8 мин.

Очень странные вещи. Как адвокат из США превращает Венецию в суперклуб

О том, как Джо Такопина и Филиппо Индзаги ведут Венецию к успеху.

«Если мне позвонят из Белого Дома в субботу и скажут: «Президента арестовали на Таймс-Сквер, и он хочет, чтобы ты его представлял», я отправлю их к своему помощнику».

У одного из самых успешных адвокатов Нью-Йорка Джо Такопины и его жены Таш было правило — выходные он посвящает семье. Но правило пришлось нарушить, когда в жизни Джо появился большой футбол.

Теперь он разрывается между США и Италией, а уикенды проводит с семьей только в том случае, если его Венеция играет в гостях. Пропускать домашние матчи — моветон. И вовсе не потому, что хочется послушать скандирование трибун, в унисон произносящих его фамилию.

В 80-х уроженец Бостона Джо Такопина решил, что не хочет становиться профессиональным спортсменом. В Колледже он был капитаном хоккейной и бейсбольной команд, на него приезжали смотреть скауты Айлендерс, но студент уже определился, выбрав профессию криминального адвоката.

Через несколько лет Джо проводил ночи пятниц и суббот в гардеробе клуба в Вестопорте, Коннектикут, работая за чаевые. Ему нужны были деньги на подгузники для первого ребенка, а постоянной работы не было — начать собственную практику молодому сотруднику офиса прокурора Бруклина оказалось не так уж и просто. «Я складывал дела в коморку, пытался заниматься ими, в промежутках между тем, как посетители швыряли мне свои шубы и жалкие доллары. Мне хотелось просто послать их подальше».

Сейчас Такопина владеет виллой в Вестпорте, в подвале которой расположен каток. Он ездит на самых дорогих машинах, носит самую дорогую одежду, часы ему дарит бывший министр внутренних дел Ирака, а среди клиентов: менеджер Майкла Джексона и Рик Хилтон. Журнал GQ посвящает ему огромный материал с заголовком «1-800-СПАСИ-МОЮ-ЗАДНИЦУ». Когда у известных людей проблемы, они звонят не Солу, а Джо. Впрочем, в последнее время телефон часто бывает занят — это Такопина общается с Филиппо Индзаги.

«Я не собирался серьезно заниматься футболом, — рассказывает Джо. — В Риме родился мой отец, и как-то я пошел на матч на Олимпико. Сложно передать, что я почувствовал. Со мной такого не было никогда — Супербоул и рядом не стоял. Но я был просто болельщиком, пока не понял, какие возможности упускают те, кто руководит футболом в Италии».

Однажды Джо привел на игру своих пятерых детей и понял, что купить для них футболки Ромы является практически невыполнимой задачей. «Мне понадобилась карта, чтобы найти единственную точку, да и там мы не смогли подобрать нужные размеры. Я подумал: «Ребята, это полный отстой. Вы теряете столько денег!»

Через некоторые время он свел боссов Ромы с американским бизнесменом Томасом Ди Бенедетто, а сам занял должность вице-президента клуба. В 2014-м — уже после того, как джаллоросси купил Джеймс Палотта — перебрался в Болонью, где сел в президентское кресло. Фелсинеи в первом же сезоне при Такопине поднялись в Серию А, а американец утверждал, что покинет клуб «только в гробу», но и тут не срослось. Почему? Джо не может рассказать — подписал контракт о неразглашении. В любом случае: и Рома, и Болонья чувствовали себя куда лучше, когда он уходил, чем когда приходил.

Ровно то же можно сказать и о Венеции. Дела с появлением «самого привлекательного юриста США» пошли в гору, а сам Такопина поднимает планку очень высоко. «Мы сделаем Венецию одной из самых важных команд Италии и Европы».

В 2011-м нечто подобное уже обещал российский олигарх Юрий Кораблин. При нем Венеция дважды повышалась в классе, а в 2014-м году президент приобрел землю под постройку нового стадиона. Проект был одобрен, но мэр города Джорджо Орсони вскоре был арестован в ходе коррупционного расследования, и Кораблину надоело ждать. Он выставил клуб на продажу, а когда покупателя не нашлось, просто ушел. Венеция обанкротилась в третий раз за десять лет.

«Парень из России оставил гондолу без гондольера, — говорит пришедший на помощь Джо. — Я узнал об этом и был в недоумении: «У вас самый красивый город в мире, самый уникальный. У вас 25-30 миллионов туристов каждый день!» Я начал думать о потенциале футбольной Венеции. Представил, что будет, если эффективно объединить кальчо и главный город-достопримечательность Италии».

Такопина не стал спасать клуб от банкротства, а полностью перезапустил его. С нового герба Венеции грозно смотрит лев, показывающий клыки («Он говорит нашим врагам: «Убирайтесь прочь, не то мы убьем вас»), а абонементу на матчи команды сопутствуют не только подписанный тренером шарф и личное письмо от президента, но и скидка на посещение музеев и магазинов. «Если мы получим хотя бы один процент от дохода, который приносят городу туристы, то это будет более 20 миллионов евро в год», — говорит Джо.

Новая Венеция ориентирована на приезжих, и президент не стесняется этого. «У клуба никогда не было самой большой фан-базы в мире, но в этот город постоянно приезжают люди, которым нужны сувениры. Для чего покупать очередную дурацкую футболку «Я люблю Венецию», если можно купить стильную майку от Nike, на которой тоже будет название города?».

Стадион Пьерлуджи Пеццо, с трех сторон окруженный каналами, — старая, холодная и отжившая свое конструкция, вмещающая 7,5 тысяч зрителей, которые ни при каких условиях не чувствуют себя комфортно. До арены тяжело добираться, она требует капитального ремонта, но напоминает о лучших временах. В 1941-м команда, игравшая здесь, брала Кубок Италии и становилась третьей в Серии А. Следующего успеха пришлось ждать более 50 лет. В период с 1999-го по 2002-й Львы провели два сезона в элите, но затем Маурицио Дзампарини продал клуб, и все вернулось на круги своя. Фотография празднования повышения в классе по окончании сезона 1998/99 висит в рамке в офисе Такопины. «Как напоминание о том, что нас ждет».

Джо, как и его предшественник, добивается постройки новой арены, недалеко от стадиона имени Марко Поло. По словам президента, стадион вместимостью около 25 тысяч будет готов уже к 2019 году — звучит неправдоподобно, но энтузиазму Такопины верят. Никого не обижает даже то, что 40% билетов он собирается продавать туристам. «Венеция всегда славилась открытой культурой, — говорит Паоло Поджи, посол клуба, сделавший себе имя в Удинезе и выступавший за Рому в начале нулевых. — Мы привыкли встречать гостей. Мы хотим, чтобы они приезжали. Мы рады, что им интересно, как мы живем».

Летом 2015-го, когда Такопина пришел в Венецию, в составе не было ни одного футболиста, а в клубе – ни одного работника. Первым его назначением стал Джорджо Перинетти — бывший спортивный директор Наполи, Ромы и Ювентуса. Перинетти отошел от дел после смерти жены, но, оплакав свою потерю, был готов вернуться в игру. «Джо излучает энтузиазм. Я узнал, что начинать придется с Серии D, любительского уровня, и был очень заинтригован. Я выиграл все возможные лиги: на молодежном и профессиональном уровне. Но я никогда не побеждал с аматорами».

За неделю Перинетти укомплектовал команду — нашелся 21 футболист, который готов был играть за Венецию. Единственный из тех, кто вернулся — Франческо Чернуто — говорит, что одной из главных причин было присутствие в клубе Джорджо. Такопину никто не знал, а вот менеджер, который работал с Марадоной, вселял уверенность.

Венеция вышла в Лигу Про с первой попытки. Прошлым летом к ней присоединился бывший защитник Удинезе и Наполи Маурицио Домицци и нападающий Алешандре Гейхо, поигравший в Уотфорде и Гранаде. Но главным трансфером стал тренер.

«Бассано сыграл 2:2 с Форли. А Анкона забила Падове, да? Значит, мы опережаем их на два очка…» Филиппо Индзаги, на борту маленькой деревянной лодки, которые в Венеции используются в качестве такси, внимательно следит за результатами матчей третьего дивизиона. Он не выпускает из рук телефон, он полностью поглощен процессом.

«Мне нужно было начать сначала, — говорит бывший тренер Милана, который взял годичную паузу, прежде чем возглавить Венецию. — Дивизион меня не интересовал. Я хотел найти проект, в котором мне будет интересно работать. У меня были разные предложения: из Китая, из высших дивизионов. Но я не смотрел на деньги. Я хотел попасть туда, где буду делать что-то важное».

Теперь на тренировки Венеции периодически заглядывают китайцы в футболках Милана, а команда идет на первом месте в своей группе Лиги Про, опережая Падову на шесть очков. Это гарантирует Львам прямую путевку в Серию Б, а, по словам Такопины, уже через год они будут выступать в элите.

«Для меня тренировать Венецию — то же самое, что тренировать Милан. Ничего не изменилось. Любая работа — моя Лига чемпионов. Я отдаюсь ей весь», — рассказывает Пиппо.

Известного американского адвоката узнают на улицах Венеции и радостно с ним здороваются.

Бывший спортивный директор трех итальянских грандов добровольно идет работать в любительский клуб.

Автор 46 голов в Лиге чемпионов, двукратный победитель турнира, чемпион мира всерьез переживает из-за того, как сыграют Сантарканджело и Самбенедеттезе.

В Венеции происходят очень странные вещи.

 

Источник: Sport Arena