9 мин.

Записки селекционера (продолжение). УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

                                       

                                                      В 12 лет из родного дома...

 

 

 «Конец мечтам о своем футбольном будущем», - так я закончил блог, где мы обсуждали возраст зачисления в интернат. В 12 лет- правильно или все же это насилие над детской психикой, отрыв от семьи, от естественного процесса воспитания?

Станислав Смирнов, директор детско-юношеского футбольного клуба “Хамовники» уверен, что мы наносим непоправимый психический вред ребенку. Советую, еще раз почитать его письмо, которое я почти полностью разместил в своем блоге от 28 июля. В 12 лет никакого перехода в интернат быть не может! «Это судьба ребенка, которую мы можем сломать и искалечить», - может быть этот аргумент более весом, нежели какие-то будущие футбольные успехи мальчика.

Очень аргументировано, но уже со ссылкой на зарубежный опыт, пишет об этой проблеме Леонид Слуцкий. В том же блоге почти полностью приведена его статья о детском футболе в Англии, рекомендую вернуться и почитать. «…Не существует системы интернатов, так как ребенок постоянно живет дома … Он продолжает учиться в своей школе и получать нормальное полноценное образование, которое на Западе зачастую является приоритетом над всеми остальными занятиями … Полноценное воспитание можно получить только в семье и больше нигде … Хороший футболист, это ребенок, развивающийся в естественных условиях». Финал статьи Слуцкого оглушающий: «В итоге они (английские клубы) получают образованного, воспитанного и горячо любящего футбол человека, который только-только почувствовал вкус настоящей игры. По-моему, идеальные стартовые позиции. А у нас – необразованная, невоспитанная, несформировавшаяся личность, люто ненавидящая то, чем ей приходится заниматься. И как вы думаете, у кого больше шансов добиться успеха?»

Полностью соглашусь с уважаемыми специалистами. Я уже пытался на примере Академии ФК «Краснодар» раскрыть порочность раннего набора детей в интернат. Рассказывал о безумной практике набора трех, а то и четырех групп 12-летних мальчишек, причем с заранее запланированным отчислением части «необучаемых» уже через полгода и год. Такое вот хладнокровное планирование убийства детской мечты. Вспомните, за год отчислен 21 человек! И это в первый год набора в интернат! Не писал я о воспитании и образовании в интернате, которое, на первый взгляд, выглядит очень приличным. Да, в принципе, таковым и является…внешне.  И учителя, и воспитатели, и тренеры прикладывают максимум усилий, условия для учебы в Академии прекрасные, у детей нет свободного времени: тренировки, учеба, песни, пляски, шахматы. Все дружно, все строем в школу, столовую, на тренировку. Дети заняты все время общим делом, только сон у каждого свой… В 6,7 классе почти все учатся без троек, потом начинают появляться одна, две, три, потом тройки становятся делом привычным и к выпуску основная масса приходит без всяких знаний, натасканная на ЕГЭ. Естественно сдают и по проверенным каналам поступают в институт физкультуры. А там опять не до учебы, календарь профессионального футболиста никак не совпадает с графиком лекций. Знаю, приезжают после сезона, идут в институт, закрывают сессии, скорее всего, банально покупают. Так и ползут с курса на курс будущие тренеры, даже диплом успешно защищают. Так получается «необразованная личность» (см. выше у Слуцкого). Да и с воспитанием как-то не складывается. Мальчики с горящими глазами, рвущиеся в Академию, через 6-7 лет превращаются в невоспитанных, абсолютно однобоко развитых молодых людей, с разговорами о деньгах, возможно выгодных контрактах, о тупых тренерах и руководителях, не ценящих его, такого талантливого. Да и на играх и тренировках эта «звезда» начинает отбывать номер: а чего стараться, если не ценят, не видят его талант.

Я кроме руководства селекционным отделом занимался вопросами аренды выпускников в команды ПФЛ и ФНЛ. Это нормально, были периоды, когда в командах клуба просто не было мест для выпускников, плюс некоторым нужен был шаг уровнем повыше для обретения опыта, поэтому уход в аренду многим шел только на пользу. В среднем каждый год в аренду из выпускников Академии уходили от 10 до 15 человек. Ребята уходили по-разному: кто с огорчением, потому что, ему казалось, совсем немного оставалось, чтобы шагнуть в основной состав, кто-то с удовольствием, кто-то воспринимал это решение достаточно равнодушно. Естественно, я отслеживал игру каждого арендованного игрока, постоянно был на контакте с его новыми тренерами, просматривал игры. Честно сказать, единицы бились изо всех сил, стремясь показать себя, заслужить право вернуться в «Краснодар». Некоторые отрабатывали аренду без особой отдачи, но было много и таких, которые в своих неудачах винили только тренеров. Получается, его сначала не оценили в Академии, потом в новой команде, еще через год никудышными оказались тренеры и в третьей команде. Себя любимого никто не оценивал… Вот так и появлялись «люто ненавидящие то, чем им приходилось заниматься» (см. выше у Слуцкого).

Да и патриотизм как-то очень быстро испарялся. Кроме тех, кого отдавали в аренду решением руководства, было много мечтающих через эту самую аренду из «Краснодара» сбежать. Так, ко мне постоянно подходили другие футболисты и просили найти им аренду, а лучше вариант с постоянным контрактом. То есть через год-два после выпуска они уже мечтали уйти из «Краснодара». «Палыч, найдите мне вариант», - одна из самых частых просьб.

 Думаю, во всех интернатах, и «Краснодар» не исключение, с самого раннего возраста у детей начинались проблемы и с поведением, и алкоголем, и курением, и употреблением психоактивных вещей, типа насвая, спайса, не говоря уже о более тяжелых вещах.  В каждой Академии России вам могут рассказать об отчисленных за эти грехи воспитанниках. И в «Краснодаре» тоже были совершенно жуткие случаи, когда мальчика приходилось вытаскивать чуть ли не с того света, после передозировки неизвестно какой гадостью. Поэтому потери на всем пути в Академии не только от того, прогрессирует ли мальчик как футболист, но и от запущенной учебы, тяжелых срывов в поведении, страшных нарушений режима.

 Все это, безусловно, горькие плоды отрыва ребенка в 12 лет от родного дома, от отсутствия полноценного воспитания, которое можно получить только в дружной, любящей семье. От этого и неполноценное образование, и проблемы с поведением, отсутствие каких-то нравственных барьеров и, как не удивительно, низкое футбольное мастерство. Не может человек, уже так рано разлюбивший свою профессию, делать ее хорошо. А дети, попадая с 12 лет в систему ежедневных двухразовых тренировок, полного отсутствия свободного времени, неумения самостоятельно принимать решения, слепого подчинения тренеру, воспитателю, учителю, постепенно начинают этот футбол воспринимать как тяжелую обязанность. А ка к же вы спросите, нынешние успехи молодежи «Краснодара», успешно играющей с мужиками в ФНЛ и ПФЛ?

Да, сейчас видно, как обучены, в первую очередь, технически парни из «Краснодара», во многом они превосходят более опытных футболистов из первой и второй профессиональных лиг. Это ребята 1998-2002 года рождения, выжившие в жесткой конкуренции на протяжении 5-7 лет. Каждый возраст набиралось по 50 человек и к выпуску их оставалось 10-12, даже меньше, потому что селекционеры каждый год везли новые и новые таланты из регионов. Ведущие позиции как раз заняли те, кто приехал в Академию не в 12, а в 14, 15, 16 лет.

А можно ли зачислять детей в Академии из других регионов страны?

Вот небольшой отрывок из интервью генерального директора ЦСКА Романа Бабаева порталу Чемпионат.сом от 21.01.2011:

«Топ-клубы пачками набирают молодых ребят из провинции. К сожалению, пробиваются в большой футбол из них процентов десять, а остальные ломаются. Это не здорово. Поэтому мы являемся сторонниками сохранения системы компенсаций за молодых игроков. Более того, считаем, что необходимо увеличить компенсацию за футболистов из детских школ. Тогда снимется и ещё одна проблема – я говорю о полном запрете на переход футболистов до 16 лет из клуба одного региона в клуб другого региона в целях предотвращения массовой миграции юных футболистов.»

Вот собственно и ответ на вопрос, как предотвратить переход младенцев из провинции в ведущие футбольные школы – есть официальный запрет, установленный Исполкомом РФС, который гласит, что дети до 16 лет не могут менять спортивную школу на другой регион (если туда, правда, не переезжают на постоянное место жительства их родители). Бабаев лукавит, увеличение компенсации позволит отменить этот запрет, установленный Исполкомом РФС, и тогда ЦСКА и остальные футбольные Академии будут еще более активно привозить детей из регионов. Собственно говоря, и сейчас РФС абсолютно не контролирует свой же запрет, вот дети и едут в топовые Академии с 11-12 лет. Некоторые клубы применяют какие-то внешне приличные методы, например, с согласия родителей регистрируют детей в своем регионе. Так, в «Краснодаре» все дети зарегистрированы на УТБ «Четук». Однако все понимают, что это вопиющее нарушение, но ни в РФС, ни тем более в клубах никто этим не заморачивается.

 

Тут снова могут забить тревогу радетели за детские таланты: как же ребенок получит полноценное футбольное образование у себя в захолустье, где нет соответствующих условий, команды мало ездят на соревнования, способному ребенку приходится тренироваться и играть с более слабыми ребятами?

 Думается, этот вопрос задается слишком надрывно: талант, уверен, дорогу найдет, можно снова Головина вспомнить. Однако никто не мешает клубам вести действительно серьезную селекционную работу по поиску талантов. Механизм простой: нашли 11-12 летнего мальчика в провинции, приехали, познакомились с родителями, убедили, что в БУДУЩЕМ ему надо обязательно попробовать свои силы в нашей Академии, заключили предварительное соглашение, может быть даже с небольшой регулярной материальной поддержкой. И далее в течение 3-4 лет вести мальчика, приглашать его на турниры в свою Академию, оставлять на учебно-тренировочные сборы, проводить тестирование, выезжать на соревнования с его участием и т.д. И к 16 годам, если парень так же прогрессирует, развивается, перевозить его в интернат Академии.

А клубы должны более серьезно, целенаправленно заниматься селекцией у себя в регионе, искать способных детей, находить, пестовать их.

 Опять вернусь к Академии «Краснодара». В Краснодарском крае проживает более 5,6 миллиона человек (в полтора раза больше, чем в Уругвае, в 1,3 раза больше, чем в Хорватии, в 18,5 раз больше, чем в Исландии, цепочку сравнений можно продолжить). Из них мальчиков от 5 до 14 лет 315000 (162000 в сельской местности и 153000 в городах). Неужели из этого количества мальчишек невозможно отбирать и готовить каждый год для Академии по одной команде? Тем более, что руководство Академии бодро рапортует, что в системе Академии занимается около 12000 детей. Однако каждый года интернат Академии пополняют дети из других регионов. Оказывается, что мальчишки из северных, сибирских, уральских областей более подготовлены и талантливы. То, что подготовлены, можно признать, но заранее отказать в таланте нашим южным ребятам? Нет, не талант, а абсолютно проваленная работа базовой школы Академии. Конечно, каждый год получаются очень приличные команды по возрастам и можно совершенно беззастенчиво называть всех детей своими воспитанниками, стыдливо умалчивая, что лидерами в каждом возрасте являются ребята, привезенные селекционной службой Академии.

Это не только в Краснодаре, но и во всех ведущих Академиях страны.

Итак, законодательный запрет на переход юных футболистов до 16 лет должен действовать.

Массовый перевоз детей из регионов в ведущие спортивные школы должен смениться выявлением талантов, пестованием их на местах, доведением до необходимого уровня.

Селекция должна быть направлена на поиск талантов в своем регионе.

Должна быть поднята на самый высокий уровень работа по обучению тренерских кадров. Это и вложение необходимых средств в подготовку детских тренеров, и повышение уровня методической поддержки тренеров на местах, проведение всевозможных семинаров, обмен опытом и т.д.

Закончить хочу цитатой из письма Станислава Смирнова:

« …Мы имеем сломанные судьбы, психологические травмы и загубленное образование…о чем не думают ни руководители академий, ни скауты, ни агенты. Главное для них вовремя успеть /перехватить, чтобы не забрали другие. В то время как надо воспитывать, обучать, давать шансы и верить, и ждать тех, кто пришел к тебе в академию с самого нуля, прошел соответствующий отбор. Не ждать готовых.»

 

 

Продолжение следует