8 мин.

Интригующе и захватывающе: программы Мао Асады этого сезона

Меня нередко спрашивают: о чем это? Зачем?

А уж сколько было комментариев в духе: странная и вычурная программа, слишком необычно, да и Мао не идет. Какая зубодробительная музыка, от которой тронешься умом. Такой артхаус не для каждого, верните прежнюю Мао! Музыка должна быть простой и понятной, должна помогать фигуристу «вытягивать» программу, а не наоборот. И тому подобное.

Конечно, было и много позитивных, воодушевленных откликов. Можно даже сказать, что их было большинство. В числе таких людей и ваш покорный слуга. Но давайте все же разберемся, что хотели показать нам Мао и ее хореограф Лори Николь в двухактном спектакле под харизматичную музыку де Фальи.

Почти три года назад, ровно после проката ПП Мао в Сочи, я наткнулась на одну румынскую журналистку Florentina Tone , которая пишет для InsideSkating. Меня по-настоящему захватило ее умение донести до зрителя впечатления о прокатах, о фигуристах, о том, что ей большего всего западает в душу. В таком, знаете, художественном жанре с эпитетами и сравнениями. Для нашей журналистики это, к слову, редкость. 

Так вот, пару недель назад, после соревнований Finlandia Trophy, Флорентина написала отличную статью о программах Мао. Здесь все, начиная от истории создания композиции, заканчивая размышлениями на тему самих программ. Надеюсь, кому-то эта статья придется по душе, также как и мне. А кому-то поможет глубже разобраться в сюжетных линиях и воспринимать в дальнейшем все немного иначе.

Оригинал взят отсюда - http://www.insideskating.net/2016/10/18/events/intriguing-and-addictive-mao-asadas-programs-for-this-season

Интригующе и захватывающе: программы Мао Асады этого сезона

С заключительной позы в короткой программе начинается ее произвольная

В первые пару секунд вы слышите только щелчки камер и фортепиано. И видите вихрь перьев черного платья, улетающий вместе с вашим вниманием. Словно постер Альфонса Муха (Alphonse Mucha) или украшения в стиле модерн, со всеми оттенками, нюансами и деталями. Новая короткая программа Мао Асады звучит шедеврально от начала и до конца, и ее можно сравнить только с замысловатой произвольной. Обе поставлены хореографом Лори Николь и обе под музыку Мануэля де Фалья «Ритуальный танец огня». С заключительной позы в короткой программе начинается ее произвольная: таинственная черная птица в первой части и пламенная молодая девушка во второй. Это сильная интригующая история на льду, которая раздвигает границы артистизма в спорте и максимально подчеркивает чувственность и мастерство Мао Асады. 

На пресс-конференции в Эспоо, сразу же после проката короткой программы, Мао в двух словах, тихим голосом рассказала о своих программах: «В моей короткой и произвольной программах одна музыка; в короткой я выступаю в образе черной таинственной птицы, а завтра я превращусь в молодую девушку». Однако, это не единственная разница: в короткой программе играет фортепианный вариант «Ритуального танца огня» Мануэля де Фальи в исполнении Артура Рубинштейна, тогда как в произвольной используется оркестровый вариант этого же музыкального отрывка. Вероятно, Мао понравились обе части, которые предложила Лори Николь, и она просто не смогла сделать выбор. И сейчас, из-за этой внутренней нерешительности Мао и ее симпатии к обеим версиям, перед нами большая история в двух частях. Нечто подобное в последние годы делал только Денис Тен, выбрав музыку из фильма «Артист» для своей короткой и произвольной программ в сезоне 2012-2013, постановщиком которых также была Лори Николь.

Танец огня

Мы должны согласиться с Мао Асадой - «Ритуальный танец огня» Мануэля де Фальи, несомненно, привлекательный. Это хорошо известный акт из балета El Amor Brujo «Любовь-волшебница» (в англ. варианте Spelbound Love), написанный в 1915 году под влиянием музыкального стиля фламенко и лично самой Пасторой Империо (Pastora Imperio), известной танцовщицей фламенко начала 20-го века. Пастора даже сыграла главную роль в мировой премьере 15 апреля 1915 года в театре Лара в Мадриде, танцуя оригинальную версию под названием «Gitanería» , включающую настоящий цыганский фольклор и некоторые другие части, которые позже были удалены. Спустя день после премьеры, мадридское издание “La Tribuna” опубликовало рецензию, состоящую из позитивных и негативных отзывов. Для Томаса Борраса (известного журналиста) это была “музыка странного звучания, из грубых диссонансов”, в то время как другой человек из аудитории отметил “насыщенность и горячую кровь, циркулирующую в андалузском сердце, словно в венах красивого тела, по всей партитуре”. По прошествии нескольких лет Мануэль де Фалья несколько раз вносил изменения, подготовив аранжировки некоторых главных сцен танцев для оркестровой версии и для фортепиано, дабы представить заключительную версию балета в Париже в 1925 году. На сегодняшний день это самая известная часть его работы.

«Ритуальный танец огня» - квинтэссенция всего балета, сюжет которого очень прост: андалузская цыганка по имели Кандела находит новую любовь, но ее преследует призрак умершего мужа. Чтобы избавиться от призрака мужа, ей нужно колдовство. Поэтому ночью все цыгане делают большой круг вокруг костра, в то время как Кандела исполняет таинственный ритуальный танец, призрак будет следовать огню и танцу и, вскоре после, со всеми женщинами и их платьями, кружащимися все быстрее и быстрее, он будет вовлечен в огонь, исчезая навсегда. В своем красивом красном платье, с вышивкой, напоминающей огонь, Мао Асада - Кандела, молодая андалузская девушка, в произвольной программе нового сезона, со своим обольстительным, кокетливым танцем на пути вернуть себе свободу.

Таинственная черная птица

После показа своей «черной» дерзкой короткой программы на шоу в Японии “The Ice” этим летом, Мао Асада была готова представить полную историю на турнире Finlandia Trophy в Эспоо;  но в день произвольной программы она нервничала сильнее, чем обычно, как она рассказала позже на пресс-конференции: «Сегодня я впервые исполнила свою произвольную программу и все было не совсем так, как хотелось. Я была более взволнована, чем вчера, во время исполнения короткой программы. Короткую программу я уже катала на шоу. Мое следующее соревнование – Skate America, и я хочу исправить ошибки в тех элементах, которые не получились здесь, чтобы они были лучше и лучше с каждым соревнованием, предшествующим Чемпионату Мира». За день до этого она уже говорила, что хотела бы добавить более сложные прыжки в свою короткую программу. Безусловно, среди прочего, она имела в виду свой фирменный тройной аксель, который не был исполнен здесь в Финляндии.

С дебюта Мао во взрослой серии Гран-при прошло 11 лет. За это время она успела выиграть серебряную медаль Олимпиады, пять медалей Чемпионата Мира, шесть медалей Чемпионата Четырех Континентов и 23 медали серии Гран-при. Мао Асада все еще стремится совершенствоваться, и это говорит многое о ней самой и ее силе духа. «Она все еще здесь, на соревнованиях, потому что поняла, что ей было необходимо фигурное катание», - так сама она себя охарактеризовала в прошлом году. Мао Асада – неотъемлемая часть фигурного катания. Как и такие прекрасные фигуристы, как Каролина Костнер, Тесса Вирчу и Скотт Мойр, которым ничего не нужно доказывать, но которые все еще с нами ради любви к этому спорту. С годами их катание приобрело зрелость, осознанность, изысканность и чувство понимания музыки, которым они не обладали в полной мере, когда были юными. И их присутствие на льду – большое счастье для всех поклонников, и возможно это будет самой яркой историей пре-олимпийского сезона.

Музыка течет сквозь ее обольстительные руки

Музыка течет сквозь ее пленительные руки

Для самой Мао Асады этот сет из двух программ может стать джекпотом: в короткой мы видим сочетание тревожности и спокойствия, продолжительных нот и быстрого музыкального темпа, захватывающего внимание окружающих. Заключительная часть программы и великолепная дорожка шагов создают неповторимое ощущение ожидания продолжения действия в произвольной. И правда в том, что с годами выразительность Мао на льду стала настолько сложной и текучей, что почти любой другой фигурист выглядит новичком; за некоторым исключением, конечно же. Нет ни одного движения, которое было бы неуместно, ничего не выглядит искусственным или прерванным. Просто музыка, которая течет сквозь ее пленительные руки. И если бы я выбирала момент произвольной программы, а мысленно я уже поделила ее на три части - напряженность, затишье перед бурей и страстный танец – то я бы выбрала вторую (“Pantomima”) с успокаивающими звуками виолончели, показывающими мягкость ее скольжения. Она – артист до кончиков пальцев. И в случае с Мао это не просто образное выражение.

Касательно оценок, Мао Асада стала второй на Finlandia Trophy после Кейтлин Осмонд из Канады и, в основном, это случилось из-за скромного прыжкового контента, но также и из-за скромности судей в выставлении оценок за компоненты. Конечно, это только начало сезона. Контент и сама атмосфера программ со временем и в течение выступлений будут меняться. Но даже для такого раннего этапа 6-ки от одного судьи во всех компонентах -  Skating Skills/Transitions/Performance/Composition/Interpretation of the Music - выглядят совершенно неуместными. Все же, по сумме оценка за компоненты у Мао Асады в короткой и произвольной оказалась самая высокая, но она должна быть выше в течении сезона. Иначе это будет выглядеть так, что только те, кто давно смотрит фигурное катание, понимают и ценят артистизм Мао, ее чувство музыки и ее программы.