Записки селекционера (продолжение). УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО
В 12 лет из родного дома...
«Конец мечтам о своем футбольном будущем», - так я закончил блог, где мы обсуждали возраст зачисления в интернат. В 12 лет- правильно или все же это насилие над детской психикой, отрыв от семьи, от естественного процесса воспитания?
Станислав Смирнов, директор детско-юношеского футбольного клуба “Хамовники» уверен, что мы наносим непоправимый психический вред ребенку. Советую, еще раз почитать его письмо, которое я почти полностью разместил в своем блоге от 28 июля. В 12 лет никакого перехода в интернат быть не может! «Это судьба ребенка, которую мы можем сломать и искалечить», - может быть этот аргумент более весом, нежели какие-то будущие футбольные успехи мальчика.
Очень аргументировано, но уже со ссылкой на зарубежный опыт, пишет об этой проблеме Леонид Слуцкий. В том же блоге почти полностью приведена его статья о детском футболе в Англии, рекомендую вернуться и почитать. «…Не существует системы интернатов, так как ребенок постоянно живет дома … Он продолжает учиться в своей школе и получать нормальное полноценное образование, которое на Западе зачастую является приоритетом над всеми остальными занятиями … Полноценное воспитание можно получить только в семье и больше нигде … Хороший футболист, это ребенок, развивающийся в естественных условиях». Финал статьи Слуцкого оглушающий: «В итоге они (английские клубы) получают образованного, воспитанного и горячо любящего футбол человека, который только-только почувствовал вкус настоящей игры. По-моему, идеальные стартовые позиции. А у нас – необразованная, невоспитанная, несформировавшаяся личность, люто ненавидящая то, чем ей приходится заниматься. И как вы думаете, у кого больше шансов добиться успеха?»
Полностью соглашусь с уважаемыми специалистами. Я уже пытался на примере Академии ФК «Краснодар» раскрыть порочность раннего набора детей в интернат. Рассказывал о безумной практике набора трех, а то и четырех групп 12-летних мальчишек, причем с заранее запланированным отчислением части «необучаемых» уже через полгода и год. Такое вот хладнокровное планирование убийства детской мечты. Вспомните, за год отчислен 21 человек! И это в первый год набора в интернат! Не писал я о воспитании и образовании в интернате, которое, на первый взгляд, выглядит очень приличным. Да, в принципе, таковым и является…внешне. И учителя, и воспитатели, и тренеры прикладывают максимум усилий, условия для учебы в Академии прекрасные, у детей нет свободного времени: тренировки, учеба, песни, пляски, шахматы. Все дружно, все строем в школу, столовую, на тренировку. Дети заняты все время общим делом, только сон у каждого свой… В 6,7 классе почти все учатся без троек, потом начинают появляться одна, две, три, потом тройки становятся делом привычным и к выпуску основная масса приходит без всяких знаний, натасканная на ЕГЭ. Естественно сдают и по проверенным каналам поступают в институт физкультуры. А там опять не до учебы, календарь профессионального футболиста никак не совпадает с графиком лекций. Знаю, приезжают после сезона, идут в институт, закрывают сессии, скорее всего, банально покупают. Так и ползут с курса на курс будущие тренеры, даже диплом успешно защищают. Так получается «необразованная личность» (см. выше у Слуцкого). Да и с воспитанием как-то не складывается. Мальчики с горящими глазами, рвущиеся в Академию, через 6-7 лет превращаются в невоспитанных, абсолютно однобоко развитых молодых людей, с разговорами о деньгах, возможно выгодных контрактах, о тупых тренерах и руководителях, не ценящих его, такого талантливого. Да и на играх и тренировках эта «звезда» начинает отбывать номер: а чего стараться, если не ценят, не видят его талант.
Я кроме руководства селекционным отделом занимался вопросами аренды выпускников в команды ПФЛ и ФНЛ. Это нормально, были периоды, когда в командах клуба просто не было мест для выпускников, плюс некоторым нужен был шаг уровнем повыше для обретения опыта, поэтому уход в аренду многим шел только на пользу. В среднем каждый год в аренду из выпускников Академии уходили от 10 до 15 человек. Ребята уходили по-разному: кто с огорчением, потому что, ему казалось, совсем немного оставалось, чтобы шагнуть в основной состав, кто-то с удовольствием, кто-то воспринимал это решение достаточно равнодушно. Естественно, я отслеживал игру каждого арендованного игрока, постоянно был на контакте с его новыми тренерами, просматривал игры. Честно сказать, единицы бились изо всех сил, стремясь показать себя, заслужить право вернуться в «Краснодар». Некоторые отрабатывали аренду без особой отдачи, но было много и таких, которые в своих неудачах винили только тренеров. Получается, его сначала не оценили в Академии, потом в новой команде, еще через год никудышными оказались тренеры и в третьей команде. Себя любимого никто не оценивал… Вот так и появлялись «люто ненавидящие то, чем им приходилось заниматься» (см. выше у Слуцкого).
Да и патриотизм как-то очень быстро испарялся. Кроме тех, кого отдавали в аренду решением руководства, было много мечтающих через эту самую аренду из «Краснодара» сбежать. Так, ко мне постоянно подходили другие футболисты и просили найти им аренду, а лучше вариант с постоянным контрактом. То есть через год-два после выпуска они уже мечтали уйти из «Краснодара». «Палыч, найдите мне вариант», - одна из самых частых просьб.
Думаю, во всех интернатах, и «Краснодар» не исключение, с самого раннего возраста у детей начинались проблемы и с поведением, и алкоголем, и курением, и употреблением психоактивных вещей, типа насвая, спайса, не говоря уже о более тяжелых вещах. В каждой Академии России вам могут рассказать об отчисленных за эти грехи воспитанниках. И в «Краснодаре» тоже были совершенно жуткие случаи, когда мальчика приходилось вытаскивать чуть ли не с того света, после передозировки неизвестно какой гадостью. Поэтому потери на всем пути в Академии не только от того, прогрессирует ли мальчик как футболист, но и от запущенной учебы, тяжелых срывов в поведении, страшных нарушений режима.
Все это, безусловно, горькие плоды отрыва ребенка в 12 лет от родного дома, от отсутствия полноценного воспитания, которое можно получить только в дружной, любящей семье. От этого и неполноценное образование, и проблемы с поведением, отсутствие каких-то нравственных барьеров и, как не удивительно, низкое футбольное мастерство. Не может человек, уже так рано разлюбивший свою профессию, делать ее хорошо. А дети, попадая с 12 лет в систему ежедневных двухразовых тренировок, полного отсутствия свободного времени, неумения самостоятельно принимать решения, слепого подчинения тренеру, воспитателю, учителю, постепенно начинают этот футбол воспринимать как тяжелую обязанность. А ка к же вы спросите, нынешние успехи молодежи «Краснодара», успешно играющей с мужиками в ФНЛ и ПФЛ?
Да, сейчас видно, как обучены, в первую очередь, технически парни из «Краснодара», во многом они превосходят более опытных футболистов из первой и второй профессиональных лиг. Это ребята 1998-2002 года рождения, выжившие в жесткой конкуренции на протяжении 5-7 лет. Каждый возраст набиралось по 50 человек и к выпуску их оставалось 10-12, даже меньше, потому что селекционеры каждый год везли новые и новые таланты из регионов. Ведущие позиции как раз заняли те, кто приехал в Академию не в 12, а в 14, 15, 16 лет.
А можно ли зачислять детей в Академии из других регионов страны?
Вот небольшой отрывок из интервью генерального директора ЦСКА Романа Бабаева порталу Чемпионат.сом от 21.01.2011:
«Топ-клубы пачками набирают молодых ребят из провинции. К сожалению, пробиваются в большой футбол из них процентов десять, а остальные ломаются. Это не здорово. Поэтому мы являемся сторонниками сохранения системы компенсаций за молодых игроков. Более того, считаем, что необходимо увеличить компенсацию за футболистов из детских школ. Тогда снимется и ещё одна проблема – я говорю о полном запрете на переход футболистов до 16 лет из клуба одного региона в клуб другого региона в целях предотвращения массовой миграции юных футболистов.»
Вот собственно и ответ на вопрос, как предотвратить переход младенцев из провинции в ведущие футбольные школы – есть официальный запрет, установленный Исполкомом РФС, который гласит, что дети до 16 лет не могут менять спортивную школу на другой регион (если туда, правда, не переезжают на постоянное место жительства их родители). Бабаев лукавит, увеличение компенсации позволит отменить этот запрет, установленный Исполкомом РФС, и тогда ЦСКА и остальные футбольные Академии будут еще более активно привозить детей из регионов. Собственно говоря, и сейчас РФС абсолютно не контролирует свой же запрет, вот дети и едут в топовые Академии с 11-12 лет. Некоторые клубы применяют какие-то внешне приличные методы, например, с согласия родителей регистрируют детей в своем регионе. Так, в «Краснодаре» все дети зарегистрированы на УТБ «Четук». Однако все понимают, что это вопиющее нарушение, но ни в РФС, ни тем более в клубах никто этим не заморачивается.
Тут снова могут забить тревогу радетели за детские таланты: как же ребенок получит полноценное футбольное образование у себя в захолустье, где нет соответствующих условий, команды мало ездят на соревнования, способному ребенку приходится тренироваться и играть с более слабыми ребятами?
Думается, этот вопрос задается слишком надрывно: талант, уверен, дорогу найдет, можно снова Головина вспомнить. Однако никто не мешает клубам вести действительно серьезную селекционную работу по поиску талантов. Механизм простой: нашли 11-12 летнего мальчика в провинции, приехали, познакомились с родителями, убедили, что в БУДУЩЕМ ему надо обязательно попробовать свои силы в нашей Академии, заключили предварительное соглашение, может быть даже с небольшой регулярной материальной поддержкой. И далее в течение 3-4 лет вести мальчика, приглашать его на турниры в свою Академию, оставлять на учебно-тренировочные сборы, проводить тестирование, выезжать на соревнования с его участием и т.д. И к 16 годам, если парень так же прогрессирует, развивается, перевозить его в интернат Академии.
А клубы должны более серьезно, целенаправленно заниматься селекцией у себя в регионе, искать способных детей, находить, пестовать их.
Опять вернусь к Академии «Краснодара». В Краснодарском крае проживает более 5,6 миллиона человек (в полтора раза больше, чем в Уругвае, в 1,3 раза больше, чем в Хорватии, в 18,5 раз больше, чем в Исландии, цепочку сравнений можно продолжить). Из них мальчиков от 5 до 14 лет 315000 (162000 в сельской местности и 153000 в городах). Неужели из этого количества мальчишек невозможно отбирать и готовить каждый год для Академии по одной команде? Тем более, что руководство Академии бодро рапортует, что в системе Академии занимается около 12000 детей. Однако каждый года интернат Академии пополняют дети из других регионов. Оказывается, что мальчишки из северных, сибирских, уральских областей более подготовлены и талантливы. То, что подготовлены, можно признать, но заранее отказать в таланте нашим южным ребятам? Нет, не талант, а абсолютно проваленная работа базовой школы Академии. Конечно, каждый год получаются очень приличные команды по возрастам и можно совершенно беззастенчиво называть всех детей своими воспитанниками, стыдливо умалчивая, что лидерами в каждом возрасте являются ребята, привезенные селекционной службой Академии.
Это не только в Краснодаре, но и во всех ведущих Академиях страны.
Итак, законодательный запрет на переход юных футболистов до 16 лет должен действовать.
Массовый перевоз детей из регионов в ведущие спортивные школы должен смениться выявлением талантов, пестованием их на местах, доведением до необходимого уровня.
Селекция должна быть направлена на поиск талантов в своем регионе.
Должна быть поднята на самый высокий уровень работа по обучению тренерских кадров. Это и вложение необходимых средств в подготовку детских тренеров, и повышение уровня методической поддержки тренеров на местах, проведение всевозможных семинаров, обмен опытом и т.д.
Закончить хочу цитатой из письма Станислава Смирнова:
« …Мы имеем сломанные судьбы, психологические травмы и загубленное образование…о чем не думают ни руководители академий, ни скауты, ни агенты. Главное для них вовремя успеть /перехватить, чтобы не забрали другие. В то время как надо воспитывать, обучать, давать шансы и верить, и ждать тех, кто пришел к тебе в академию с самого нуля, прошел соответствующий отбор. Не ждать готовых.»
Продолжение следует
Дети, попадающие в Академии в 5-6 лет совершенно не похожи друг на друга, а ребята выпускного года в 17 лет похожи как под копирку, их еще называют полуфабрикатами.
Тот, кто отгадает, от чего это происходит, поймет, что нужно изменить в работе Академии для повышения уровня воспитанников Академий.
Если у вас будут вопросы или желание показать мальчика в хорошую академию, пишите, можно помочь.
Вообще, я прочитал много материала про ДЮСШ и в итоге, что же мы делаем не правильно, почему у нас так мало футболистов высокого уровня? У каждого своя точка зрения, хотелось бы услышать и вашу. У вас с блоге хоть и рассказывается про ДЮСШ, но больше этот материал про базовую школу(ДЮСШ)Краснодара. Хотелось бы в передела страны, ведь у вас большой опыт...
Так же, почему в одних регионах много футболистов, в других мало? К примеру, из Саратова достаточно занимаются в Академии ЦСКА, Динамо, Краснодара. Тот же Федор Смолов из Саратова, почему в городе много талантов? Хорошие ДЮСШ? Так же в Орле, тоже достаточно футболистов занимаются в топ-академиях страны. Чем это обусловлено?
и второй вопрос: какими достижениями смог господин Галямин восхитить вас своей работой в Казахстане всего за три года? Заранее спасибо.
Никто не спорит, что сегодня Академия "Краснодара" предлагает исключительные условия для развития детей, материальные в первую очередь, действительно, лучшие на планете всей. Бесспорно и то, что выпускники Академии (неважно, выросшие в ней с рождения или привезенные селекционной службой) по техническому оснащению, умению играть в атакующий быстрый футбол уже превосходят большинство игроков в ФНЛ (вторая по силе лига в России). Другое дело, что и ФНЛ -то у нас убогая...
Что касается Галямина, то это мое личное мнение, это опыт общения с этим человеком, это совместная работа с ним. Возможно, если он согласится, я расскажу более подробно и о нем, и о его сегодняшней работе в Казахстане.
По поводу Галямина, очень интересны его мысли по поводу проблем в д.ю.ф. и их исправление. Пока инноваций в этом направлении не видно, все работают почти одинаково и философия у всех одна и таже.
Дело не в низком интеллекте наших людей, а в том. что проблемы детского футбола никого вообще не интересуют. В первую очередь, РФС, который вообще не контролирует собственные решения. Если запрещено зачислять детей до 16 лет из других регионов в Академии , значит за этим надо следить, контролировать и в случае нарушения, наказывать. Привез "Краснодар" мальчика 12 лет из Красноярска без должных оснований (например, переезд родителей на постоянное место жительства), переезд запретить, а клубу штраф один миллион рублей. В Англии, например, такое недопустимо даже в мыслях: запрещено и все! Это еще раз доказывает, что у нас в стране беззаконие процветает на всех уровнях, в том числе и в футболе.
Еще раз напомню, что я говорил о критериях отбора в селекции. А вот воспитание юного футболиста-это другая тема. И уважаемый специалист из "Эспаньола" говорит не о селекции, а о подготовке игроков. В дальнейшем, я буду писать и об этом, есть планы, но если мы упомянули испанский футбол, скажу, что несколько лет в детской школе "Эспаньола" работал Дмитрий Галямин ( он и как игрок выступал за этот клуб). Сегодня он возглавляет футбольную Академию "Кайрата," и вот за эти три года работы в Казахстане он смог совершить если не революцию, то огромные качественные изменения. Там вписался и испанский опыт, и его собственные идеи. Вообще, у нас в России специалиста такого уровня как Галямин в детском футболе нет: от умения выстроить работу Академии, до внедрения самых современных методов учебно-тренировочного процесса, обучения тренеров и т.д. Ну, а Академия "Краснодара" пока , как вы говорите работая не по европейски, во многом все-таки идет впереди других футбольных школ России, хотя бы по уровню технического обучения юных футболистов.
Знаю людей. которые пошли другим путем: просто временно переехали за границу, отдали ребенка в платную футбольную школу, пока довольны. Хотя уже сейчас, без гражданства и вида на жительство есть проблемы с выездами на турниры, участием в чемпионате среди школ.
Но дело, мне кажется, не в затратах. Сомнения вызывает именно дистанционность обучения футболу., как в вашем случае. Все-таки футбол игра коллективная, и такие вещи, как коллективизм, взаимовыручка воспитываются именно в постоянном тесном контакте с товарищами по команде, в тренировках и играх. Дети вместе проходят этот путь. Не важно, интернат это или спортивная школа без интерната.
Еще более надежный путь для противников интерната следующий: временный переезд в город, где есть хорошая футбольная школа, аренда жилья, временная регистрация, чтобы ребенок мог ходить в среднюю школу. Таких примеров только на моей памяти немало. Дети дорастали до профессионального футбола. Тут, я считаю, благодаря родителям, которые сделали все, чтобы мечта ребенка исполнилась.
Вы из Великого Новгорода? Так рядом Петербург. Кстати, люди, о которых я упомянул, привезли мальчика в Питер, сначала снимали, а потом, когда мальчик стал твердым игроком в одной из школ "Зенита", купили квартиру. У мальчика пока все получается.
Но все равно, это ваш путь. Удачи!
2.http://moskva.bezformata.ru/listnews/vishe-protcessa-formirovaniya-futbolista/918488
3.https://academydinamo.ru/news/intervu.php?ELEMENT_ID=24008
Прочитайте все ссылки. Надеюсь услышать ответ :)
Полностью согласен с Вами, что интернат для развития ребёнка как личности сто очков проигрывает воспитанию ребёнка в семье. Но тут сами собой приходят на ум восклицание доктора Барменталя: "Но других-то ведь нет!?" Не всем посчастливилось родиться Дзюбой и иметь условия для футбольного роста в непосредственной близости от родительского дома. Вы сами родом из Сибири и не понаслышке знаете, какова футбольная инфраструктура, доступная футбольным ДЮСШ, даже в областных центрах, не говоря уже о более мелких населённых пунктах. Может, когда-то и у нас будут такие же сказочные условия, как в Лондоне, которыми так восторгается Слуцкий, но ведь дети-то растут сейчас, сию минуту. Что делать родителям юных футболистов из глубинки, видя, в каких условиях занимаются их дети? Вот и везут они своих чад пачками в Москву-Краснодар, чтоб не зачахли они в стенах тесных залов с непонятными покрытиями, чтоб продолжали расти как футболисты и дальше. "Домашних" Головиных и Тчуйсе - их единицы пробивается в большой футбол, а основная масса профессиональных футболистов - это всё же "интернатовские" Зобнины-Смольниковы-Дзагоевы, согласитесь.
P.S: Николай Павлович, очень хочется пообщаться с Вами в личной переписке, есть несколько вопросов (не праздных:) ) . Будьте добры, дайте какой-нибудь свой контакт для связи или напишите мне на мейл nsk8854@mail.ru. Заранее благодарю.