android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог о спортивной экономике

Теги Химки бизнес премьер-лига Россия Торпедо Лидс

Спасение утопающих

Вторая точка зрения, собственно, и довела российский спорт до нынешнего состояния � когда, по меткому комментарию юзера delustra в этом блоге, «спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет � не пронесет». Но и первая не вполне конструктивна. По-настоящему прибыльной в России пока не смогла стать даже киноиндустрия (хотя продвинулась к этому, конечно, значительно дальше спорта). Едва ли не все российские кассовые рекордсмены последних лет состоялись лишь благодаря не учтенной в бюджетах фильмов массивной поддержке телеканалов. Если перевести ее в деньги, многие из бюджетов станут отрицательными.

Спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет � не пронесет

Реалии на данный момент таковы, что в обозримом (3-5 лет) будущем отрицательной будет прибыль и подавляющего большинства российских клубов в футболе, хоккее, баскетболе и т.д. Но очень многое зависит от того, как сильно и как скоро будет уменьшатся дефицит их бюджетов � то есть как много клубы сумеют зарабатывать сами. По данным из надежных источников, решение о слиянии «Химок» с «Сатурном» (де-факто � о закрытии первых) губернатор Московской области Борис Громов принял после того, как узнал, что 300 млн рублей, которые он был бы готов выделить на команду в следующем сезоне � это ниже прожиточного минимума в премьер-лиге. Между тем, добавив к этим дотационным деньгам столько же заработанных, «Химки» перекрыли бы бюджет «Амкара», с которым клуб в нынешнем сезоне едва не взял медали. Заработок клуба в 300 млн � задача непростая, но все-таки реальная. Треть этой суммы можно было бы получить, собрав аншлаги на всех 15 матчах новенькой арены при средней цене билета в 400 рублей. Треть � реализовав пару-тройку средних футболистов. А треть при должных усилиях можно добрать на доходах от телевидения, мерчандайзинга, сдачи стадиона в аренду и продажи рекламных возможностей.

Только, увы, предпосылок к аншлагам нигде в России, кроме Самары и Питера, пока нет, да и там они случаются далеко не всегда. Продавать «Химкам» особенно некого � ликвидных футболистов у команды к моменту кризиса оказалось не много. А заниматься мерчандайзингом и обхаживать настоящих (а не привлеченных областью) рекламодателей там никогда особенно не учились � деньги поступали и без того. «Химки», к слову, в итоге спасут � но не болельщицким рублем или менеджерской прозорливостью, а волей все тех же «хмурых людей в пиджаках».

Даже в третьей лиге средняя посещаемость «Лидса» не опускается ниже уровня 27 000 человек

За последнее десятилетие вопрос выживания вставал перед десятками европейских клубов � но все, имеющие большую лояльную фанатскую аудиторию неизменно возвращаются на серьезный уровень. В Италии «Наполи» и «Фиорентина» даже в низших дивизионах собирали на своих стадионах больше, чем самые посещаемые российские клубы � и теперь оба снова принадлежат к пятерке лидеров серии А. Мадридский «Атлетико», скатившись в «сегунду» восемь с половиной лет назад, сумел даже повысить свою посещаемость (а с ней � и доходы), достаточно быстро вернувшись в разряд богатейших команд Испании. Скоро и у Англии будет свой пример такого рода � «Лидс». После полуфинала Лиги чемпионов-2001, напомним, в этом клубе совершили все мыслимые и немыслимые менеджерские ошибки, что привело к двойному понижению в классе, очковым штрафам и распродаже игроков задешево. Но не отвратило от команды всех болельщиков: даже в третьей лиге средняя посещаемость «Элланд Роуд» не опускается ниже уровня 27 000 человек в среднем за матч. Это позволило «Лидсу» выйти из финансового пике и даже показать по итогам последнего года прибыль (почти миллион фунтов). Теперь команде есть на что улучшать состав и результаты, а значит � и возвращать на трибуны остальную аудиторию и рекламодателей.

У биржевиков есть термин «дно», означающий некий минимальный уровень стоимости акций, ниже которого им уже не упасть. У любого сколько-то популярного западноевропейского клуба такое дно тоже имеется � ведь разорение и падение в низшие лиги, кроме понятных проблем, означает еще и существенное снижение расходов. А настоящая болельщицкая любовь (и болельщицкие деньги) не иссякает. Те же «Наполи» с «Атлетико», сумев от своего «дна» оттолкнуться, быстро всплыли наверх. Не сомневаюсь, что в течение 5-6 лет вернется в премьер-лигу и «Лидс». Но есть ли такое дно у «Химок» или вылетевшего во вторую лигу московского «Торпедо», я вот сказать не возьмусь.

PROспорт N 23 � 24 (114)

15 декабря 2008 � 25 января 2009

Свежие записи в блоге

19 августа 2016 21:50
Как ведут бизнес госмонополии

15 июля 2015 20:35
Новое поколение выбирает. Как наши футбольные клубы проигрывают Россию

24 апреля 2015 03:14
#Всесложно, но не безнадежно. Три копейки вдогонку к посту Белоголовцева

26 января 2015 15:11
Могут ли Россию лишить чемпионата мира по футболу 2018 года?

23 октября 2014 15:39
Почему российский спорт ждет катастрофа. И почему это хорошо

14 мая 2014 16:18
Рейтинг бюджетов, пара слов вдогонку

26 января 2014 13:52
Почему тезисы вроде «клуб отбил трансфер Бэйла на одной продаже футболок» – чепуха

28 декабря 2013 19:34
Про раздел «бизнес» и профессиональные блоги «Трибуны»

7 августа 2013 23:40
Цифра недели. Еще одна версия причины сворачивания «Анжи»

24 мая 2013 10:31
Новое поколение выбирает. Как российские клубы проигрывают конкуренцию за молодую аудиторию

Сегодня родились

Лучшие материалы