Блог о спортивной экономике

Теги бизнес Спартак ЦСКА Локомотив Бавария Шальке-04 Гамбург Лион Интер Рома Милан Манчестер Юнайтед Челси Ливерпуль Эмирейтс высшая лига Шотландия Селтик Рейнджерс Хартс Хайберниан высшая лига Голландия Коринтианс Фламенго высшая лига Бразилия премьер-лига Россия премьер-лига Англия бундеслига Германия Барселона Реал Мадрид Атлетик Роман Абрамович серия А Италия примера Испания Сан-Паулу Арсенал Динамо Москва Газпром Тоттенхэм Алишер Усманов

Принять на грудь

�Атлетик� из Бильбао стал последним заметным европейским клубом, уступившим соблазну пополнить свой бюджет за счет продажи рекламодателям нескольких квадратных дециметров на собственных футболках. Впервые в 110-летней истории клуба у него появится титульный спонсор � компания Pertonor. По уверениям �Марки�, эта сделка принесет клубу около 2 миллионов евро � или 3,14 миллиона долларов. Sports.ru обратился к мировому опыту (а также данным журнала World Soccer и портала Sportbusiness.com), чтобы понять, много это или мало.

Англия � до 28,2 млн

Крупнейший контракт такого рода заключен в Англии. Указанная в подзаголовке рекордная сумма ежегодно поступает на счета �Манчестер Юнайтед� � популярнейшего клуба страны а, по некоторым данным, и мира. Американская страховая группа AIG заключила соглашение с манкунианцами сроком на 4 года.

�Челси� по своему четырехлетнему спонсорскому контракту получает от �Самсунга� 20 млн долларов в год. Самая длинная из подобных сделок заключена �Арсеналом� (�канониры� получат от �Эмирэйтс� 200 млн за 15 лет), но она включает в себя также продажу спонсорам на этот период имени нового арсенальского стадиона. А пока дольше всех в премьер-лиге не меняется титульный спонсор у �Ливерпуля� � с 1992-го года таковым является пивная компания Carlsberg, в прошлом сезоне заплатившая за это удовольствие $15 млн. �Тоттенхэм� за 4 года получит от интернет-казино Mansion $68 млн.

Германия � до 27 млн

Крупнейшим пока по-прежнему считается контракт между �Баварией� и ведущей немецкой телекоммуникационной компанией T-Mobile. Однако в конечном счете больше на титульном спонсорстве может заработать �Шальке�, чей пятисполовинойлетний спонсорский контракт с �Газпромом� может принести от 134 до 168 млн долларов в зависимости от результатов команды. Правда, в Гельзенкирхене вдобавок к этой надписи на груди именем �Газпрома� назвали одну из трибун стадиона. Трехлетний контракт �Гамбурга� с уже упоминавшейся компанией �Эмирэйтс� приносит клубу 6,8 млн ежегодно.

Испания � до 24 млн

На деньги от спонсорского контракта с букмекерами из Bwin (24 млн в год) �Реал� ежесезонно может покупать себе как минимум одного нового футболиста. Изначально эта компания вела переговоры с �Барселоной� � но та предпочла в течение трех лет поиграть с рекламой UNICEF, чтобы по истечение этого благотворительного контракта выставить, наконец, возможность титульного спонсорства на продажу. До контракта с UNICEF футболки �Барселоны� были девственно чисты � как и того же �Атлетика�.

Россия � до 18 млн

Сложнее всего производить подобные вычисления в случае с Россией, где, в частности, �Зенит� и �Локомотив� играют с рекламой �Газпрома� и РЖД на груди соответственно и получают от этих компаний десятки миллиолнов � но спонсорских контрактов не имеют, поскольку итак этим компаниям принадлежат. Самый крупный контракт формально был у ЦСКА, который в марте 2004-го года заключил трехлетнее соглашение с �Сибнефтью� стоимостью $54 млн. Но в ноябре 2005-го после продажи Романом Абрамовичем своей доли в �Сибнефти� государству оно было расторгнуто. ЦСКА в качестве титульного спонсора заполучил второй по размеру российский банк � Внешторгбанк, что, по официальным данным, приносит в его бюджет 8,4 млн ежегодно. Но является ли этот контракт спонсорским в чистом виде � тоже вопрос: ВТБ претендует на участие в девелоперском проекте при строительстве новой арены ЦСКА.

Сумма годичного контракта �Динамо� с компанией Алишера Усманова �Металлоинвест� составляет $8 млн, а �Спартак� получает от ЛУКойла по соответствующему соглашению около $7 млн.

Голландия � до 18 млн

�Аякс� поменял титульного спонсора накануне нового сезона, благодаря чему заработает отличные деньги � от 15 до 18 млн в зависимости от выступлений. Эту сумму амстердамскому клубу заплатит компания AEGON, специализирующаяся на страховании и финансовых услугах. На футболках �Фейенорда� размещается реклама другого финансового сервиса, FORTIS (который спонсирует еще и бельгийский �Андерлехт�) � за $14 млн. Сумма спонсорского контракта PSV с Philips (недавно продленного до 2011 года) не известна, но она и не принципиальна: все-таки отношения этих компании и клуба не являются отношениями рекламодателя и рекламоносителя в чистом виде. Стоит отметить другое: логотип Philips неизменно фигурирует на футболках PSV с 1982 года � это мировой рекорд.

Италия � до 17,3 млн

Крупнейший итальянский спонсорский контракт чем-то похож на российские. �Ювентус� в течение трех ближайших лет получит 52 млн долларов от автоконцерна FIAT, 30 процентами которого по-прежнему владеет управляющее �бьянконери� семейство Аньелли.

Четырехлетний контракт �Милана� с Bwin, истекающий в 2010-м, приносит �россонери� $13,4 млн ежегодно. Производители шин Pirelli, непрерывно спонсирующие �Интер� с 1995 года, на данный момент платят за надпись на футболках $11 млн за сезон. А �Рома� получает от телекоммуникационной компании Wind $9,5 млн в год.

Франция � до 12,5 млн

Указанную в подзаголовке сумму �Лиону� ежегодно перечисляет Accor, крупнейшая сеть отелей в стране. По данным Sport+Markt, чемпионат Франции � единственный из шести самых популярных западноевропейских чемпионатов, где за прошлый год общая сумма спонсорских контрактов не выросла, а упала.

Бразилия � до 9,8 млн

Самый большой спонсорский контракт за пределами Европы заключили ведущий клуб Южной Америки �Сан-Паулу� и производитель электроники LG � он равен $9,8 млн в год. $8,4 млн в год получает от �Самсунга� �Коринтианс� (несмотря на вылет из высшей лиги в минувшем сезоне), а �народная команда� Бразилии �Фламенго� получает 8 млн в год от �бразильского Газпрома� � Petrobras.

Шотландия � 10 млн на двоих

Самая любопытная по формату спонсорская сделка подписана в 2005-м году Шотландии. Пивной бренд Carling подписал совместный 4-летний контракт на $10 млн в год сразу с двумя ведущими клубами страны � �Селтиком� и �Рейнджерс�. Причина очевидна: учитывая непримиримость соперничества этих команд и градус противостояния их болельщиков, сотрудничество с одним из этих клубов означало бы для любого бренда тотальную ненависть со стороны поклонников другого. Скорее всего, еще много лет �Селтику� и �Рейнджерс� придется подписывать все подобные соглашения вместе.

Следующий по размеру спонсорский контракт в Шотландии уступает этому многократно: �Хайберниан� получит от производителей виски Whyte & Mackay лишь $2 млн за пять лет.

Рынок титульного спонсорства оценивается в 632 млн долларов и растет на 10% в год

�Хартс� играет с рекламой литовского Ukio Bankas на груди и, по уверениям собственной пресс-службы, получает за это �сумму с шестью нулями�, но полноценным спонсорством это не является. Скорее � очередной причудой клубного владельца Владимира Романова, при котором команда в прошлом сезоне едва не вылетела из шотландской премьер-лиги. Точную сумму контракта никто не называет, а отделений Ukio Bankas в Шотландии нет.

Напоследок � несколько общих цифр. Совокупный рынок титульного спонсорства в шести ведущих европейских чемпионатах (Англия, Германия, Италия, Испания, Франция, Голландия) оценивается компанией Sport+Markt в 632 млн долларов, и в среднем он растет на 10% в год. По общему объему лидирует Англия, но по среднему размеру спонсорских контрактов впереди бундеслига: немецкие клубы зарабатывают на титульном спонсорстве в среднем $8,3 млн в год.

Наибольший разрыв между топ-клубами и аутсайдерами по части спонсорских контрактов, по утвержеднию, Sport+Markt, существует в Испании. Клуб с самым маленьким спонсорским контрактом в Германии в прошлом сезоне � �Энерги�, заработавший 2,7 млн в год � в �примере� по этому показателю стал бы восьмым.

Соображения об эффективности данного вида спонсорства существуют самые разные. Например, предыдущий спонсор мадридского �Реала�, BenQ, уже разорился, а у AIG, несмотря на контракт с �МЮ�, сейчас тоже существуют изрядные проблемы. Но на эффективности спонсорства в спорте мы остановимся в другой раз � констатируем лишь, что Sports.ru своим первым опытом аналогичного свойства, партнерством со сборной России (к матчам Евро-2008 сборная России готовилась в манишках с логотипом сайта) остался очень даже доволен.

Свежие записи в блоге

21 февраля 22:15
Говорят, что российский футбол стал прибыльным. Это правда?

19 августа 2016 21:50
Как ведут бизнес госмонополии

15 июля 2015 20:35
Новое поколение выбирает. Как наши футбольные клубы проигрывают Россию

24 апреля 2015 03:14
#Всесложно, но не безнадежно. Три копейки вдогонку к посту Белоголовцева

26 января 2015 15:11
Могут ли Россию лишить чемпионата мира по футболу 2018 года?

23 октября 2014 15:39
Почему российский спорт ждет катастрофа. И почему это хорошо

14 мая 2014 16:18
Рейтинг бюджетов, пара слов вдогонку

26 января 2014 13:52
Почему тезисы вроде «клуб отбил трансфер Бэйла на одной продаже футболок» – чепуха

28 декабря 2013 19:34
Про раздел «бизнес» и профессиональные блоги «Трибуны»

7 августа 2013 23:40
Цифра недели. Еще одна версия причины сворачивания «Анжи»

Сегодня родились