7 мин.

«Катеначчо Карреры или авторитаризм Аленичева?»

Репортер Russian Football News Джеймс Никелс представляет свой взгляд на «багаж Аленичева». Перевод — Алексей spektrowski. Часть статьи с цитатами из российских интервью опущена. В остальном авторский текст сохранен.

«Спартак» возвращается в зенит своей мощи: команда лидирует в Российской футбольной премьер-лиге, в ней сейчас лучший игрок и тренер всей лиги, кроме того, «Спартак» мощен и в финансовом плане. Леонид Федун уже давно — один из самых богатых олигархов российского футбола (он владеет 9,2% акциями «Лукойла»), но впервые после ухода великого Олега Романцева Федун наконец собрал команду, которая может повторить его успех.

Главная составляющая достижений «Спартака» — «не по-российски» надежная оборона, напоминающая итальянское катеначчо, перед которой играет, пожалуй, самая сильная пара полузащитников в этом сезоне — Фернандо и Денис Глушаков. Эта конструкция собралась благодаря Массимо Каррере, бывшему протеже и «правой руке» Антонио Конте, который проводит тренировки в Тарасовке; ему ставят в заслугу то, что он сумел полностью реализовать потенциал своих игроков, преобразить их менталитет и превратить их в настоящих кандидатов на чемпионство. Но можно ли назвать все это заслугой одного Карреры, или же все-таки сказывается и фанатичная работа его предшественника Дмитрия Аленичева, которому протекцию составил сам Романцев? К концу прошлого сезона он ввел в состав молодежь и установил авторитарные порядки, какие обычно царили в командах его наставника; Аленичев сумел уйти от катастрофического наследия Мурата Якина.

Каррера или Аленичев?

Огромные достижения «Спартака» в этом сезоне нельзя игнорировать, но являются ли они исключительно результатом неустанной работы Массимо Карреры в Тарасовке как на поле, так и за его пределами, или же он просто построил дом на прочном фундаменте, заложенном Дмитрием Аленичевым в прошлом сезоне?

Несмотря на разочаровывающий в целом сезон, Дмитрий Аленичев внес несколько изменений после разгромного поражения 2:5 от «Зенита» в апреле 2016 года, и они возымели действие — «Спартак» занял пятое место и сумел выйти в Лигу Европы. Впрочем, этот успех, по иронии судьбы, стал той самой «ядовитой чашей», из-за которой Аленичеву в результате пришлось покинуть клуб, но, тем не менее, он все же заложил прочный фундамент, позволивший в этом сезоне бороться за титул.Первое, что сделал Аленичев — акцентировал внимание на развитии молодежи. Владимир Гранат, Сергей Паршивлюк и Сердар Таски сели в запас, уступив место Илье Кутепову, Александру Пуцко и Сергею Брызгалову. Все трое — сравнительно неопытные 23-летние игроки, выросшие в Тарасовке под руководством Евгения Бушманова. Аленичев стал готовить команду к будущему, сосредоточившись на работе с молодежью и долгосрочном развитии, возможно, впервые с 2001 года — остальные тренеры при проблемах предпочитали покупать новых игроков со стороны. В данном случае ставка на молодежь сработала: «Спартак» выиграл четыре из шести последних игр всухую, в том числе — важный матч у соперников в борьбе за Лигу Европы, московского «Локомотива». Наибольшее впечатление в этот период произвел Илья Кутепов, который доказал, что является идеальным партнером для Сальваторе Боккетти и наконец-то сумел выразить весь свой потенциал, за что в конце сезона был вознагражден новым четырехлетним контрактом.

Несмотря на финальный рывок, Аленичев все равно не выполнил официальной задачи на сезон — попасть в первую четверку — и вышел в Лигу Европы лишь благодаря «Зениту», выигравшему Кубок России. Кроме того, Артем Ребров, Александр Зотов и Владимир Гранат выступали при Аленичеве не слишком уверенно, так что все трое в конце концов потеряли место в основе (двоих последних летом вообще продали — соответственно в «Динамо» и «Ростов»). Сергея Песьякова хвалили за четырехматчевую сухую серию, но он на самом деле особенно хорошо не сыграл — он просто не делал таких же вопиющих ошибок, как его предшественник. Аленичева стоит и поругать, и похвалить: он не сумел добиться максимума от опытных игроков, но зато угадал с их сменщиками — они выступили очень хорошо.

Еще Аленичев заслуживает похвалы за то, что при нем свои лучшие качества проявила главная звезда команды, Квинси Промес — фланговый нападающий забил в прошлом сезоне 18 мячей, в том числе — 4 в серии из четырех побед в конце сезона. Промес стал ключевой фигурой нынешнего «Спартака» практически сразу после перехода из «Твенте». В прошлом сезоне Аленичев подписал Зе Луиша из португальского клуба «Брага», и пара отлично сыгралась: Промес стал автором голевых передач для четырех из восьми голов, забитых кабовердинцем в Премьер-лиге. Аленичев после неудачного сезона наконец собрался с силами и, в подражание своему великому учителю Олегу Романцеву, начал безжалостно «резать мясо», создавая состав на долгосрочную перспективу.

Массимо Каррера принял бразды правления от Аленичева в самом начале сезона, после уже упомянутого унизительного поражения от АЕКа из Ларнаки. Антонио Конте был не единственным из тренерского штаба сборной Италии, кто этим летом нашел себе новое место: не такой раскрученный, но не менее эмоциональный и талантливый Каррера стал ассистентом Аленичева — его порекомендовал пригласить итальянский тренер вратарей Джанлука Риомми. Поначалу ему поручили исправить неудачную игру «Спартака» в обороне и стать наставником для молодых защитников, привлеченных Аленичевым к основе в конце сезона, но вскоре его влияние в команде возросло. В конце концов тренер, которого Филипп Папенков из «Спорт-Экспресса» назвал «самым важным трансфером лета», сменил на тренерском мостике своего начальника — давление на Аленичева становилось все сильнее.

Каррера, бывший либеро «Ювентуса» Марчелло Липпи в середине 90-х, сначала занимался в Тарасовке тренировками обороны. Каррера был честолюбивым, не всегда стабильным, но невероятно смелым и бескомпромиссным защитником, краеугольным камнем любой защитной линии, в которой ему доводилось играть, а за время тренерской карьеры превратился в гениального тактика. Каррера похож на своего наставника Антонио Конте не только национальностью: они оба перестроили «Ювентус» после скандала «Кальчополи» в 2006 году. Сам Каррера говорит, что не ожидал так быстро оказаться во главе команды, но за представившуюся возможность он ухватился обеими руками.

Ходили слухи, что после увольнения Аленичева в команду должен прийти Курбан Бердыев, но итальянец, демонстрировавший, как Конте, энергичность за бровкой и тактическое мастерство на поле, убедил Леонида Федуна довериться ему. После поражения от АЕКа «Спартак» выдал беспроигрышную серию из шести матчей, потеряв очки только в трудном матче с «Рубином». Команда заиграла в быстрый, атакующий, техничный и, что важнее всего, эмоциональный футбол. Последнее, конечно, может прозвучать странно для западной аудитории, но малоподвижное, почти отстраненное поведение Аленичева на скамейке злило и Федуна, и болельщиков «Спартака». Каррера, конечно, не русский, но его типично итальянский пылкий характер отлично сочетается с яростной целеустремленностью российских фанатов, и он лучше, чем любой другой иностранный тренер, понимает российский менталитет.

Баннер «Фратрии» на матче «Спартак» — «Амкар» в ноябре прошлого года.

Многие игроки в этом сезоне буквально из штанов выпрыгивают. Денис Глушаков, Артем Ребров, Фернандо, Роман Зобнин, Дмитрий Комбаров и Сальваторе Боккетти сейчас на пике спартаковской карьеры. Глушаков и Фернандо — возможно, сильнейшая пара центральных полузащитников во всем чемпионате, а Ребров, в отличие от посредственного прошлого сезона, играет впечатляюще. «Спартак», конечно, сейчас не настолько головокружительно атакующая команда, как во времена Романцева, но зато у него надежнейшая, почти непробиваемая оборона. Боккетти и Кутепов отлично играют и при схеме с тремя защитниками, и в более традиционной расстановке с четырьмя. Лишь ЦСКА, «Амкар» и «Ростов» пропустили меньше, чем «Спартак», а единственный вратарь, который, как и Ребров, отстоял в этом сезоне 10 матчей на ноль — Александр Селихов, — теперь тоже игрок «Спартака».

Каррера, как и его предшественник, активно задействует молодых талантливых игроков; Кутепов и Зобнин внесли большой вклад в лидерство «Спартака». Впрочем, самая важная черта, привнесенная Каррерой в «Спартак», — менталитет победителей. Сам Каррера за свою карьеру выиграл немало: Лигу чемпионов, Кубок УЕФА, Суперкубок УЕФА, скудетто, Кубок Италии и Суперкубок Италии как игрок, затем три скудетто и два Суперкубка Италии в качестве ассистента Конте.

Лидерство «Спартака», конечно, обусловлено не только ренессансом Аленичева и революцией Карреры. Леонид Федун располагает ресурсами крупнейшей российской нефтяной компании, «Лукойла». Благодаря этим ресурсам у «Спартака» сейчас едва ли не лучший в лиге набор легионеров: Промес, Зе Луиш, Фернандо, Ананидзе, Боккетти, Маурисио, Таски, новичок Луис Адриано. Несмотря на все это, у главных соперников, «Зенита», легионеры не хуже, а ресурсов даже больше, но сейчас, благодаря работе Массимо Карреры, они отстают от «Спартака» на 5 очков.

Каррера взял часть прочного фундамента, заложенного Дмитрием Аленичевым, и превратил его в команду, которая не просто может впервые за шестнадцать лет выиграть чемпионат страны; если Каррера останется, он вполне может создать новую спартаковскую династию. Аленичев, может быть, когда-нибудь возглавит сборную России, а Каррера только-только начал свой путь к тому, чтобы стать тренером мирового уровня.

Источник

Перевод: Алексей spektrowski, ProSM.club