11 мин.

Как бедность заставила «Фейеноорд» стать главной школой талантов в Голландии

Рынок

Если вы еще сомневались, что трансферное окно — вещь не всегда приятная, то самое время присмотреться к чемпионату Голландии. Вот уж место, которое к 1 сентября зачищается подчистую и лишается всего, чем полнился весь футбольный сезон в стране. Начинается-то это все, конечно, ни свет ни заря, и свершившихся трансферов на экспорт из Голландии уже навалом. «Аякс» расстался с одним из главных своих аксакалов — в 25-то лет — Симом де Йонгом («Ньюкасл») и вот-вот останется без пробивного исландца Колбейна Сигторссона («КПР»). Другой заметный исландец Йоханн Гудмундссон тоже отправился в Англию (правда, зачем-то в «Чарльтон»), ну а герой бомбардирских рейтингов Альфред Финнбогассон отчаливает в «Реал Сосьедад». Обильнее же других на голландском рынке отоварился «Саутгемптон» — к лику «святых» теперь причислена главная звезда Эредивизи Душан Тадич, но главное — примерно половина успехов «Фейеноорда» последних лет двух-трех — тренер Рональд Куман и человек-гол Грациано Пелле.

Другая половина — это выпускники академии «Фейеноорда», по масштабам производства не первый год уделывающей и «Аякс», и ПСВ. Более очевидного свидетельства этому, чем бронзовые медали команды Луи ван Гала на ЧМ-2014, представить трудно: на игру против Бразилии вышло шесть воспитанников фейеноордовской школы. Достижения футбольного Роттердама очевидны даже без учета Дирка Кюйта и Рона Влара, последним голландским клубом которых был опять-таки «Фейеноорд», и без Робина ван Перси и Джонатана де Гузмана, пристроенных в своих клубах довольно уверенно и оставивших «Фейе» давно. Но даже самая незрелая зелень родом из «Фейеноорда», блеснувшая на чемпионате мира, уже почти разошлась по рукам: Бруно Мартинс Инди куплен «Порту», Дарил Янмат — «Ньюкаслом», а Стефан де Врей одной ногой в «Лацио».

Том Сауэр, основатель российского лагеря «Аякса»: Если честно, из всех этих ребят у Янмата и было меньше всех шансов перебраться в другой клуб. Ему 25 лет и я не вижу для него такого уж фантастического будущего. Понятно, что это отличный игрок, большой молодец, но когда он играл на ЧМ, все-таки моментами был немножно дубовым. И не зря ван Гал после третьего матча его поменял на Кюйта, и он, по-моему, сыграл лучше. А если Кюйт играет лучше, чем Янмат, то это много о чем говорит. После «Фейеноорда» Янмат переходит в «Ньюкасл» — не такая уж большая между ними разница, хотя денег зарабатывать Дарил будет, конечно, побольше.

Мартинс Инди, кроме того что в обороне играл очень уверенно, хорошо начинал атаки, переводы у него хорошо получались. И вообще он самый младший из всех защитников. Переход в «Порту» — это очень круто для него, к тому же у него португальские корни. Для развития Бруно как футболиста это правильный шаг.

Де Врей пока остается, как я понял, в «Фейеноорде». Парень, по-моему, тоже отлично себя показал, и пусть развивается пока в голландской лиге. Есть еще игрок, про которого все немного забыли — это Конголо, левый бэк, и вышел только в концовке против Испании. Ему всего 20 лет, от него можно многого ожидать.

Я чемпионат Голландии смотрю иногда, но Класи на меня невероятного впечатления не производил никогда. Но когда он вышел против аргентинцев, Снейдеру, мне кажется, стало намного легче играть — появилось с кем обменяться передачами в центре. И против Бразилии Йорди сыграл отлично. Ему 23; про того же Снейдера в его 23 говорили, какой он талант, про ван дер Варта то же самое — про Класи пока такого особо не слышно.

Воспитание

На один только эмоциальный фактор уже ничего не спишешь — «Фейеноорд» за последние буквально несколько лет выпустил норму невероятно способных футболистов лет на десять вперед. Карим Рекик и Тонни Вильена уже вызывались в первую сборную, Натан Аке и Кайл Эбисилио уже отправились в Англию (Эбисилио вернулся и теперь один из главных игроков в «Твенте»), а Жан-Поль Боэтюйс уже лидер атаки взрослого «Фейеноорда». Про «Фейе» и похвалу его академии надо вообще понимать как минимум одну вещь — клуб живет не только продажей молодежи (как это было с Вейналдумом и Лероем Фером), а делает на них серьезную ставку и их силами пробивается в Лигу чемпионов. То есть в клубе есть опытные лидеры вроде Пелле или Лекса Иммерса (тоже, кстати, близкого к воссоединению с Куманом в «Саутгемптоне»), защитную линию, полностью перенесенную ван Галом в сборную, поддерживает защитник из прошлой сборной Йорис Матайсен, а теперь еще и его товарищ Халид Буларуз. Но «Фейеноорд» невероятно молод, не на слоавх, а на деле, и молод совершенно не так, как то-либо еще в Голландии.

Сауэр: Школа в «Фейеноорде, как и в «Аяксе», была сильна исторически. В чем сила именно «Фейеноорда»? Во многом причина в том, что это все-таки более бедный район: Роттердам считается в Голландии относительно бедным городом. И из-за этого туда больше детей уходят в футбол. Ну ты знаешь, мальчишки на улицах если что-то и делают, то в футбол играют — а потом в «Фейеноорд» приходят.

Марк Левессе Адриансе, журналист: Система подготовки юношей в «Фейеноорде» сильно отличается от того, что есть, например, в «Аяксе». Обе академии начинают работу с детьми семи лет, но в «Фейноорде» на этой стадии все еще много веселья, наслаждения игрой, командного духа и медленного роста футболистов; в то же время в «Аяксе» с такими детьми уже работают тренеры, требующие исполнения. Эффект такой практики — сильный внутренний конфликт: игроки уже конкуренты друг другу, а не партнеры. В «Аяксе» больше фокусируются на индивидуальности, чем на команде, и такую модель можно встретить во всей их академии.

Второе отличие: финансовое благополучие позволяет «Аяксу» покупать молодых талантов. Начиная с U16, в каждой аяковской когорте есть множество молодежи, которую клуб приобретает из других европейских клубов. Лично я не думаю, что это то, что собой вообще должна представлять академия, но такова модель «Аякса» — выцеплять юные дарования по всей Европе к себе в Амстердам, пытаться развивать их и по возможности продавать.

Третье отличие состоит в том, что резерв «Аякса» играет в Юпилье Лиге, третьем голландском дивизионе. Начиная с прошлого года три молодежные команды присоединились к этой лиге. Это дает юношам возможность играть в условиях жесткой борьбы против серьезных команд. Вместо сдачи в аренду они могут оставлять свои таланты у себя и позволять им играть в своей же системе, нарабатывать их лучшие возможности и использовать в первой команде, когда настанет необходимость. В данный момент «Фейеноорд» ищет возможность добавить свою вторую команду в Юпилье Лигу в сезоне 2015/2016, когда построение такой модели будет должным образом рассчитано.

Хорошая академия есть и у «Утрехта» — для их уровня, конечно. То есть они не производят топ-игроков, но уже реализовали в другие клубы игроков, важных для первой команды в последние годы. Одна из причин, почему «Утрехту» пришлось так поступить — это, как и в случае с «Фейеноордом», финансовые проблемы. Этим летом они уже купили много новичков, так что я не уверен, сможет ли в этом году их академия вырастить кого-нибудь ценного в первой команде.

Деньги

Лицо этой молодости «Фейеноорда» — невероятная бедность. Едва отойдя от столетнего юбилея, в 2007-м клуб ухнул в долговую яму  — трансферы Роя Макая и Тима де Клера остались последними миллионными тратами клуба на трансферы и они же, в числе прочего, тянули клуб к неминуемому банкротству. Апогей кризиса «Фейеноорда» конца нулевых — трагические 0:10 от ПСВ уже с де Вреем, Фером, Вейналдумом и Мартинсом Инди в составе. Именно тогда главный по юношескому развитию «Фейеноорда» Стэнли Брард окончательно развернул свою реформу юношеской академии — каждая возрастная категория была теперь разбита на большее число команд, чем раньше, а система Раймаонда Верхейена, тогда еще специалиста в здравом уме, снизила количество травм и переключилась на индивидуальные программы для каждого футболиста. Хозяин «Фейеноорда» Дик ван Велл уже не мог позволить себе жирные, порой безрассудные траты, и доверился плану Брарда — теперь «Фейеноорд» открывает лагери в США, Канаде и даже Индии, и работа там ведется по тем же самым антикризисным методам.

Сауэр: Когда восемь-девять лет назад «Фейеноорд» попал в полную жопу, денег у клуба вообще никаких не было. Они не могли, как это «Аякс» делает, привлекать ребят 15 лет из Дании или из Бельгии, как Эриксен или Вермален. У тренеров просто-напросто не было никакого выбора, кроме как полностью положиться на свою молодежь. Они не стали покупать каких-то дешевых футболистов, а просто поняли, что лет на пять-шесть можно забыть про высокий результат и сконцентрировались на молодежи и дали этой молодежи органически прорасти.

Адриансе: Главная причина, почему в последние годы академия «Фейеноорда» так продуктивна — сочетание хорошей системы юношеской подготовки и нехватка денег на покупку игроков. Что это значит? Например, когда первой команде «Фейеноорда» понадобился центральный защитник, у них не было другого выбора, кроме как заглянуть в команду-U19 и перевести оттуда сначала де Врея, а годом позже Мартинса Инди.  

Куман

Пережившего 0:10 Марио Беена в конце концов изжили из клуба сами же игроки. На смену ему пришел Рональд Куман; его брата Эрвина фейеноордовцы травили  еще пуще, чем Беена, но Рональда на «Де Кейпе» полюбили так, как не любили никого давно. В условиях запредельно ограниченных ресурсов Куман лепил из «Фейеноорда» динамичную, прыткую команду, которую останавливали в Европе киевское «Динамо» и «Кубань», но в Голландии зауважали вновь. Куману основательно везло с бомбардирами — сначала Йон Гвидетти, потом Пелле — но опирался он все равно на ту самую молодую шпану — де Врей и Инди в обороне, Янмат справа, Класи в центре. Сейчас они взяли бронзу чемпионата мира, а в «Фейеноорде» уже второй год забирают себе серебро.

Сауэр: Очень большую роль в последнем успехе молодежи «Фейеноорда» сыграл Куман. Как считают мои знакомые голландские тренеры, он дал ребятам спокойствие и и из талантов сделал их большими футболистами, которые в Голландии на протяжении уже нескольких лет вовсю играют — а им по 22-23 года. Особо ничего нового, уникального в «Фейеноорде» нет. И чуть ли не вся линия защиты сборной Голландии из Роттердама — это не то что везение, ну вот просто так сложилось, что в этом поколении в «Фейеноорде» много хороших оборонительных игроков. Я думаю, и Куман их серьезно тактически обучил — он же и сам в прошлом игрок оборонительного склада, так что это его заслуга тоже.

Адриансе: В сезоне 2010/2011 союз неопытных юношей и недостатка качественных игроков принес клубу худший результат в истории, но год спустя, с приходом Кумана, все стало меняться. Академия работала и производила прекрасных игроков, как Конголо, Вильена или Боетюнс. И производит до сих пор — в ближайшие годы я ожидаю нового притока талантов. Первым, кто придет в главную команду, полагаю, будет Барт Ниукоп. Интересно также посмотреть, как это будет происходить сейчас, когда у клуба появились деньги и возможность их потратить. 

Янсен

Вслед за Куманом «Фейеноорд» покидает и Брард. Даже если новый руководитель академии Дамиен Хертог не унаследует его технологий, за всем хозяйством проследит Вим Янсен, теневой герой возвращения «Фейеноорда» к жизни. Знаковая для Роттердама личность и почитаемая болельщиками фигура, Янсен в разгар кризиса покинул пост ассистента Гертьяна Вербека после его отставки, а несколько лет спустя переквалифицировался в советники, которые стоят над душой. Похоже, такие люди, как Вим, необходимы большому голландскому клубу, если тот затеял реформы.

Сауэр: Янсен — фигура в клубе без должности. Он не глава воспитательного процесса, у него просто advisory role. Мои ребята говорят, что вот Кройф в «Аяксе» как скажет, так и будет, и вот Янсен — примерно то же самое.

Адриансе: Вим Янсен — определенно важная фигура для «Фейеноорда». Как и Кройфф, он очень скоро перебрался в «Аякс» (только в случае с Кройффом — в «Фейеноорд») и позже вернулся в свою прежнюю команду в роли тренера. Оба они были успешны. Янсен реабилитировал «Фейеноорд» на топ-уровень в начале девяностых.

Сейчас он «советник» академии, и это должность довольно размытая, но в общем подразумевает, что Янсен прогуливается туда-сюда и дает советы, которые у него спрашивают (или не спрашивают) игроки и тренеры. Как именно он на них влияет, неясно, но все тренеры всегда говорят о том, насколько он важен. Модель молодежной системы была создана в основном Стэнли Брардом, Вим Янсен не работал в клубе в это время и присоединился к академии после ухода с поста  тренера-ассистента в 2009-м.

Главное его отличие от Кройффа в том, что Йохан видит себя большим революционером, которому необходимо поменять «Аякс», и постоянно крутится в медиа. А Янсен больше работает на заднем плане и не требует к себе внимания. Он в «Фейеноорде» не для личных целей, а потому, что обожает академию. Денег ему никто не платит.

Фото: Fotobank/Getty Images/VI-Images