Блог Настоящее фигурное катание

Лутц Туктамышевой против читерского лутца Загитовой, Трусовой, Щербаковой

Приветствую тебя, Нео. Если ты зашёл сюда, значит, вновь предпочёл красную таблетку синей и выбрал не блаженную неизвестность иллюзии, а мучительную правду реальности, чтобы ответить на главный вопрос: что такое матрица фигурного катания?

ПРОЛОГ

Сегодня мы поговорим о двух разных способах исполнения таких зубцовых прыжков, как лутц и флип: правильном и читерском. 

Немного об истории вопроса. По мере развития фигурного катания увеличивалось и "количество оборотов" в прыжках. Начиналось всё, понятное дело, с "одинарных" прыжков. К середине 20 века отрабатывались двойные. С 60-х годов - тройные. С начала 80-х одиночники стали исполнять прыжки в 3,5 оборота, а с начала 90-х - в 4. 

Погоня за оборотами вынудила некоторых тренеров отказаться от классической техники исполнения прыжков, т.к. она вообще-то довольно сложна. Она требует прекрасной подготовки в скольжении, неординарных скоростно-силовых данных. Лутц, Аксель, Риттбергер, Сальхов придумывали свои прыжки естественно, как прыжки в один оборот. Они не рассчитывали даже, что придуманные прыжки можно исполнять в несколько оборотов. 

Одним из наиболее ярких примеров такого читерства является то, как большинство одиночников и одиночниц исполняют сейчас сальхов. Но об этом поговорим в другой раз. 

 

ЧАСТЬ 1. ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Итак, локально выявленный отказ от классической техники местами произошел при попустительстве или некомпетентности судей. Он произошел еще при предыдущей системе (так называемой в народе 6,0), и естественно перетек в новую систему. Постепенно в новой системе стали вроде бы бороться за чистоту прыжков (добавив, например, штрафов за неправильное ребро). Но некоторые аспекты в ней по-прежнему остались без внимания. 

И лутц и флип недаром именуются зубцовыми прыжками. В них при отталкивании фигурист использует зубец конька, а в рёберных - ребро. Но с 90-х годов некоторые тренеры научили своих подопечных на зубцовых прыжках отталкиваться ребром. Зачем? Для упрощения этих прыжков. Не всегда, но чаще всего, особенно в женском одиночном, от этого страдает качество прыжка (он ниже, хуже по выезду и flow). Зато выигрывает стабильность. Более того, толчок ребром увеличивает pre-rotation - фигурист просто скрадывает градусы на отрыве, толкаясь ходом вперед, чем избавляет себя от недокрутов на приземлении. И к тому же теряет меньше сил, исполняя сам прыжок.

Неплохой (а для женского ФК почти идеальный) лутц выглядит так, как у Лизы Туктамышевой: 

Докрут идеальный (нулевой недокрут - образцовое приземление на наружное ребро сразу).  

А теперь посмотрим на толчок:

Обратите внимание на конёк правой ноги. Фигуристка использует только зубец, а не переносит массу тела на ребро (что облегчило бы прыжок). Также отметим, что Лиза прыгает ходом назад, как и надо, т.е. на отрыве скрадывается не более 90 градусов. В воздухе фигуристка совершает минимум 2 целых 3/4 оборота. 

 

Теперь посмотрим на лутц Загитовой: 

 

Какой же толчок использует читерша из конвейера Тутберидзе Алина Загитова? Вот какой:

 

А теперь посмотрим на prerotation. Фигуристка толкается лицом к дуге прыжка. Т.е. на отрыве она "своровала" половину оборота:

 

Добавляем сюда недокрут почти четверть оборота на приземлении и получаем, что в воздухе Загитовой нужно всего-то скрутить 2 целых и 1/4 оборота. Т.е. как вы понимаете, это намного проще. Формально же тройной остается тройным. Отталкиваться ребром тоже проще, чем зубцами, т.к. такой отрыв проще контролировать, он менее требователен к координационным и физическим данным фигуриста. Недаром из тройных именно зубцовые прыжки: флип и лутц являются самыми дорогими прыжками (напомню, что "тройной" аксель - это уже 3,5 оборота, а не три. Большинство девочек прыгают 2,5).  

 

Этим же "приемом" объясняется секрет квадлутца Тутберидзе на лутце. И Трусова, и особенно Щербакова нивелируют недостаток мощи детской круткой, рёберным читерством на отрыве и преротацией. 

Читерша Трусова:

 

 

 

Читерша Щербакова: https://youtu.be/H7zidkK0A7Y?t=51

Помимо читерства на отрыве, заметим еще и плоское ребро, а не наружное ребро у конька свободной ноги (однако это не суть статьи):

 

Перед отрывом на преротации "своровано" даже больше, чем половина оборота:

 

На флипе у всех троих: Загитовой, Трусовой, Щербаковой ситуация такая же. 

 

У Косторной отрыв на лутце и флипе чуть получше и это при плоском ребре: он скорее полурёберный, а не рёберный и преротация на лутце всё же градусов 130, а не 180, однако это означает, что и ее Тутбердизе и компания начинают переучивать. Т.е. читерить. Ведь в прошлом сезоне у Косторной преротация на лутце была, как у Туктамышевой - 90 градусов. Т.е. неплохо обученную девочку предыдущими тренерами начинают портить.

 

 

Из всех учениц, занимавшихся когда либо у Тутберидзе, классический лутц был только у Цурской и Таракановой. Медведева сейчас пытается переучиться у Орсера, но это будет очень тяжело сделать.

То, что лутц и флип должны исполняться так, как это делает Туктамышева, показано на видео ISU:

 

ЧАСТЬ 2. НАКАЗАНИЕ 

Как бы ни была хороша матрица, в ней всегда найдется сбой. Конечно, наиболее правильным было бы вообще не считать такие лутцы и флипы, как у Загитовой, Трусовой и Щербаковой, за лутцы и флипы. Однако это бы повлияло на многих-многих фигуристов, которым уже не переучиться. А вот наказывать за это снижением GOE и проставлением недокрутов было бы вполне разумно. Тем более, что в правилах черным по белому было указано, что forward take-off и poor take-off должны наказываться. 

 

ЭПИЛОГ

Подписывайся на блог, Нео, и мы с тобой вновь сделаем фигурное катание чистым.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья