4 мин.

Если хочешь остаться

Фото EPA/ ИТАР-ТАСС

Клуб "Санкт-Галлен" из одноимённого 75-тысячного швейцарского городка - новый экспонат для спартаковского музея эпических фейлов им. Великого "Кошице". Пока все 75 тысяч санкт-галленцев давились сыром от удивления, болельщики самого популярного российского клуба забрасывали скамейку запасных родными шарфами. Примета очень плохая.

За несколько десятков минут до финального свистка  такого необычного по уровню хоррора матча картинка всё-таки была полна ощущения повторяющегося вновь и вновь дежавю - играющие жилы на лице сильного человека Карпина, команду которого совсем не в первый раз буквально уничтожают на поле откровенные слабаки по футбольным меркам любого качества. И даже адепты секты "в мире не осталось слабых команд" едва ли могли бы поставить "Спартак" и "Санкт-Галлен" на одну ступеньку. И вовсе не потому, что вере изменили бы, а потому, что о "Санкт-Галлене" не слыхивали. Такие дела.

И вот самый тонкий момент - Валерий Карпин в объятьях новой беды на собственные плечи, в окружении разбросанных шарфов, человек, совершенно приготовленный и упакованный собственной командой для отставки. И отставка эта, вовсе не "Спартаку" нужна по логике событий, а самому Карпину, что отпущение грехов и вольная в места, где талант имеет возможности к реализации.

Но матч кончается. Отставки нет. И эта новость, пожалуй, является единственной удачей для "Спартака" минувшим вечером, когда уйти, в очередной раз, было намного легче, чем остаться. И он остался. И это "остался" - несомненное благо для нынешнего "Спартака". Благо, о котором непременнно вспомнится в конце сезона. И если бы можно было собрать свои шарфы обратно, эти люди, пошли бы за ними. Потом. Когда время смасштабирует картинку.

Соль вовсе не в том, что тренерский гений Валерия Карпина обязательно раскроется. Нет. Соль в том, что в любой беде приходится выбирать из нескольких вариантов выхода, всплытия. Иосиф Бродский справедливо замечал, что с проблемами важнее всего побыстрее нащупать дно, чтобы поскорее от него оттолкнуться. Так вот выбрать Карпина сейчас - вариант верный по ряду простых причин.

Есть расхожее мнение - Карпин не тренер. Прекрасное мнение, ведь Валерий Карпин вовсе и не приходил в команду тренером. Так сложились обстоятельства. И вот "не тренер" Карпин, так или иначе, связан с любым мало-мальски заметным прогрессом "Спартака" за последние годы. Хотите тренера? Унаи Эмери! Тренер, а не "тренеришка", что доказал и до, и после "Спартака". Но Карпин-то оказался лучше, не так ли?

А кто такой Валерий Карпин? Пусть и не тренер, но уж как минимум совсем не слабовольный и бесхарактерный физкультурник. Абсолютный перфекционист, привыкший  ещё в течение собственной игроцкой карьеры добиваться всего по большей части на жилах, а не на таланте. Это очень важное качество для тренера. В этом, кстати, его ключевое отличие от одарённого Богом футболиста Мостового, с которым много успехов и неудач пришлось сьесть в "Сельте".  Обличённая в почти идеальную форму спортивная злость в сочетании с интеллигентностью и склонностью к холодному анализу за годы, проведённые в "Спартаке" уже бы сделала из Карпина как минимум крепкого тренера в любом из европейских середняков. Тренерская профессия действительно довольно штучная, но и у неё есть составляющие, в присутствии которых не получиться не может.

Выбор "Спартака" для самого Карпина конечно самый большой вызов в пост-игроцкой жизни. Это игра на слом, упражнение, выполняемое до отказа. И вот, как только команда начала обретать черты тренерской команды, пусть пока и с щербатой обороной, убирать её создателя было бы глупо. Глупо просто потому, что в ближайшей перспективе слепить из "красно-белых" сносный коллектив никому лучше Карпину не удастся. С ним будет тяжело, а в любом ином случае - много тяжелее.

И ещё, фактор мнений. Если, например, очень тёплое мнение комментатора Василия Уткина к Карпину можно было бы объяснить приятельскими отношениями, то очевидно, что применительно к Леониду Федуну такой фокус не прошёл бы. Ведь если брать отдельно футбольную репутацию, то тот же Эмери по приходу в "Спартак" имел как тренер её куда больше, чем Карпин, фактически с листа начавший в Москве создавать из себя сначала менеджера, а затем и тренера. Однако же при помощи неких видных только изнутри характеристик, в глазах Федуна тренер Карпин бонусов набрал? И эти характеристики, с одной стороны, не могут быть публичными, а с другой - очевидны и без срвыва покровов. Это элементарные отношения с коллективом, умение поставить себя и не расклеиться, завоевать авторитет, выдерживать мужиком бесконечный стресс работы в команде, приносящей наибольшую прибыль среди всех российских клубв фармкомпаниям, занятым производством Валидола.

Валерий Карпин наверняка останется, а брошенные ему под ноги шарфы уже стали брошенной перчаткой. Мы присутствуем при старте нового этапа карьеры этого специалиста в московском "Спартаке" - решающего этапа, который станет во многом решающим и во всей тренерской карьере Карпина. Это момент, когда все оставшиеся фишки ставятся на одно поле, но результат, к счастью, зависит не только от удачи. В дело включается та самая здоровая во всех смыслах злость, которая уже однажды без видимых оснований сотворила из Валерия Карпина большого футболиста. Теперь, настал черёд, сотворить из него большого тренера. И всякий, кто хоть мало-мальски наблюдал за его игрой уж точно никогда не скажет, что нынешний тренер "Спартака" из тех парней, кто сдастся, не испробовав всякий возможный путь к успеху. Всякий, кто хоть мало-мальски наблюдал за его игрой знает, уж чего-чего, а белого флага человек Валерий Карпин в кармане никогда не носил.