себе он пока не научился.

Вышел вдохновляющий турнир с легким привкусом «Сакраменто».

Арон Бэйнс (Австралия)

12,3 очка, 5,7 подбора, 2 передачи, 1 потеря

Бэйнс уже давно воспринимается как символ сборной Австралии даже чисто визуально – не только волосяные приборы, не только сногсшибательное телосложение, не только атмосфера подавляющей брутальности… так теперь еще разносторонность. В самых сложных матчах групповых турниров обожающий причинять боль центровой оказывался на периметре: 3 из 5 против Литвы, 5 из 6 против Франции.   

В Бэйнсе – все, за что мы любим эту сборную: регбийная напористость, сочетание медвежьей силы и высокого баскетбольного айкью, преданность партнерам

Проблема в том, что оборотной стороной всего этого является все же ограниченность, которая может проявить себя в самый неудачный момент.

Этот момент откладывался. Откладывался…

И параллельно все больше нарастала вроде бы совсем не связанная с турниром тема: происходящее в Китае все больше и больше связывалось с «Бостоном» и Дэнни Эйнджем. И именно Бэйнс был катализатором всей этой подспудной дискуссии – «Селтикс» как будто обидели «большого» и скинули его в «Финикс». И он тут – каааааааак…

А затем Бэйнс встретился с Марком Газолем и резкими парнями в красных майках.

И стало еще понятнее, почему эта Австралия так неотразима. Как бы ни подавляли они не фильтрованной маскулинностью, как бы слаженно ни смотрелись, как бы ни вызывали стойкие ассоциации с десантом викингов, безжалостных, упрямо идущих к цели, прикрывающих друг друга… Но особенная прелесть здесь в «вопреки».

Как только Марк Газоль вспомнил, что он самый техничный центровой чемпионата, а вокруг него зашустрили суперталантливые разыгрывающие, Бэйнс перестал успевать и мог полагаться лишь на упертость.

За нее и любим. 

Вот только для полуфинала этого недостаточно.

Эван Фурнье (Франция)

20,3 очка, 3,6 подбора, 3,4 передачи, 1 перехват, 1,7 потери

Франция потеряла Эртеля, единственного вменяемого разыгрывающего, и решила компенсировать его отсутствие самым французским способом – по полной загрузить Эвана Фурнье. С точки зрения задействования именно человек, которого нельзя гуглить – главная звезда чемпионата. Очень много возни с мячом, очень много бросков.

Могло показать, что это заведомая демонстрация белого флага. Но нет. Фурнье попер с нехарактерной стабильностью – очень долго у него получалось оставаться эффективным и давать импульс всей французской атаке почти в одиночку.

Франция обыгрывала Германию и прочую Доминикану, и сложно было отбросить скепсис.

Франция спаслась в игре с Литвой, и возник вопрос, когда же это все закончится.

Франция уступила Австралии, но Фурнье все равно выдал свой лучший матч на турнире.

И наконец, Фурнье всех победил. Даже не самой эффективной, но зато плодотворной, агрессивной игры от него хватило, чтобы опрокинуть Штаты.

Как известно, Фурнье нельзя не только гуглить, доверять ему тоже не рекомендуется.

Как только сверхзадача была достигнута, нападение Франции – ну то есть самолично Эван Фурнье – растворилось в восторгах.

Итог – очередное издевательство над болельщиками «Орландо», которые купились на вот эту шестиматчевую имитацию Джеймса Хардена и уже отнесли контракт защитника в разряд как минимум нейтральных.

Приз за лучший троллинг чемпионата мира.

Томаш Саторански (Чехия)

15,9 очка, 6,1 подбора, 8,9 передачи, 1 перехват, 3 потери

Настоящий MVP турнира.

Саторански словно бы из наблюдений за Джоном Уоллом вывел секрет баскетбола. В «Барселоне» он и сам зачастую был таким же – улетающим в отрывы, подчиняющимся произвольному бегу ног, полагающимся исключительно на скорость… взъерошенным щенком с безумными глазами и высунутым языком.

На чемпионате мира разыгрывающий чехов предстал каким-то Стивом Нэшем.

У него, конечно, 45% из-за дуги, но дело-то не в этом. Неслучайно одним из знаковых для него матчей на турнире стало выступление против Турции – в ней он выбросил 0 из 6 двухочковых, но зато так грамотно и рассудительно вел игру, что никаких сомнений в результате и возникнуть не могло.

Саторански за все эти годы досконально изучил каждого партнера – и благодаря этому научился выжимать максимум из музыкального инструмента под названием сборная Чехии. Он сам может и терять бросок, и играть второго номера, получающего мяч исключительно под атаку, и концентрировать на себе всю защиту…

Но он не отпускает контроль над ситуацией.

И так Балвин превращается в пик-н-ролльный таран.

Богачик бомбит 43% трехочковых.

А необходимый лиге ВТБ исключительно для алкотрипов руководства «Нимбурк» внезапно раскрывается как главный поставщик талантов на чемпионате мира.

Чехия – единственная «золушка» турнира. А Саторански тут в роли феи.

Немного золотой пыли – и вот Чехия без Веселы в итоговом зачете выше сборной США.

Пэтти Миллс (Австралия)

23,9 очка, 4,1 передачи, 2,4 подбора, 1 перехват, 3,6 потери

Поражение Австралии в полуфинале – самое болезненное, что вообще случилось на этом чемпионате мира. И роль Миллса в нем – почти трагическая: разыгрывающий должен был гарантировать победу в основное время, но сначала наткнулся на Руди Фернандеса, а потом смазал штрафной.

Австралия полностью скопировала олимпийский турнир: она казалась самой убедительной, самой мощной, самой сыгранной и сбалансированной командой этого чемпионата ровно до того, как наступила вторая половина полуфинала с Испанией и все разом забыли, как попадать.

И даже так Австралия продолжала создавать бесконечные открытые попытки, закидывать под щит и доминировать на подборах.

Тренер Леманис даже по манере напоминает чем-то Фила Джексона/Стива Керра – только улыбается, когда происходит какая-то чушь вроде промахов под кольцом или странных действий арбитров. Это стиль человека, который полностью уверен в плане на игру и абсолютном совпадении игровой концепции и таланта исполнителей. Не получилось сейчас – обязательно получится в следующем владении.

Улыбка понятна: Леманис перестроил Австралию в, наверное, самую сложную систему из всех, что существуют на уровне сборных. С максимально расширенной зоной в нападении. С умными центровыми, которые могут вынимать душу под щитом, а могут оказаться на периметре и бить без промаха. С тремя разыгрывающими – Инглсом, Деллаведой и Миллсом. С баскетболом, где звезды отвлекают внимание, а ролевые атакуют.

В этой системе от Миллса никто не требует форсировать – игра словно приходит к нему сама. Слишком много пространства, чтобы в него не врываться. Достаточно шутеров, чтобы откидывать на них. Понятные удобства – одни из лучших специалистов мира по заслонам, несколько разыгрывающих, позволяющих играть без мяча и врываться из ниоткуда.

Он как будто начинает незаметно, отдает инициативу партнерам, сначала помогает, потом включается все больше и больше. И к ключевым моментам уже превращается в тасманийского дьявола, слишком безумного для того, чтобы вообще разглядеть хоть какие-то препятствия – и забирает игры. В итоге у него около 60% двухочковых и 40% трехочковых при почти одинаковом количестве попыток и тех, и других.

И вот Испания превращается для Австралии даже не в неудобного соперника, в мистическую преграду.

С австралийской системой испанцы так ничего и не решили – те заполучили гораздо больше владений, создали убийственное число дальних попыток, доводили мяч и в углы, и под щит, передали атаку Пэтти Миллсу тогда, когда было нужно.

И раскрывалась еще одна интерпретация улыбки Леманиса: Австралия просто испугалась выходить в финал, и вот это был единственный способ успокоить команду.

Руди Гобер (Франция)

11,3 очка, 9,9 подбора, 2,1 блока

Французский центровой провел самый удивительный турнир среди всех.

Он сделал ровно две вещи.

1. Смахнул мяч с очевидным нарушением правил в игре с Литвой

2. Безжалостно отдоминировал сборную Америки

И это, собственно, все.

На протяжении всех остальных 150 минут Гобера не так уж просто было обнаружить: в атаке мяч до него довести не получалось, в основном он помогал заслонами, в защите – скреплял порядки французов, но без какого-либо блеска.

Тем более шокирующим получилось нападение на ничего не подозревающих американцев.

Гобер как следует разозлился.

Убрал с площадки Майлза Тернера, который не мог защищаться против пик-н-роллов.

Потом яростно оттоптался на маленькой пятерке.

И под конец установил два ни с кем не согласованных шлагбаума в своей зоне.

Гобер решил, что на этом можно и закончить в принципе. Хватит с вас шок-контента.

Такое впечатление, будто он приехал на чемпионат с единственным заданием – доказать, что его могут остановить любые тренеры мира, даже самые непонятные, но не люди из НБА.

Ну, что ж, такая установка тоже засчитывается.

Марк Газоль (Испания)

14,4 очка, 3,7 передачи, 5,3 подбора, 1 перехват

Марк Газоль весь турнир с потрясающей доходчивостью показывал то, в чем в итоге и признался: он не хотел приезжать на чемпионат и всю дорогу действовал так, будто ненавидит баскетбол. Потому он – будучи главной звездой этой Испании – легко принял функции ролевого игрока и сосредоточился на мщении тем, кто этот дурацкий баскетбол все еще любит – отнимал у них мяч, накрывал, мешал играть, сокрушал заслонами… Выгонял с площадки.

Больше всех досталось бедняге Николе Йокичу. Угрюмый социофоб в майке Испании так его отработал, что тот, похоже, навсегда лишился радости жизни и игры.

Так продолжалось до большого перерыва полуфинала с Австралией.

И тут то ли Газоль посмотрел на Богута и увидел себя со стороны. То ли вспомнил, как тягуче и долго стекает по горлу вино из чемпионской бутылки. То ли устыдился Рикки Рубио. То ли осознал, что раньше воскресенья из Китая все равно не уедет…

Не важно.

Газоль вернулся на паркет лучшей версией самого себя. И начал раскачивать «больших» Австралии, попадать трехочковые, навязывать борьбу за отскок…

За много лет в Испании центровой постиг главную мудрость – научился добавлять там, где нужно. На очень многих турнирах с этим возникали сложности: испанцы могли поигрывать мускулами, но забывали предъявить их в критический момент. Здесь же получилось все предельно четко: весь турнир Газоль копил злость в адрес тех, кто притащил его в этот дурацкий Китай, заставляет его выходить на дурацкий паркет, дает ему этот дурацкий мяч, а потом – бац – и вылил все это за 30 минут второй половины с ничего не подозревающими австралийцами. Да может они сами ненавидят баскетбол и играют в него только потому, что их не взяли в регби.

Факундо Кампаццо (Аргентина)

13,6 очка, 7,7 передачи, 4,6 подбора, 1,7 перехвата, 2,7 потери

Размотать игрока больше на периметре и отпрыгнуть с трехочковым. Разогнаться до 100 километров в час за пять секунд. Создать идеальный угол для простой и выверенной передачи в «краску». Раскидать кроссоверами всех, пролезть под щит и подкинуть намагниченный флотер. Включиться в концовке и решить несколько владений.

Это все ерунда. И в исполнении Кампаццо штуки настолько обыденные, что о них даже скучно упоминать. Реактивный коротышка на турнире был разным: получал отдых, сосредотачивался на подыгрыше, прибирал мяч, когда соперник подавал признаки жизни. И при этом одинаковым – одинаково эффективным во всем.

Чем он на этот раз удивил, так это защитой.

В мадридском «Реале» Кампаццо прячут, да вдобавок какой-нибудь Тавареш следит, чтобы маленьких не обижали.

В сборной с защитой обстоит гораздо хуже, достаточно того, что Луиса Сколу может затерзать борзый парень из суперлиги.

И тут Кампаццо показал, что вполне себе боевит – он старался, шустрил, залезал под кожу… Особенно наглядно это получилось в матче против Сербии, где во многом его назойливость сбивала весь атакующий ритм.

Даже с двойной нагрузкой Кампаццо без вариантов лучший маленький чемпионата мира.

Не только самый быстрый.

Не только самый юркий.

Не только легче всех создающий себе бросок.

Вся его затянувшаяся подготовка – бесконечные аренды, случай в виде травмы Юля, пошаговое подведение в системе «Реала» – наконец-то, привела к качественному прорыву. Кампаццо приехал на чемпионат не феерить, но стабильно навязывать волю мелкого неуловимого пацана всем долговязым, атлетичным и плотным мира сего. Самая удивительная часть его игры на турнире – совсем не скорость, а то, насколько показательным Кампаццо делает баскетбол: насколько выверены двойки, насколько четко вычленяются разрывы и коридоры между защитниками, насколько ярко высвечиваются линии передач…

Кампаццо стал той ракетой, которая вынесла Аргентину из разряда не самой сложной команды для сборной России до статуса финалиста. Потому что кажется, будто он вообще не замечает сопротивления, просто летит.

Рикки Рубио (Испания)

15,9 очка, 6,4 передачи, 4,3 подбора, 1,7 перехвата, 3,1 потери

Перед тем как выбросить 1 из 8 в полуфинале с Австралией, Рубио удивлял процентом попадания из-за дуги – было выше 40.

И это мешало установить главное: на этом чемпионате испанский разыгрывающий окончательно ушел от клише «золотого мальчика», сына полка, того 18-летнего вундеркинда… Внезапно выяснилось, что вечный пацан Рубио отдал больше всех передач в истории чемпионатов мира. Внезапно выяснилось, что вся эта заслуженная, увешанная медалями, гиперталантливая бригада полностью подчиняется только ему. Внезапно выяснилось, что он уже и рассудительный, и повидавший, и прошедший и травмы, и личную трагедию, и столько разочарований

Рубио этого турнира – идеальный разыгрывающий классического типа, «чистый плеймейкер», «генерал на паркете». Процент трехочковых не должен смущать. Испания играет в медленный академический баскетбол, и экс-вундеркинд принимает на себя функции организатора позиционного нападения – по учебнику разыгрывает двойки, с поразительной уверенностью идет в проход и знает, кто где находится и куда нужно довести мяч, не нуждается ни в трехочковом с ведения, ни в сумасшедшем темпе, чтобы отрываться от опекунов и генерировать открытые броски.

Современный баскетбол убил уважение к передачам как важному навыку. Теперь все построено на врываниях и скидках – и кажется, что это может делать примерно любой. Игроки, не умеющие найти баланс между личной атакой и скидками (где второе вытекает из первого), растворяются в драйв-н-киковой эпидемии.

Рубио – один из тех, кто бережет пас как древнее знание. Неплохо, что есть баскетбол ФИБА, где оно еще востребовано.

Луис Скола (Аргентина)

19,3 очка, 8,1 подбора, 1,7 передачи, 1,9 потери

В концовке полуфинала с Францией Скола оказывался на дуге, смотрел на застрявшего в зоне и медленно добегавшего на него Гобера и бросал. Бросал так, словно видел перед собой материализовавшее воплощение времени и стрелял ему в сердце. Точно, точно, точно – 3 из 4, французы даже не получили шанса на концовку… Время тоже…

Аргентинская легенда – человек, ради которого вообще весь этот турнир. Он не MVP, не главный герой, не лучший игрок. Просто тот, кто сформулировал самый веский посыл международного баскетбола: удивительная любовь к игре иногда может оказаться сильнее всего. Сложно представить что-то более вдохновляющее.

Скола, естественно, человек другой эпохи.

Одиннадцать лет назад он разбирал сборную России в Китае и уже тогда был легендой – уничтожил ЦСКА в московском «Финале четырех», выигрывал Олимпиаду в Афинах и брал серебро чемпионата мира в Индианаполисе. Он старше Андрея Кириленко, Яо Мина, Димитриса Диамантидиса, Дуэйна Уэйда, Хуана Карлоса Наварро – всех тех, чье время давно закончилось. Он пережил «золотое поколение» Аргентины, но подготовил ему смену – еще год назад Скола постановил, что на турнир эта команда приедет не просто стараться, но бороться за медали.

Получилось еще грандиознее.

Скола плохо сыграл со сборной России – медленно, не особенно уверенно под щитом, катастрофично в защите.

Но дальше как будто только прибавлял. И это на турнире, который выматывал и переездами, и нагрузками, и тяжелым расписанием матчей через день.

Он даже выглядит сейчас совсем не так, как мы привыкли. Фирменной прически, за которую ему столько доставалось в НБА, больше нет. Припухлых щечек и монументальной задницы тоже. Скола – седой, гладко выбритый, еще более печальный, чем раньше, теперь возглавил институт всемирной борьбы со старением: стал и легко врываться с дуги, и сохранять свежие ноги для трехочковых на последних минутах, и попугал вроде бы чистым авторитетом Гобера – удалял его из-под щита увереннее, чем все суператлеты США вместе взятые.

Чемпионат мира готовил нас к поражению Америки, к катастрофическим судейским скандалам, к полной непредсказуемости.

Но чтобы прямо-таки к чуду?  

А тем не менее. Как иначе можно воспринимать появление в финале 39-летнего игрока, уже давно списанного в Китай, в статусе абсолютного лидера своей команды?

Скола всегда доказывал, что баскетбол для него не сводится к деньгам и победам. Никогда не брал пауз, никогда не берег себя летом, всегда приезжал в сборную, всегда показывал свою лучшую игру за Аргентину.

Черт, если это не взаимность, то что?

Эта сборная США претендует на то, чтобы стать худшей в истории. Не доехала даже до полуфинала

Великое поколение баскетбольных 90-х. Где они сейчас

Яннис облажался на ЧМ. Международный баскетбол ему совсем не подходит

Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon