8 мин.

Российскому футболу нужны «Фермы»

У меня есть стойкое ощущение, что мы находимся в тупике с нашей моделью развития футбола в стране. И выход из него только один – (начать с начала) всерьез заняться детским, юношеским и молодежным футболом.

Европа и шоколадные фабрики

Все современные концепции подготовки юных футболистов начинались с «Аякса» и его академии «Де Тукомст». Дэвид Эндт, менеджер первой команды «Аякса» говорил: «Вы можете видеть, что мы делаем, но вы не сможете это повторить». Однако в «Барселоне» не только повторили, но и, похоже, превзошли. Там уверены, что сегодняшний успех команды обязан приверженности развития своей футбольной академии «Ла Масия» на протяжении последних 20 лет. Модель «Аякса» «Барселона» переняла в начале 1990-х, когда команду возглавлял Йохан Кройфф. В 2010 г. восемь игроков «Барселоны» в составе сборной Испании стали чемпионами мира в ЮАР. Шесть из них – воспитанники «Ла Масия». И именно «Ферма» сегодня считается самой продуктивной академией в мире.

Ключевую роль академиям в успехах не только сборных, но и клубов отводит целый ряд европейских грандов.

Для понимания глубины процесса массового производства элитных игроков в Европе посмотрим на общие принципы идеологии практик в академиях клубов Испании, Германии, Голландии:

  • Развитие в детско-юношеском футболе определяется не количеством тренировочных часов и турнирных игр, а созданием специальной среды, раскрывающей таланты.

  • В основе философии - постоянное совершенствование программы обучения и единение юных игроков с главной командой клуба. Для преемственности стиля кадровый фокус в академиях делается на своих воспитанниках и при этом - на омоложении и развитии персонала.

  • Ключевая функция тренера – упрощать понимание игры футболистом, помогать осознавать правильность его действий на поле и самостоятельно принимать верные игровые решения (концепция «тренер для игроков, а не игроки для тренера»). За время обучения игрока ведут 10-12 тренеров (каждый – свой возраст).

  • Основные акценты в тренировках - на тактике, работе с мячом и скорости. В конечном счете, футболист, покидая академию, должен в равной степени быть подготовленным физически, тактически и технически. Тактике юных футболистов начинают обучать с 10-11 лет на примере главной команды.

  • Используются гибкие графики игр, при которых команды могут подбирать соперников по своей силе для более эффективного развития (»лучшие против лучших»).

  • Применяется персонифицированный подход к воспитанникам, включая, индивидуальные занятия с тренером для старших возрастов (в Аяксе, Байере, Барселоне, Реале)

  • В Голландии и Германии действует система «ранжирования звезд», при которой клубы с более высоким рейтингом могут забирать игроков из клубов рейтингом ниже за определенную компенсацию. Многие клубы отбирают себе игроков в течение тренировочных недель несколько раз в году. Такой подход позволяет лучшим академиям работать с лучшими игроками.

  • Клубы открыты для заимствования различных методов обучения на всех уровнях для всех возрастных групп, проводятся мастер классы для игроков и тренеров. Развита целая система «линков» (связей) между клубами/академиями и их сообществами для обмена опытом и игроками.

  • С самого начала обучения с воспитанниками работают тренеры по физической подготовке, медики, диетологи, психологи. Юные футболисты получают лучшее общее образование, которое возможно для их сверстников за пределами академии. Преподаватели сосредоточены на том, чтобы их воспитанники покидали академию развитыми, образованными, социализированными, элементарно порядочными.

  • Для просмотра и привлечения талантов используется разветвленная сеть скаутов. В Аяксе – порядка 70- 80 скаутов (штатных и волонтеров).

В результате применения такого подхода в академиях Европы достигли колоссальных результатов в воспитании футболистов топ уровня. При этом население каждой из стран на порядок меньше населения России.

Взгляд с Туманного Альбиона

В Англии давно подумывают перенимать «континентальный» опыт. Шпионов засылают и специалистов заказывают. Но пока не сильно продвинулись в этом направлении. Наставник «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсон призвал к радикальному пересмотру существующей системы юношеских футбольных академий для сокращения той пропасти, которая отделяет английские клубы от «Барселоны». Так в чем принципиальные отличия британских методов обучения? В детском футболе при отборе игроков акцент делается на силу и габариты. Техникой и тактикой начинают заниматься значительно позднее, чем в ЕС, в некоторых академиях - только с 15 лет. Основной упор с 13-14 лет – на участие в турнирных играх. Нормальное кол-во тренировочных часов (не включают игры) – 2000-3000 в период с 9 до 19 лет (в ЕС этот показатель значительно выше, и может составлять 8000-10000). Персонал в академиях с годами почти не меняется. Общему обучению и воспитанию игроков уделяется мало внимания. Клубы АПЛ выделяют на свои академии меньше средств, хотя их бюджеты зачастую в несколько раз выше, чем у большинства европейских клубов. При необходимости сократить бюджет данная статья расходов попадает на первое место. Между тем, пресловутое отставание от «Барселоны» англичане скорее видят именно в увеличении количества тренировочных часов. АПЛ при активном участии менеджеров «МЮ» и «Челси» создала «План по развитию элитных игроков», ключевым аспектом которого и является увеличение этих самых часов. Несмотря на это, ограничение на полтора часа в неделю на практические занятия остается в силе. Но англичане не унывают. Стив Боулд, тренер молодежной команды Арсенала: «Впереди очередные 10 лет и мы должны смотреть в будущее с надеждой. Англия может стать продолжательницей дела Испании и подарить истории россыпь талантливых игроков. Честно говоря, я не вижу причин, которые могли бы этому помешать».

Велика талантами земля русская (жаль, приехать не смогли)

Дети бегают по полю, в небо мячики пускают. Тренер: «Будем мы сильней в отборе, так возьмем модель Аякса!..» Про какую модель речь? В академии «Аякса» тактике 10 лет учат в классах, на поле, при живом просмотре матчей и мастер классах с легендами клуба. У нас же все примерно как в Англии, только не так: нет ни такой инфраструктуры, ни зарплат и квалификации тренеров, ни современных технологий обучения, ни методических материалов, ни реального обмена опытом. Зато есть множество турнирных матчей. В большинстве географических зон, где проводятся турниры, уровни команд слишком разные. Есть один - два явных лидера в каждой. Причем, лидер в своей зоне при переходе в другую зону может стать аутсайдером. Есть преобладание двусторонок над прочими занятиями на тренировках. То, что я лично наблюдал в детском футболе, совсем не походило на фабрику по раскрытию талантов. Это - мое субъективное мнение, которое, к тому же, не относится к академиям топ клубов. Да, нас есть несколько хорошо известных внутри страны академий. Мы начинаем потихоньку строить новые, модернизировать старые, привлекать к работе известных специалистов из «Аякса», «ПСВ», «Эспаньола». Но пока это больше похоже на пробы бизнеса и штучный товар без четкой стратегии развития. Общая же программа подготовки для детских футбольных школ в стране не обновлялась с 1995 года. В 2006 году Виталий Мутко, если помните, призвал всех строить футбольные академии. Говорил, что надо их нам не меньше двухсот, и призваны они стать «локомотивом», который потащит вперед детско-юношеский футбол по всей стране. Но сам начал с «Зенита», на нем же и закончил. А год назад РФПЛ и вовсе сообщила клубам о намерении РФС отменить положение «Регламента по статусу и переходам футболистов» о выплате компенсаций за трансферы игроков, не достигших 23-летнего возраста. Не сообщив, при этом, на чем будут зарабатывать академии. Необходимо отметить, что у нас в полный рост стоит и другая проблема – потенциально перспективные молодые игроки, которых выпускают у нас лучшие школы «Спартака», «Зенита», «Локомотива», «ЦСКА», «Динамо», Академии им. Коноплева почти не попадают в основной состав клубов.

Совершенно очевидно, что между нами и Европой пролегла пропасть. И чем больше мы будем взрывать мировой трансферный рынок, тем она - увеличиваться. Они пренебрежительно говорят «княгиня Ольга» и «миллиардер Керимов» вместо «Локомотив» и «Анжи», крутят у виска и либо цену поднимают до небес, либо письма в газеты выкладывают. А мы с адской настойчивостью продолжаем по кругу поднимать стоимость всех подряд потенциальных легионеров. И путь этот в перспективе (без производства своих футболистов) попросту в никуда с точки зрения развития национальных команд и усиления чемпионата. Про чемпионат, правда, мысль менее очевидная.

Так что делать в нашей ситуации?

Предлагаю сразу перейти к рассмотрению радикальных мер. Вот один из вариантов:

1. Добиться прозрачной финансовой отчетности и поведения клубов согласно правилам «честной игры». Затея не блещет новизной, но для следующего пункта необходима.

2.Обязать клубы РФПЛ и ФНЛ по итогам сезона тратить на футбольные академии не менее 7% своего годового бюджета. Контролировать бюджеты футбольных академий, в которые направляются эти средства. Создать рейтинг всех футбольных академий на основе эффективности их работы, развитости инфраструктуры, методов обучения, использования передовых технологий. Создать фонд, в который войдут 20% консолидированных отчислений на развитие академий. Деньги фонда распределять между 5 лучшими академиями в соответствии с изменениями в их рейтинге.

3. Переработать «Регламент РФС по статусу и переходам футболистов», в частности, «механизм солидарности», согласно которому 5% от суммы каждого трансферта игрока возвращается на счет клуба, в котором он тренировался (как именно - описывать здесь не буду). Снять ограничение на переходы несовершеннолетних футболистов до 16 лет.

4. Добиться решения проблемы стимулирования работы тренеров бюджетных спортивных школ на федеральном уровне.

5. Разобраться с принципами и методологией обучения в тренерской школе. Создать теоретическую базу и программу для детских тренеров. Выпустить современные методические пособия с иллюстрацией лучших методик обучения в академиях.

6. Изменить принцип проведения турниров для детских, юношеских и молодежных команд.

7. Пустить часть дохода РФС на стимулирование эффективности и развития региональных школ и выпуск современных методических материалов.

8. Поменять структуру вознаграждения и ввести потолок базовых ставок молодых российских игроков в клубах.

Понятно, что цифры в пункте 2 примерные. И само предложение по «кассе» - неоднозначное. Но надо думать, ставить вопросы и навязывать их обсуждение. Коль скоро РФС этим заниматься, мягко говоря, не торопится.

Сама схема перераспределения бюджетов в текущей ситуации выглядит логичной. Что такое 50-70 млн на круг для клубов РФПЛ? Это стоимость нескольких легионеров. Или просто стоимость переплаты за них. Мы так задираем цены на легионеров и их зарплаты по всему миру, что становится абсолютно ясно - деньги у клубов откуда-то, но есть. Так почему не потратить часть бюджета на подготовку своих собственных игроков? Тем более, что это – не благотворительность, а вложение в потенциальную статью дохода. Что вообще у нас с развитием доходных статей? Почему расходы на трансферы и зарплаты, в среднем, по-прежнему близки к 100% бюджетов, а в Украине они порядка 50%? Почему мы никак не научимся нормально зарабатывать на рекламе, клубной атрибутике, билетах на стадион? Слишком много риторических вопросов. Если, при всем этом, у клубов такие амбиции и средства, значит, они вполне могут потратиться и на развитие академий.