9 мин.

Практика хаоса

Дэнни Бриэр не очень любит тренироваться. Не так, конечно, как Ален Айверсон, который в течение двух минут может 23 раза повторить «Тренировка? О чем вы?», но Бриэр играет в хоккей, основываясь на инстинктах и чувствах, не на заученных приемах. Посмотрите за тем, как он извлекает шайбу из груды игроков в площади ворот, отправляет ее под перекладину с немыслимого угла и празднует гол своим традиционным жестом, и вы поймете, о чем идет речь.

Заставьте Бриэра делать какое-то упражнение на тренировке, или играть по жесткой схеме, и он сразу превратится в маленького игрока, у которого нет особого желания бороться. Возможно, именно это объясняет, почему он так хорош в самых сложных матчах. В таких играх, когда скорости невероятно высоки, даже самые лучшие тренеры вынуждены наблюдать за тем, как их скрупулезно подготовленные планы идут прахом. Тренеры из академии Дейва Кинга, где идеальной игрой считается ничья со счетом 0-0, ненавидят такие матчи. Но именно в таких ситуациях  Бриэр проявляет себя во всей красе.

«Определенно, я не самый лучший игрок, когда дело касается тренировок, – говорит Бриэр. – Чувствую себя лучше, когда в игре есть немного хаоса». Немного хаоса? Как насчет «Филадельфии» образца прошлого сезона? Сказать, что по ходу чемпионата они играли хуже, чем от них все ожидали, значит не сказать ничего. В течение сезона клуб уволил хорошего тренера, только за счет победы в серии буллитов пробрался в плей-офф, проигрывал в серии со счетом 0-3, сумел отыграть в седьмом матче три шайбы, и, несмотря на довольно среднюю вратарскую линию, дал настоящий бой «Чикаго» в финальной серии. Кстати, там они тоже проигрывали 0-2 по матчам.

По всем понятиям, Бриэр должен был, как нельзя лучше вписаться в эту команду, и под конец сезона так оно и было. Он стал лучшим бомбардиром плей-офф, остановился всего в одном шаге от рекорда результативности в финальной серии, установленном еще Уэйном Гретцки, и в решающие моменты матчей выглядел так уверенно, что удостоился многих упоминаний в голосовании за обладателя «Конн Смайт Трофи» – приза самому ценному игроку плей-офф.

Для парня, который так лихо управляется с самыми сумасшедшими ситуациями на льду, Бриэр был совершенно неподготовлен и ошеломлен тем хаосом, который пришел в его личную жизнь не так давно. Осенью 2009-го, незадолго до начала тренировочного лагеря, мир Дэнни перевернулся с ног на голову, после того как Сильвия, его жена и мать троих детей, с которой они прожили вместе девять лет, потребовала развод. Они познакомились еще в старших классах, когда им было по 16, и них никогда не было никого кроме друг друга. И вот в один из дней, без намека и предупреждения, все быстро и неожиданно закончилось.

«Это был худший момент в моей жизни, – вспоминает Бриэр. – А спустя пять-шесть месяцев я переживал уже лучшие моменты». Это и называется хаосом. Из глубин отчаяния вы возноситесь на вершину мира, или наоборот. То время было очень-очень тяжелым для Бриэра. Во многом из-за этого начало сезона у него не задалось. Возникают вопросы, как профессионал, получающий 8 миллионов долларов в год, не может собраться и заставить себя работать по 60 минут пару раз в неделю? Простой вопрос, но непростой ответ. Ни НХЛ, ни ассоциация игроков не ведут статистику разводов в семьях хоккеистов, но если брать в масштабах страны, то это 38% браков в Канаде и 40-50% в США. Конечно, не все эти разрывы такие скоротечные как у Бриэра, но вряд ли можно ожидать, что все, кто через это прошел, будут способны на сто процентов сконцентрироваться на работе.

«В самом начале я мог забыть о том что происходит на 30-45 секунд, пока шла моя смена на льду, но пока я сидел на скамейке, то все время думал об этом, – говорит нападающий «Филадельфии». – По ходу сезона я не вспоминал об этом во время матчей, но в перерыве в голову ничего другого не лезло. А потом у меня стало получаться не думать об этом всю игру». Прошло уже больше года, и сейчас Бриэр научился мириться с действительностью. Сейчас с ним живет его товарищ по команде Клод Жиру, и дети Дэнни просто обожают «дядю Клода». Бриэр и его бывшая жена в равной степени участвуют в воспитании детей, и, учитывая сложившиеся обстоятельства, вряд ли можно было найти лучший выход. Его старший сын Кэлан, совсем недавно вернулся с детского международного хоккейного турнира, и во время Матча всех звезд и финала Кубка Стэнли дети были неподалеку. «Когда я отправлялся на Матч всех звезд, мне не столько хотелось поехать самому, сколько разделить это впечатление с ними, – говорит Бриэр. – Кто знает, когда такое еще случится?».

Все до единого «летчики» рассчитывают в самом ближайшем будущем на еще одно путешествие в финал Кубка, только на этот раз с иным результатом. В отличие от многих команд, которые испытывают спад после долгой игры в плей-офф, «Флайерз» сумели развить свой успех и укрепились в статусе одного из главных фаворитов этого сезона. У них нет в составе настоящей суперзвезды, но полно парней вроде Бриэра, которых очень трудно сдержать, и которые способны набирать по 70-80 очков за сезон. Несмотря на то, что в «Филадельфии» нет ни одного игрока, который набирал бы в среднем по очку за матч, команда находится на третьем месте в лиге по результативности и лучше всех играет в гостях.

Это много говорит о глубине состава. Команды, у которых есть ведущее звено, как правило, не слишком хорошо играют на выезде, потому что других игроков не так сложно сдерживать. Но у «Флайерз» в наличии три тройки, которые могут соорудить гол, что соперникам невероятно сложно сосредоточиться на ком-то одном. Можно уделять повышенное внимание Бриэру и Жиру, но что тогда делать с Картером, Ричардсом, или, в меньшей степени, Хартнеллом и Лиено? Когда Бриэр говорит о команде, то часто употребляет слово «доверие». Глядя на своих соседей по раздевалке, он сможет предсказать, кто сегодня принесет «летчикам» победу, но можно смело утверждать, что «пассажиров» среди них нет. И уж точно, «48-й» не будет в тени во время важных матчей. Тренер Питер Лавиолетт понял это в прошлом сезоне, и у него есть та самая вера в игрока, о которой говорил Дэнни.

«Воспоминания о том, что он сделал для нас в прошлом сезоне, дают мне еще больше поводов уважать его как игрока, – говорит Лавиолетт. – Чем важнее матч, тем лучше он играет». К 14-й минуте седьмого матча серии против «Бостона» Питер Лавиолетт знал, что он может встряхнуть свою команду с помощью таймаута, во время которого должен сказать им, и очень убедительно, что они все еще могут выиграть этот матч. Именно это он и сделал, и во многом благодаря голу и голевой передаче Бриэра «Филадельфии» удалось сделать счет 4-3 и оформить один из самых величайших «камбэков» в истории НХЛ. «Это были просто слова во время таймаута, – говорит тренер «летчиков». – Игрокам нужно было выйти и найти способ победить, что они и сделали. Легче найти выход из положения, чем продолжать колебаться».

И эта ситуация снова возвращает нас к 33-летнему Бриэру. Когда он говорит с молодыми игроками, которые никак не могут закрепиться в НХЛ, он видит в их глазах выражение вроде «ну да, тебе-то, откуда знать, каково мне?». Эти молодые люди, скорее всего не подозревают, что когда-то Бриэр был одним из них, игроком, которому в раннем возрасте все говорили какой он особенный, но который вскоре столкнулся с суровой реальностью НХЛ. До тех пор все давалось ему довольно легко. Несмотря на свой рост, он всегда был лучше всех, на любом уровне, включая АХЛ, где он был назван лучшим новичком сезона в 1998-м. Но первые четыре года в главной лиге сложились для него печально: он даже дважды попадал на драфт отказов, где на него не обратил внимания ни один клуб НХЛ. Бриэру начали звонить европейские команды, и он начал подумывать о том, что получать свои 200 штук где-нибудь в Швейцарии куда лучше, чем мотаться между фармом и четвертым звеном клуба НХЛ. Он очень близко подошел к той опасной категории игроков, которые слишком хороши, чтобы играть в фарме, но недостаточно хороши, чтобы играть в НХЛ.

«Я помню, как обзванивал команды и умолял их подобрать его с драфта отказов, – говорит агент Бриэра Пэт Бриссон. – Помню, как разговаривал с «Монреалем» и они отвечали мне: «У нас достаточно мелких игроков». Я им говорю: «Мне кажется, что он отлично будет смотреться в составе «Канадиенс», только дайте ему шанс. Дайте ему месяц-другой». Но ничего не вышло. Он дважды прошел через драфт отказов». Теперь в Монреале Бриэра освистывают каждый раз, когда он дотрагивается до шайбы, за то, что в 2007-м подписал соглашение на 8 лет и 52 миллиона долларов с «Филадельфией», отклонив предложение команды из Квебека.

Сын домохозяйки и страхового агента, Бриэр справлялся со сложностями и критикой самостоятельно, но порой не упускал случая пожалеть себя. После первых же трудностей в профессиональной карьере, Бриэр винил всех вокруг кроме себя, и только после того как признал свои недостатки и изменил свое отношение к делу, все стало складываться в его пользу. «Я не слишком горжусь тем, как вел себя в начале своей карьеры, – говорит Дэнни. – Я помню, как дулся и искал оправдания, так же как многие молодые парни делают сегодня». Поворотным моментом для Бриэра стал разговор с владельцем «Финикса» Ричардом Бурком, который посоветовал игроку встретиться с его другом, спортивным психологом, который до этого с успехом работал со многими бейсболистами. Бриэр не очень любит распространяться о своем опыте в спортивной психологии, несмотря на то, что по-прежнему посещает одного из них.

«Первое, что он мне сказал, было: «Ну, в чем твоя проблема? – вспоминает игрок. – И вот я, 20-летний, начал ему рассказывать: «Тренер мне не доверяет, этот парень не отдает пас…», и все оправдания такого рода. И после нескольких минут он остановил меня и сказал: «Твою проблему очень просто решить. Она не где-то снаружи – она внутри тебя». А я подумал: «О чем он вообще, я ему только что объяснил, что проблема не во мне, а в окружающих?». А затем я посмотрел на себя со стороны и понял, что проблема ни в моих партнерах по команде, ни в тренере, ни в судьях, а в том, что мне надо изменить отношение к делу, и после этого все пошло как надо».

И пока для Бриэра все идет как надо. Даже если судьба решает, что в его жизни все недостаточно сложно и проводит его на волосок от смерти. Спустя неделю после окончания плей-офф он отправлялся навестить своих родителей в Квебеке. Вместе с ним на пассажирском сиденье ехал его 9-летний сын Камерон, когда они столкнулись с грузовиком, который Бриэр неудачно попытался обогнать. Отец и сын отделались легким испугом. Помимо штрафа за опасный обгон и проблем со страховой, Бриэр также получил напоминание о том, что не стоит принимать улыбку Фортуны как должное.

На данный момент в жизни Дэнни нет второй половинки, но он не переживает по этому поводу. Время лечит, и сейчас он говорит о своей жене с нескрываемым уважением, признавая часть своей вины в разводе, также как когда-то в причинах своих неудач в НХЛ. «У меня все хорошо, – говорит Бриэр. – Я просто стараюсь наслаждаться своей замечательной жизнью».

Источник – The Hockey News