11 мин.

Евгений Калакуцкий: «Футбол в России на 99 процентов развивается на деньги государства»

Бывший генеральный секретарь Российского футбольного союза Евгений Калакуцкий в этом году возглавил брянское «Динамо». Перед его управленческой командой поставлена очень непростая цель – за три года вывести клуб на уровень премьер-лиги. Видимая сторона работы – приглашение на тренерский пост Сергея Овчинникова, на место спортивного директора – Дмитрия Градиленко, а также активная трансферная работа. Так, уже в первые дни летнего дозаявочного периода «Динамо» внесло в список 12 новых футболистов, включая голкипера нальчикского «Спартака» Вениамина Мандрыкина. Но Евгений Геннадьевич понимает: чтобы всерьез строить и развивать клуб, нужно заниматься им гораздо глубже, чем только на уровне формирования состава. Своим видением этой темы он поделился в интервью редактору НФПМ.ру Максиму Березницкому.

Подписаться на блог НФПМ.ру

– Вы не так давно возглавили брянское «Динамо». Какое впечатление произвел на вас клуб? В каком он находится состоянии?

– С одной стороны, в Брянске я не так давно, но уже воспринимаю этот город как родной. Что касается клуба, впечатления мои можно охарактеризовать так: на одни и те же процессы смотришь под другим углом, работая в клубе, а не в Российском футбольном союзе. Получается довольно интересно. И немного странно. Оценка? Есть масса позитивных моментов. Есть какая-никакая инфраструктура, стадион на 10100 мест, построенный буквально три-четыре года назад и отвечающий всем требованиям к сертификации. Атмосфера хорошая и отношение болельщиков, команда достаточно посещаемая. На домашних матчах собирается шесть – шесть с половиной тысяч человек. Конечно, не имеет смысла сравнивать нас по этому показателю с «Зенитом», «Спартаком» и ЦСКА, но на уровне первого дивизиона мы смотримся очень хорошо.

– Конечно, ведь ваша домашняя аудитория примерно в полтора раза выше средней по дивизиону!

– Да, и при этом результатами команда болельщиков не избаловала. Я, например, не согласен с распространенным мнением, что публика придет – главное, чтобы команда выигрывала. Можно привести массу обратных примеров! Команда выигрывает, а болельщик не ходит. Или, например, когда много лет назад «Шеффилд Уэнсдей», вылетел из высшей английской лиги, его посещаемость повысилась. В такие моменты происходит сплочение болельщиков.

Понятно, что профессиональные футбольные команды – это прежде всего результат, и каждая работает над этим. Но с другой стороны, это же и атмосфера, и надо понимать, что многие болельщики живут не только конечным результатом в конце сезона, а просто любят хорошо проводить время на футболе, особенно если погода благоприятная.

Я специально под разными углами, из разных секторов смотрю на стадион с точки зрения комфорта. И одной из главных своих задач я вижу рост посещаемости. Хотя и понятно, что на первом месте создание боеспособной команды.

– Что можете сказать о детской футбольной школе «Динамо»?

– Она есть, и она работает достаточно неплохо. Хотя ни для кого не секрет, что у многих клубов школы существуют фактически только на бумаге – чтобы отвечать требованиям по лицензированию. У нас же в Брянской области три специализированные ДЮСШ по футболу, и все три базируются непосредственно в городе. Это «Динамо», «Смена» и «Партизан».

– И вы имеете возможность пользоваться плодами работы их всех?

– Раньше каждая из них работала сама по себе, играла в детских турнирах. Только у «Динамо» на вершине пирамиды был и есть футбольный клуб, а к другим выпускникам подход был такой: закончил школу – и занимайся чем хочешь. Сейчас же мне удалось всех убедить, сделать своими союзниками. Хотя это было и непросто. По крайней мере, взаимопонимания на словах нам достичь удалось.

Нам отчасти повезло, в Брянской области вообще всего один профессиональный клуб – это футбольное «Динамо». С точки зрения других видов спорта это, может быть, и плохо, а с нашей – хорошо. Нет рассеивания внимания, болельщики не оттягиваются, как это происходит в Нижнем Новгороде или Краснодаре, где сейчас даже футбольных команд в первом дивизионе по две. И вот болельщики ходят туда-сюда и смотрят: сейчас эта команда играет лучше – будем ходить на нее; а станет лучше играть другая – пойдем на нее.

– Может быть, проблема отчасти еще и в том, что многие клубы создавались исключительно для удовлетворения чьих-то личных амбиций?

– Я не вижу никакого негатива в появлении новых команд. Другое дело, что у клуба должна быть своя идеология, философия, видение путей развития. Хотя есть и клубы с пятидесятилетней историей, у которых никакой идеологии развития нет. Вся их идеология – это прожить год, в межсезонье пойти к руководству региона или города и попросить бюджет на следующий год. Сколько дадут денег – такие будут и задачи на сезон. Большинство не строят планов. Я же попытался такой пятилетний план сформулировать. Считаю, что в спорте обязательно должны быть планы, несмотря на повсеместно бытующее мнение, что спорт прогнозировать невозможно. С другой стороны, понятно, что на Олимпиаду кто-то едет бороться за победу, а кто-то просто поучаствовать. Но, на мой взгляд, просто участие – это физкультура. Утренняя зарядка под музыку или пробежка трусцой. А профессиональный спорт предполагает стремление к победе. Он живет по своим финансовым законам. Он во многом жесток. Я с этим сталкиваюсь в работе. Есть футболисты на контрактах – отличные ребята, но ты в какой-то момент понимаешь, что они не отвечают твоим требованиям к спортивному уровню. С ними приходится расставаться, а это – масса неприятных разговоров. Но это необходимость.

Сейчас футбольный клуб – это бизнес-проект, хотим мы этого или нет. Но это не тот бизнес, который предполагает извлечение прибыли. И даже в отношении крупнейших западных клубов правильнее говорить не «прибыльные», а «безубыточные». В мире есть миллионы гораздо более эффективных способов, чтобы вложить миллиарды долларов.

– Можете ли вы сказать, каков размер бюджета «Динамо», и в какой степени расходы окупаются? И за счет чего?

– Могу сказать не только о нашем клубе, но и обрисовать общую картину. Реально футбол в России на 99 процентов развивается на деньги государства. Либо это делается прямо из бюджета, либо опосредовано – через госкорпорации. Это никак не подталкивает руководителей клубов к тому, чтобы развиваться. Я сталкивался с ситуациями, еще будучи по другую сторону баррикад, еще до РФС, когда предложения бизнес-характера – привлечь спонсоров и так далее – встречали такую реакцию: «А зачем нам это надо? У нас есть бюджет, он сформирован – и какой смысл ходить, что-то искать, напрягаться?»

Фактически каждый футбольный клуб существует так: сформировали бюджет, прожили год, а там посмотрим, где мы будем, как мы будем жить. Мало дадут денег – плохо. Много дадут – тоже нехорошо: не потратишь все – в следующий раз столько не дадут. Из-за этого часто бывает и так: подписал клуб футболиста, образно говоря, за сто рублей в месяц, а потом денег клубу добавили – и с тем же футболистом контракт переподписывается на большую зарплату. Деньги-то надо осваивать, а то потом столько же не дадут! А ведь футболист от этого играть лучше не стал.

Игроки в первом и втором дивизионах, кстати, чаще всего подписываются на полгода-год – решить задачу. Это и со спортивной, и с финансовой точки зрения неправильно. Как может команда играть, если каждый год она набирается заново? Остается только название.

– А иногда и название меняется, и форма собственности, клуб перерегистрируется.

– Совершенно верно! Что же касается нашего клуба, то у меня понятия бюджета в этом году нет, приходится по ходу все «лепить».

– Сколько стоит билет на ваш стадион?

– Порядка ста рублей. Есть клубы, которые делают вход бесплатным – мол, пусть сначала народ привыкнет ходить, а потом мы будем с него деньги брать. Я считаю, что это неправильно. Вот сейчас мы играли две товарищеские игры, в том числе с московским «Локомотивом», и мы действительно двери открыли. Больше пяти тысяч на каждую игру пришло бесплатно. А за официальные матчи надо платить. И болельщик должен это понимать. Ведь болельщик для любого нормального клуба – это его главная финансовая база. За счет болельщика – напрямую или опосредованно – клуб живет. Даже продажа телевизионных прав зависит от интереса болельщиков. А когда интерес есть – тогда к тебе пойдут рекламодатели, появятся спонсоры.

Да, какую-то денежку нам каждая игра приносит, но если взять суммарные затраты и сравнить их с доходами, то продажа билетов, спонсорство и так далее приносят нам пока не более десяти процентов. Пока я для себя решил так: если есть возможности – например, рекламные, – их надо использовать. А по ходу дела суммы можно будет пересмотреть. Сначала нужно выработать культуру привлечения спонсоров.

– Есть один источник дохода, который в России, правда, находится вне закона. Это продажа пива на стадионах. И я знаю, что вы ее сторонник…

– У нас страна удивительная. Очень много лукавства. То, что мы делаем, это не борьба с пьянством. Здоровый образ жизни мы таким способом не навяжем. Да, нужно бороться, но нужно избегать глупостей. Буквально на днях мы играли, я медленно въезжаю на стадион минут за сорок до начала, и наблюдаю, как во все окрестные магазины стоят длиннющие очереди, каждый выходит с двумя-тремя литрами пива, и на каждом газоне сидят люди и надуваются кто пивом, а кто вином. А потом идут на трибуны. Так что, избежали мы пьянства, запретив его на территории стадиона? Ведь можно загнать все это в культурные рамки.

Можно, конечно, искать юридические уловки. И нужно делать это цивилизованно – смотреть, где заканчивается спортивная территория стадиона. Но у одних она в десяти метрах от трибун забором заканчивается, а у кого-то, как у нас в Брянске, есть еще какие-нибудь турники, хоккейные коробки…

– Зарабатывает ли «Динамо» продажей атрибутики, есть ли в Брянске клубный магазин?

– Можно сказать, что есть, но в этом направлении нужно очень много работать. Проблема еще и в том, что мы не являемся собственниками стадиона. В противном случае можно было бы максимально использовать его периметр. Есть желание сделать кафе для болельщиков и клубный магазин. Пока атрибутикой мы торгуем в форме выносной торговли в дни матчей. Ассортимент очень небольшой. Но начали мы этим заниматься всего несколько месяцев назад.

– Действительно ли у вас стоит задача в течение трех лет вывести «Динамо» в премьер-лигу?

– Да, и я ничего зазорного в этом не вижу. Хотя слышу вокруг много скептических возгласов, пытаются над нами и подтрунивать. Надо стремиться к высокому результату, иначе пропадает смысл занятий профессиональным спортом. Почему у нас не растет мастерство футболистов? Да потому что у нас подавляющее большинство клубов играют без спортивных задач. Они просто осваивают бюджеты. Возьмите какую угодно зону второго дивизиона. Две из, допустим, восемнадцати команд ставят задачу бороться за выход в первую лигу. А шестнадцать остальных зачем играют? Ну хотя бы покривили душой, сказали бы, что ставят задачи…

– Прежде чем достичь цели выхода в премьер-лигу, вам нужно решить задачу более насущную – сохранить место в первом дивизионе… Если «Динамо», не дай бог, все-таки вылетит, закроется ли этот проект, или вы будете продолжать над ним работать?

– Если бы я полностью отвечал за финансирование или осуществлял его из собственных средств, мог бы ответить со 100-процентной уверенностью. Но поскольку я завишу от вторых и третьих сторон, могу ответить с 95-процентной. Потому что это не только социальный, но и бизнес-проект. У меня нет никаких иллюзий относительно достижения результата. Сначала должна быть создана платформа, фундамент. Это касается и школы, и материально-технической базы, и работников клуба, и отношений, и всего остального. А в дополнение к этому должно быть и комплектование команды. Можно, как это часто бывает, взять много денег и решить задачу, но что дальше? Можно долго перечислять названия клубов, начиная «Текстильщиком» и заканчивая воронежским «Факелом», у которых все вроде бы было хорошо, были они на слуху. А потом деньги заканчивались – и все, нет этих клубов, забыли о них.

– Одна из тех вторых и третьих сторон, о которых вы упомянули, это, видимо, ваш генеральный спонсор «Энергострим»?

– Да, пока это спонсор, но в перспективе, я надеюсь, он станет собственником. Спонсорство – это фактически рекламный контракт. Вкладывая сколько-то денег, ты получаешь отдачу, прямо или косвенно. У собственника совсем другое чувство ответственности.

– Кстати, VIP-ложи у вас на стадионе есть?

– Есть, но вы ведь представляете себе, что такое эти ложи на провинциальных стадионах – как правило, это просто трибуна, на которое собирается местная власть. Я сейчас как раз думаю о том, чтобы выделить бизнес-ложу для партнеров и спонсоров, которые хотят смотреть футбол с большим комфортом и при этом готовы расстаться с большим количеством денег.

– Есть в этом плане потенциал?

– А вот если бы 20 лет назад мы задались вопросом, будет ли в России достаточно людей, которые будут ездить на «мерседесах»? Ответ был бы – нет, конечно! Откуда у людей деньги!.. А теперь уже целое поколение выросло, которое научилось выбирать между «мерседесом» и БМВ. Если идти в правильном направлении, то и потребности разовьются. Если у клуба будет правильно сформулированное предложение, то и люди будут к этому готовы. Надо дать им четкое представление о том, что они получат за свои деньги.

– У вас уже есть это представление, или вы будете еще изучать чужой опыт?

– Знаний у меня достаточно, но опыт изучать, конечно, будем. Мало того, примерно через месяц нашим партнером станет достаточно известный клуб одной из ведущих европейских футбольных стран – одной из тех, которые регулярно представлены в финалах и полуфиналах еврокубков.

– Таких всего три – Испания, Англия и Италия…

– Видите, я круг сузил! Но называть этот клуб пока считаю преждевременным. Сотрудничество процентов на 99 будет полезно для нас, и на один процент – для партнеров. Главный инициатор и «толкатель» этого проекта, естественно, я. И между нашими командами должен будет состояться товарищеский матч.

Подписаться на блог НФПМ.ру