Блог о спортивной экономике

Теги Сборная России по футболу бизнес Сборная Бразилии по футболу Сборная Южной Кореи по футболу Сборная Англии по футболу Сборная Германии по футболу Сборная Франции по футболу РФС ЧМ-2010 ЧМ-2006 adidas Nike квалификация ЧМ-2010

Невозможное возможно

Революционный контракт сборной России с Adidas, о котором вчера написал Sports.ru, и о котором уже на следующей неделе должно быть объявлено официально, вступит в силу 1 сентября 2008 года. За 4 отборочных цикла, последний из которых завершается летом 2016-го, РФС получит 100 миллионов долларов, полное обеспечение амуницией всех сборных команд, роялти от продаж футболок (порядка 5%), а также бонусы за выход в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Если только не проиграет судебный процесс Nike � по данным Sports.ru, американская компания, рассчитывавшая на пролонгацию контракта в соответствии с некоторыми пунктами прежнего соглашения, сейчас рассматривает такую возможность.

Условия нового контракта РФС с техническим спонсором превосходят условия старого в 12-15 раз

Впрочем, шансы Nike воспрепятствовать союзу РФС с Adidas крайне малы. В крайнем случае, Российский футбольный союз пойдет на выплату определенной неустойки: слишком уж явно условия нового контракта превосходят условия старого. По оценкам источника Sports.ru, близкого к сделке � в 12-15 раз. «Точнее вычислить сложно. Когда Nike подписал первое соглашение с РФС, в 1996-м, в нем фигурировала сумма $1,6 млн в год. Но затем она серьезно снизилась вследствие невыполнения Российским футбольным союзом своих обязательств � чуть ли не до нуля. Разумеется, вся экипировка сборным при этом поставлялась бесплатно. Бонусы за попадание на чемпионаты Европы и мира были нечастыми � как и сами эти попадания».

Последние успехи сборной России, конечно, повлияли на рост стоимости технического спонсорства � но лишь отчасти. «Процентов на 15-20, не больше», � утверждает эксперт в области российского спортивного маркетинга, попросивший меня не упоминать его имя. «Куда большее значение имеет общий рост рынка, � говорит он. � Nike этот рынок определенно недооценивал � не случайно во время Евро-2008 найти футболку сборной России в фирменных магазинах было почти нереально. А прорыв на этом рынке совершил, как ни странно, Bosco. Именно эта компания доказала, что при правильном маркетинге на патриотической волне можно продать много подобной продукции, даже если она дорогая и не очень качественная. Как вторую составляющую роста рынка я бы привел общее удорожание спонсорских прав в мировом и российском футболе � с каждым годом оно все более заметно».

Но главным фактором, взвинтившим цену контракта, по уверениям эксперта, стала война между Nike и Adidas. Вести с американо-немецкого фронта уже многие годы держат в серьезном напряжении всех, кто интересуется спортивным маркетингом. Пока Adidas активизируется на североамериканском направлении (покупка Reebok, спонсорский контракт с НБА, подписание баскетбольных звезд от Данкана до Гарнетта и т.д.), Nike разворачивает наступление на других континентах. Прежде всего � в Европе, и в особенности � в футболе. Первый серьезный маркетинговый шаг в футболе Nike предпринял только в 1996-м, подписав контракт со сборной Бразилии, но с тех пор компания постоянно наращивает свое присутствие в этом виде спорта: «Барселона» (стоимость пятилетнего контракта � $189 млн), «МЮ» ($439 млн на 15 лет), «Арсенал» (около $250 млн на 10 лет), «Ювентус» ($12 млн в год) и так далее.

Пока Adidas активизируется на североамериканском направлении, Nike разворачивает наступление в футболе

На последнем чемпионате мира «Адидас» стал уже третьим по количеству экипированных команд � после Nike (8 � Австралия, Бразилия, Хорватия, Голландия, Южная Корея, Мексика, Португалия, США) и Puma (12 � Ангола, Чехия, Гана, Иран, Италия, Кот д�Ивуар, Парагвай, Польша, Саудовская Аравия, Швейцария, Того, Тунис). На долю остальных экипировщиков, к слову, тогда пришлось всего 6 сборных (Umbro � Англия и Швеция, Lotto � Украина и Сербия, Joma � Коста-Рика, Marathon � Эквадор). Зато среди шести адидасовских команд почти сплошь были топ-сборные: Аргентина, Франция, Германия, Испания плюс примкнувшие к ним Япония и Тринидад.

После чемпионата мира-2006 Nike попытался выбить из рук Adidas все тузы, вплоть до козырного � сборной Германии. За отказ от немецкого бренда, непрерывно сотрудничающего с бундесманшафт более полувека, Nike предложил $648 млн за 8 лет, то есть $81 млн в год! Феноменальная сумма � особенно в сравнении с $14,2 млн, которые платил Adidas. Тендер в итоге был выигран баварской компанией, которая вплоть до 2014 года будет платить за право экипировать бундестим $27 млн в год, а за последующие 4 года � $34 млн. Это заметно меньше, чем предлагал Nike, но такие решения в спортивном маркетинге тоже бывают. «Не все диктуется законами бизнеса, порой это почти религиозная вещь, � рассказал мне вышеупомянутый эксперт. � Бердыев, к примеру, в «Рубине» всегда настаивал на Nike, потому что в найковской форме команда стала третьей, а без нее скатилась вниз». Про участие Adidas в победе сборной Германии на ЧМ-1954 благодаря изобретению бут с нового типа расскажет любой немецкий болельщик, эта история � часть brand essence «Адидас».

«Это не Франция обыграла Бразилию, это Adidas победил Nike»

Зато в конце 2007-го Nike удалось захватить другую традиционно «адидасовскую» страну � Францию, игравшую с тремя полосками на футболках с 1972 года, и именно за это время добившуюся всех основных своих побед. Сотрудничество с Nike с 2011 по 2018 годы (ближайший цикл команда отыграет в Adidas) принесет французской федерации футбола 67 миллионов долларов в год. Это вчетеро больше, чем прежде платил Adidas. И втрое больше, чем чемпионы мира итальянцы получают от Puma, а бразильцы � от того же Nike. «Битва за Англию» в данный момент ведется между немцами и американцами посредством цифр, сопоставимых с «французскими». А нынешний технический спонсор англичан, Umbro, в прошлом году был приобретен Nike.

Теперь во всех мало-мальски приличных футбольных странах � включая Россию � тендер за техническое спонсорство идет на новом, невозможном прежде уровне. Например, два месяца назад при продлении контракта с южнокорейской сборной Nike пришлось удвоить ставки и выложить $27 млн за 4 года. Любопытно, что Adidas предлагал еще больше ($29 млн), однако, по некоторым данным, корейская федерация футбола убоялась возможного судебного иска от Nike. Каковой, как сказано выше, может поступить и в РФС.

Апокалиптическая цитата из бегбедеровских «99 франков» о финале чемпионата мира-1998 («Это не Франция обыграла Бразилию, это Adidas победил Nike»), пожалуй, все же не в полной мере отражает суть спорта. Но следить за выступлением этих суперкомпаний теперь тоже крайне интересно.

Свежие записи в блоге

21 февраля 22:15
Говорят, что российский футбол стал прибыльным. Это правда?

19 августа 2016 21:50
Как ведут бизнес госмонополии

15 июля 2015 20:35
Новое поколение выбирает. Как наши футбольные клубы проигрывают Россию

24 апреля 2015 03:14
#Всесложно, но не безнадежно. Три копейки вдогонку к посту Белоголовцева

26 января 2015 15:11
Могут ли Россию лишить чемпионата мира по футболу 2018 года?

23 октября 2014 15:39
Почему российский спорт ждет катастрофа. И почему это хорошо

14 мая 2014 16:18
Рейтинг бюджетов, пара слов вдогонку

26 января 2014 13:52
Почему тезисы вроде «клуб отбил трансфер Бэйла на одной продаже футболок» – чепуха

28 декабря 2013 19:34
Про раздел «бизнес» и профессиональные блоги «Трибуны»

7 августа 2013 23:40
Цифра недели. Еще одна версия причины сворачивания «Анжи»

Сегодня родились