Блог Предел контроля

Ностальгия по фантазисте

Ситуация, когда бразильский «Феномен» Рональдо вручал аргентинцу Лионелю Месси третий в его карьере «Золотой мяч» является показательной. Николай Загладько рассуждает о том, почему бразильские фантазисты стали редкостью и что может вернуть сборную во времена великолепных «Селесао» образца 1970 года.

21 июня 1970 года навсегда вошло в историю футбола как образцовое представление одной из команд. На чемпионате мира в Мексике Бразилия предстала перед публикой командой легкой и вдохновенной, безупречной во всех проявлениях. «Селесао» одержали верх над всеми своими соперниками во всех поединках турнира, и каждый раз это был спектакль: Чехословакия была повержена со счетом 4:1, Англия - 1:0, Румыния - 3:2, Перу - 4:2, Уругвай - 3:1, и едва ли не самой красивой игрой стал финал, в котором команда Загало 21 июня разгромила сборную Италии со счетом 4:1. Потрясающая легкость в обращении с мячом, артистизм напополам с легкомыслием, хитроумие и едва уловимый налет небрежности. Этот футбол дорогого стоил, о нем и через сорок лет болельщики вспоминают с благоговением и восторгом. Именно Бразилия образца 1970 года стала для многих эталоном красивой игры.

Через 24 года «Селесао» победили на чемпионате мира в США, затем - на полях Японии и Кореи, но это уже была другая, более прагматичная Бразилия, сдобренная и выросшая на полях Старого Света. Даже лавры победителя не могли уберечь от критики тренеров национальной сборной, a за «оборонительный» футбол в свое время досталось и Карлосу Альберто Паррейре и Луису Сколари (не говоря уже о Дунге).  

«Мы не придерживались принципа «оборона прежде всего». Многие здесь, в Бразилии, этого так и не поняли. Наша игра была не оборонительной, а хорошо организованной», - скажет позже Паррейра, но его слова будут услышаны лишь единицами. И в этом нет ничего удивительного. Прочный каскад ностальгических воспоминаний о чудесах Бразилии времен Пеле, Ривелино, Жаирзиньо и Тостао не пошатнуть разговорами о необходимости играть в «хорошо организованный» прагматичный футбол.

Нигде в мире футболу не отдаются столь самозабвенно и вдохновенно, как в Бразилии. В любом баре, кафе, на улице, пляже или в переполненном автобусе вы непременно услышите дебаты о футболе. И всякий раз, сколько бы не спорили участники подобных дискуссий о неповторимом дриблинге Роналдо, могучем ударе Ривалдо, волшебствах Роналдиньо или чудачествах Неймара, рано или поздно среди них обязательно подаст голос седеющий скептик, который в разгар спора вдруг громко вздохнет и ржавым голосом возразит: «Роналдо, Ривалдо, Роналдиньо, Неймар - это все хорошо, умеют ребята играть в футбол, но где остальные? Лет тридцать назад, в каждой команде было по несколько таких Неймаров». Романтический футбол остался где-то в 70-х, уступив место прагматике необходимого результата над зрелищем.

Еще десять лет назад бразильские фантазисты и форварды атаковали список претендентов на «Золотой мяч». Последним бразильцем, завоевавшим его был Кака, который по инерции еще один раз поднялся на пьедестал, а потом... Бразилия перестала претендовать на право обладания трофеем лучшему игроку мира. Точнее сказать, в этом списке все меньше стало появляться бразильских «десяток» и «девяток». Да и сам факт, что аргентинский чудо-мальчик Лионель Месси получил приз из рук бразильского «Феномена» Рональдо, говорит сам за себя. 

Впрочем, номинация на «Золотой Мяч» - это не только футбол. Мы часто можем наблюдать совершенно неожиданные фамилии в списке претендентов на награду. И практически всегда это футболисты играющие в Европе. ФИФА не видит ничего кроме Старого Света. Им нужен игрок-брэнд, чье имя привлекает миллионы и миллионы людей по всему миру, и как следствие - их кошельки. Сегодня такими брэндами являются Месси и Криштиану Роналду. Но еще совсем недавно, в 90-е, все было иначе

УПОРЯДОЧИТЬ ДЖОГУ БОНИТУ

Десять лет назад игроков национальной сборной Бразилии называли «кудесниками мяча». Бразильский футбол всегда воспринимался как чистое зрелище: по причине того, что бразильцы в большей степени играли интуитивно. В Европе футбол всегда шел по другому развитию - тактика, физика, дисциплина. С тех пор, как Рубенс Минелли активно убеждал всех, что современный футбол эволюционирует в физическом плане и будущее за фактурными центральными полузащитниками, в Бразилии изменили путь развития. Статистические данные свидетельствовали в пользу того, что дриблинг, обводки и прочие трюки уменьшают количество голов, и, как следствие, влияют на результат. Принимая во внимание вышеизложенное, бразильский футбол сменил ориентиры. Мейяс и прочие свободные художники стали в одночасье игроками вчерашнего дня. В Бразилии полагали, что будущее за быстрыми контратаками в сочетании с умелым исполнением. Одним словом, бразильский футбол двигался в сторону прагматики.

Упор на физическую подготовку подарил миру целое созвездие талантливых бразильских футболистов, номинально играющих ближе к своим воротам. За примером далеко ходить не нужно: Дани Алвес, Марсело, Майкон, Давид Луис, Лусио, Тьяго Силва. Последний так и вовсе назван лучшим бразильским футболистом в Европе.

ЦЕНА ТАЛАНТА

Ни для кого не секрет, что бразильский рынок невероятно щедр на таланты. Долгое время количество игроков,  отправляющихся на поиск лучшей судьбы, измерялось сотнями, а иногда и тысячами футболистов в год. Однако, в последнее время ситуация изменилась. Сегодня многие высококлассные бразильские игроки совершенно не грезят Европой. Ответ прост: в стране появились деньги, пусть и не такие большие как в Старом Свете, но их хватает на то, чтобы удержать часть талантливых футболистов дома. Экономика Бразилии одна из самых динамично развивающихся, и даже во время финансовых кризисов некоторые бразильские клубы серьезно наращивают доходы от телевидения, что позволяет предлагать футболистам зарплаты вполне сопоставимые с европейскими. Пример Неймара тому наилучшее подтверждение. Еще пять-семь лет назад его уже давно бы продали в Европу, сейчас он выступает за «Сантос» и, по его словам, не спешит покидать родину в ближайшее время.

Как следствие, Аргентина уже обошла Бразилию по объему экспорта футболистов. На сегодняшний день продажа футболистов – главный источник доходов для аргентинских клубов. Это приносит большие прибыли, чем реализация телевизионных прав, билетов или атрибутики. Не имея таких финансовых возможностей, которыми может похвастаться Бразилия, аргентинцы вынуждены  опираться на бесперебойный конвейер по продаже игроков заграницу. Как только поступает мало-мальски внятное предложение, игрока тут же продают. Кроме того, аргентинцы традиционно легко адаптируются на своей второй родине - в Италии и Испании. Но и на этом аргентинский рынок  свою экспансию останавливать не  намерен.  Ситуация складывается так, что талантливые аргентинцы стали переезжать играть в Бразилию, зарабатывая именно там звездный статус. Ярчайший пример - Дарио Конка. А ведь есть еще Андрес Д'Алессандро, Вальтер Монтижо, Мануэль Лансини.

Так что на данный момент времени, Бразилия может надеяться  только на то, что на пляжах страны играют в футбол миллионы сверхталантливых  мальчишек. И эти надежды  весьма оправданы -  в стране, где игра является религией, всегда появится новый футбольный бог.  В конце концов, два  года назад никто и не думал, что 18-летний Лукас из  «Сан Паулу» может играть за «Селесао», и быть там среди лучших. А значит,  перед Бразилией не стоит вопрос производства новой одаренной молодежи - только вопрос реализации этих игроков. И, если все получится, в ближайшие несколько лет мы услышим новые имена бразильцев, способных повторить путь великолепной Бразилии-1970 и вдохновить своей игрой болельщиков. Тогда и «Золотой мяч» точно не обойдет «Селесао» стороной.

Текст написан специально для арпельского номера Total Football

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья