8 мин.

Уменьшит ли новое «Правило 48» число травм

By Stu Hackel, nhl-red-light.si.com

На этой неделе, профсоюз игроков НХЛ (NHLPA) организовал небольшой гольф-пикник неподалеку от Торонто, наиболее лакомыми кусочками которого для прессы оказались комментарии исполнительного директора Дональда Фера относительно будущего трудового соглашения (CBA). Многие обратили внимание на ту мини-оргию долгосрочных контрактов, большая часть выплат по которым придется на ближайшие сезоны, что команды устроили на прошлой неделе, и которая может побудить некоторых владельцев потребовать перемен в ходе переговоров по будущему CBA. Учитывая тот факт, что команды, похоже, не в состоянии контролировать себя, когда дело касается расходов, эти предложения могут быть более суровы, чем та система, которую НХЛ получила после локаута 2004-05, и остается только гадать грядут ли новые неурядицы.

Заявления Фера должны были всех обнадежить. Он отверг возможность конфронтации с хозяевами клубов из-за сомнительных сделок и слишком высокой нижней границей зарплат, заставляющей небогатые команды тратить сверх их возможностей. И добавил: «Хоккеисты и болельщики прошли через это семь лет назад, владельцы добились чего хотели. Так что, надеюсь, это осталось в прошлом».

Надеемся он прав. Сложно предположить что предложат владельцы и как это будет воспринято, но сейчас игроки и их новый лидер, похоже не ожидают худшего. На вопрос — следует ли фанатам беспокоиться? Фер ответил: «Надеюсь, нет. Они быстро узнают если появится причина для беспокойства. А пока ее нет, я бы не волновался».

Ну что ж, последуем его совету и обратимся непосредственно к хоккею. Внимание привлекло еще одно интервью с этого гольф турнира, которое Майкл Ландсберг из TSN взял у нападающего Монреаля Майка Каммаллери (члена соревновательного комитета NHLPA). Разговор зашел об атаках в голову, ставшими, в прошедшем сезоне, объектом пристального внимания комитета. Ландсберг не спрашивал Каммалери о позиции NHLPA, его больше интересовал собственное мнение игрока Habs, и тот не стал обходить острые углы.

Отвечая на то, как далеко он готов зайти в вопросе ужесточения правил об умышленных атаках в голову, чтобы сделать игру безопаснее, Каммаллери заявил: «Достаточно далеко. Кода речь заходит о жесткости необходимой в игре, это важно, и я думаю вы согласитесь со мной. Давайте играть так жестко, как вы хотите. Если это приведет к переломанным рукам и ногам. Меня это устраивает. Я знаю, что это звучит немного резко. Но когда мы говорим о голове, нельзя быть безразличными, нас должно беспокоить то, что происходит с подобными травмами и мне хотелось бы избавиться от них».

Он продолжил: «Я думаю, сейчас, из-за возросшей скорости игры, существует определенная уязвимость игроков, несмотря на их готовность, которой не было в предыдущие годы».

«Есть ли оправдание атакам в голову?» — спросил Ландсберг.

«Это может произойти просто потому что, еще раз, скорости так высоки и определенный риск всегда будет иметь место», ответил Каммаллери, «но я думаю, что ответственность применяющего силовой прием должна быть выше, существуют способы провести его не нанося удар в голову».

Это заставляет вспомнить о, предложенных генеральными менеджерами, изменениях в правило 48, отправленных в соревновательный комитет, где их одобрили и в прошлом месяце передали в совет управляющих НХЛ. Они вступят в силу с нового сезона. Мы писали о потенциальных изменениях после встречи генеральных менеджеров в Бостоне в преддверии четвертой игры финала Кубка Стэнли и выразили беспокойство по поводу некоторых недостатков и неопределенности в том как правило будет формулироваться и фиксироваться. Теперь, когда оно принято, новая версия Правила 48 заслуживает более полного изучения и оценки.

Прежде всего, книга правил НХЛ до сих пор (15 июля) не обновлена и не отражает принятые изменения и никаких формулировок нового правила не опубликовано. Тем не менее мы знаем, что:

1). Оно отказывается от идеи, что нелегальными являются только силовые приемы проведенные со «слепой» стороны или сбоку. Этих слов не будет. Также оно будет действовать по всей площадке, а не только в определенных местах (не будет никакой «hitting zone» позади ворот), где удары в голову разрешены — то, что так удивляло в прошлом сезоне и не было записано в правилах, хотя судьи были проинструктированы именно так это интерпретировать. Теперь любой силовой прием нацеленный в голову или тот, в котором голова является частью контакта, станет нарушением правил.

2). В правило добавлен малый штраф, что даст судьям большую свободу в его применении. И, то о чем широко не говорилось, большой штраф за подобное нарушение будет заменен матч-штрафом, который — в теории — действует схожим образом: пять минут и удаление до конца. Такой прием будет рассматриваться как умышленная попытка нанесения травмы и, так как это матч-штраф, игрок будет автоматически отстранен до рассмотрения его дела лигой.

Эти изменения означают, что у судей появится выбор в наказании за контакт с головой, в зависимости от их взгляда на тяжесть нарушения и умысел нарушителя. Итак, к примеру, когда вы смотрите на атаку бостонца Дэна Пэйла на Рэймонда Саваду из Далласа, вы видите непосредственную попытку нанести удар в голову, и полное пренебрежение к другому игроку. В будущем сезоне это будет матч-штраф (Пэйл, кстати, был дисквалифицирован).

Но. прием, которым Дэн Бойл из Rangers уложил игрока Canadiens Ярослава Шпачека, где Бойл ударил сзади плечом в голову, был, как это увидела лига, проведен с иным намерением, чем прием Пэйла. В этом случае, шайба оказалась у Шпачека примерно в то же время что и Бойл, который пытался завладеть ею. Теперь это скорее попадет в категорию малого штрафа. (Бойл не понес наказания, не был дисквалифицирован или оштрафован, что наверное оправдано, учитывая то, что лига понимала под хитами со «слепой» стороны).

Подобное разграничение может стать обоюдоострым мечом. С одной стороны, существует разница в умысле и тяжести различных нарушений и наличие большого и малого штрафа принимает это во внимание. Наказание за то, что раньше не считалось нарушением должно повлиять на поведение игроков. С другой стороны, новая версия провоцирует беспокойство, что судьи будут склоняться к более мягком малому штрафу в качестве наказания. Мы не видим чтобы в НХЛ выносилось большое количество матч-штрафов. Осталось взглянуть как это будет в новом сезоне, чтобы понять насколько это беспокойство оправдано.

3). Судьи все еще будут иметь право не фиксировать нарушение, если они считают, что контакт с головой был случайным, если скорость игры сделала столкновение неизбежным, и/или если игрок сам поставил себя в уязвимое положение. Это то, что меньше всего понравится Каммаллери и тем кто хочет возложить все бремя ответственности на инициатора столкновения. Наиболее известный пример случайного контакта из-за возросшей скорости игры — январский хит Дэвида Стекела против Сидни Кросби, который вывел капитана Питсбурга из строя до конца сезона. Различные мнения по этому поводу не менее известны, но если судьи решат, как они поступили в этом случае, что контакт был случайным, не будет не штрафа в игре, не последующего наказания.

Лучший пример игрока, поставившего себя в уязвимую ситуацию — и это тоже было весьма обсуждаемым — должно быть Маркус Нэслунд, против которого провел свой «знаменитый» силовой прием Стив Мур, вызвав ответную атаку Тодда Бертуцци.

Свистка не последовало, было определено, что Нэслунд сам поставил себя под удар Мура. Вспомните, это случилось до локаута, до эпидемии сотрясений, даже до эпизода Мур — Бертуцци, так что с тех пор многое изменилось. Возможно теперь Мур был бы наказан более бдительными судьями за то, что не пытался отнять шайбу, а атаковал Нэслунда, целясь в голову. Все происходит слишком быстро, и скорость игры всегда будет фактором, который судьи будут учитывать, принимая решение в подобных моментах. Но, в любом случай, это показывает как игрок может оказаться в таком положении и правила позволят проводить такого рода силовые приемы.

Вот еще один, Дуг Уэйт из Islanders против Брэндона Саттера (Hurricanes).

Игрок тянется за шайбой и получает плечом в голову. Здесь все зависит от того как арбитр ответит на вопрос: был ли шанс у Уэйта избежать столкновения? Если был, то это нарушение — атака Саттера в голову. Осталось только решить, что выписать малый или матч-штраф.

И есть случаи, когда игрок катится через среднюю зону опустив голову, сделав себя уязвимым, и получает умышленный удар от соперника, который вместо этого мог атаковать его в плечо или в грудь. Когда Каммаллери говорит, что «ответственность применяющего силовой прием должна быть выше, существуют способы провести его не нанося удар в голову», это один из тех примеров. Некоторые, впрочем, полагают, что судьи могут считать такие хиты легальными.

4). В НХЛ существует убеждение, что те, кто зарабатывает матч-штрафы (и те что получают двухминутные удаления, только для того, чтобы позже их признали заслуживающими более сурового наказания) должны столкнуться с более строгим отношением, когда дело касается дополнительного наказания. Если природа нарушения слишком вызывающая, то, что раньше грозило двумя матчами дисквалификации, теперь обернется шестью, восемью или десятью, в попытке НХЛ избавится от подобного рода хитов. А многократные нарушители получат действительно много. В отношении других аспектов новой эры, надо подождать и посмотреть как это заработает, но настроение и намерения уже озвучены.

Поучительно подумать о том как далеко продвинулась лига, с репутацией недостаточно быстро реагирующей на проблемы, за относительно непродолжительное время. Например, в феврале 2007 года, Крис Друри был атакован со «слепой» стороны Крисом Нилом, и, согласно правилам, в этом не было ничего противозаконного. Просто плечом в голову — старый добрый жесткий хоккей. В октябре 2009, после точно того же в исполнении Майка Ричардса против Дэвида Бута, мнение генеральных менеджеров абсолютно поменялось, и, после долгих лет разговоров о сотрясениях и атаках в голову, была принята первая версия Правила 48, которая вступила силу в прошлом сезоне. Это была полумера, но движение началось. Сейчас, 20 месяцев спустя, его определенно укрепили. Остаются вопросы о том, как оно может сработать, но, после года действия, увидеть недостатки и исправить их — свидетельство того, что многое действительно изменилось.

Для тех, кто жаждал более жесткого запрета атак в голову, действия НХЛ, должно быть укладываются в логику описанную древнегреческим философом Аристотелем — стрела летит половину пути до цели, затем половину оставшегося расстояния, вновь половину оставшегося расстояния, и так никогда и не долетает.

Тем не менее, какую логику не применяй, игра движется в новом направлении и, во времена когда безопасность игроков выходит на первое место, это имеет значение. Для НХЛ же важно сохранить баланс между безопасностью и нашим эксцентричным, романтическим представлении о старом добром хоккее.

P. S. Оригинал статьи.

P. P. S. Не забудьте добавить блог «Полный Порядок» в ленту