android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
    Artboard Copy Created with Sketch.

    Календарь Олимпиады

    Медальный зачет

    Блог о спортивной экономике

    Теги премьер-лига Англия бизнес

    Их нравы

    На чем должен зарабатывать футбол – а на чем, пожалуй, не стоит.

    Постоянные читатели этого блога знают, что ее автору английская премьер-лига давно представляется передовой в плане устройства футбольного бизнеса. Однако же и стремлению зарабатывать на производимом лигой зрелище (в целом – совершенно оправданному) есть некий разумный предел. Мне кажется, премьер-лига его перешла, когда принялась требовать от СМИ (включая фанатские «самиздатовские» журналы и сайты) деньги за публикацию календаря, существенно ограничивать их возможности по публикации фото и даже запрещать такие мелочи, как использование интернет-пользователями эмблем клубов в качестве аватаров.

    Публикация полного календаря премьер-лиги стоит более 8 тысяч фунтов, а публикация календаря одного конкретного клуба – 435 фунтов

    Из тысяч английских футбольных сайтов позволить себе публикацию календаря английской или шотландской премьер-лиги могут лишь единицы. Вот уже более 5 лет Football DataCo, представляющая интересы этих лиг, требует за публикацию подобных данных серьезные деньги. Публикация полного календаря АПЛ стоит более 8 тысяч фунтов, а публикация календаря одного конкретного клуба – 435 фунтов, что по карману лишь ведущим национальным газетам и их сайтам. Нарушением считается публикация календаря даже одного-единственного тура – этого достаточно, чтобы получить приглашение в суд. Диктовать свои условия крупным издателям и авторам любительских фанатских страничек (у Football DataCo хватает энергии для того, чтобы добраться и до них) АПЛ может благодаря существующему в Англии прецедентному праву: в 1959-м аналогичное судебное разбирательство завершилось вердиктом в пользу составителей календаря.

    Аналогичные процессы за пределами Англии (в Швеции, Норвегии и Греции) завершились не в пользу Football DataCo. В Евросуде эта компания тоже проиграла, что вроде бы дает основания многочисленным российским сайтам об АПЛ чувствовать себя в этом плане спокойно. Но только в этом. Football DataCo непременно доберется до них со своим запретом на любую несанкционированную публикацию клубных эмблем – даже если они публикуются не редакцией сайтов, а их пользователями в качестве аватаров. Большинство английских сайтов и многие западноевропейские такие требования уже получили. Лицензия на такое использование клубного лого тоже стоит денег, и неважно, что оно является совершенно некоммерческим. Формальные права у клубов и АПЛ для таких действий есть. Хотя сложно себе представить столь же самозабвенное преследование такого распространения своих логотипов со стороны других брендов, будь то «Кока-Кола» или «БМВ». Те, напротив, будут рады дополнительному бесплатному промо и тому, что аудитория стремится ассоциировать себя с ними. «Скоро за исполнение песни в честь клуба на трибуне будут сшибать десятку, а за выкрик в поддержку игрока – от фунта до пяти, в зависимости от его стоимости», – грустно шутят на фанатском сайте theoffside (там все клубные лого по настоянию Football DataCo уже заменили на футбольные мячики).

    «Скоро за исполнение песни в честь клуба на трибуне будут сшибать десятку, а за выкрик в поддержку игрока – от фунта до пяти, в зависимости от его стоимости»

    Медленно, но верно Football DataCo прогибает издателей и по другим направлениям. Настоять на отчислении 7% дохода, генерируемого популярными в Англии играми типа Fantasy Football, там не сумели – обосновать это требование с точки зрения закона также не удалось. Не удалось и ограничить СМИ в количестве обновлений информации о текущих матчах турнира (а такая попытка предпринималась, чтобы поддержать на высоком уровне стоимость прав на SMS-трансляции и другие виды информирования болельщиков с помощью мобильных устройств; трехлетние права такого рода АПЛ продала Vodafone). Но зато английская премьер-лига в той или иной степени навязала СМИ свои правила публикации фото с матчей входящих в нее команд. За это право теперь тоже полагается платить, кроме того, сайты вынуждены принять некие лимиты по количеству публикуемых фотографий (вероятно, чтобы фотогалереи не конкурировали с видео, права на которое продаются отдельно) – может, в чем-то и разумные. Но изначально Football DataCo настаивала также на двухчасовом эмбарго: по ее мнению, фото должны были публиковаться не ранее чем через два часа после начала матча. Урегулирование всех этих требований в свое время, в 2004-м, привело к открытому противостоянию премьер-лиги с Национальной ассоциацией издателей Великобритании. Sun, Mirror и Guardian тогда даже на какое-то время отказались от любых упоминаний спонсоров турнира и даже затирали их лого на фото с матчей – чтобы те осознали, что присутствие на страницах газет в таком качестве тоже чего-то стоит (по мнению Национальной ассоциации издателей, это стоит 45 млн фунтов в год) и, в свою очередь, надавили на премьер-лигу. В АПЛ тогда пошли на попятную, смягчили условия и умерили аппетиты. Но почему-то есть ощущение, что ненадолго.

    Колонка из журнала PROспорт.

    Свежие записи в блоге

    21 февраля 22:15
    Говорят, что российский футбол стал прибыльным. Это правда?

    19 августа 2016 21:50
    Как ведут бизнес госмонополии

    15 июля 2015 20:35
    Новое поколение выбирает. Как наши футбольные клубы проигрывают Россию

    24 апреля 2015 03:14
    #Всесложно, но не безнадежно. Три копейки вдогонку к посту Белоголовцева

    26 января 2015 15:11
    Могут ли Россию лишить чемпионата мира по футболу 2018 года?

    23 октября 2014 15:39
    Почему российский спорт ждет катастрофа. И почему это хорошо

    14 мая 2014 16:18
    Рейтинг бюджетов, пара слов вдогонку

    26 января 2014 13:52
    Почему тезисы вроде «клуб отбил трансфер Бэйла на одной продаже футболок» – чепуха

    28 декабря 2013 19:34
    Про раздел «бизнес» и профессиональные блоги «Трибуны»

    7 августа 2013 23:40
    Цифра недели. Еще одна версия причины сворачивания «Анжи»

    Сегодня родились

    Лучшие материалы