3 мин.

Россия получила 4, потому что попробовала играть с топом открыто. Это что-то новое: на ЧМ мы были другими

После Бельгии Станислав Черчесов объяснил разгромное поражение стилем.

«Не хотели сидеть в обороне, потому что надо было выигрывать 2:0. Плюс очень хотели с такой командой сыграть на встречных курсах, чтобы понять, что мы из себя представляем. После ЧМ спрашивали, почему мы встали с Испанией, не выбегали.

Тогда критиковали, теперь критикуют, что много атакуем. Если бы была другая турнирная ситуация, возможно, была бы другая тактика. Бельгия нашими ошибками воспользовалась. По статистике мы у их ворот были намного чаще, а извлекли из этого намного меньше. Уровень их мастерства позволял выбегать в зоны и забивать», – сказал тренер.

В этих словах есть два важных тезиса:

• По статистике были у ворот намного чаще.

• Играли на встречных курсах

Проверяем с помощью Opta. Мяч действительно больше находился у бельгийских ворот, чем у российских – и значительно (32% против 15%). Общее владение – 53 на 47.

Но эти данные могут ввести в заблуждение: ведь в них входят и действия бельгийцев у своих ворот (например, в начальной стадии позиционных атак). Поэтому подключаем тепловые карты – они как раз обозначают активность каждой из команд.

Карта действий России (ворота Гильерме слева, Куртуа – справа).

Карта действий Бельгии (расположение ворот то же).

Таким образом, по первому тезису Черчесов прав.

Со вторым еще проще: смотрим на базовые показатели: владение мячом – 53%на 47%, удары – 12:1, удары из штрафной – 8:7.

Вывод: второй тезис тоже верный.

И что?

Главный смысл слов Черчесова: Россия пока не может тягаться с топ-командами в открытом футболе. Матч с Бельгией это ярко доказывает. Три гола из четырех прилетели после того, как бельгийцы на скорости заполнили пустые зоны в обороне соперника. Особенно ярким получился третий мяч.

Возможно, это у многих стерлось из памяти, но ведь на ЧМ-2018 был совсем другой стиль.

• Россия владела мячом 39%. Это третий показатель снизу, ниже только у Исландии и Ирана.

• Россия очень редко била по воротам – в среднем 9,6 за игру. Пятый показатель снизу. Ниже только у Египта, Коста-Рики, Панамы и того же Ирана.

В субботу выяснилось, что как только команда претендует на что-то большее (матчи против команд уровня Шотландии не в счет), начинаются сложности.

С одной стороны, это успокаивает – ведь всегда можно играть в стиле ЧМ-2018 против топов и добывать результат. С другой стороны, это может не сработать. Ведь на старте отбора сборная уже проиграла Бельгии в Брюсселе – разница всего в один гол (там было 1:3), но то поражение было другим: разница во владении в пользу бельгийцев была значительно (60% против 40%), по ударам 10:4.

Но урок разгрома все же будет усвоен. Про «атаки на встречных курсах», скорее всего, стоит забыть.

Итоги отбора для России: вероятность попадания на Бельгию высока, точно сыграем с Данией

«По статистике мы были у их ворот чаще, а извлекли меньше». Черчесов после разгрома

Фото: REUTERS/Anton Vaganov; globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press