12 мин.

Реджиста и возраст

Carrick

НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НАЗАД ВОКРУГ ФИГУРЫ МАЙКЛА КЭРРИКА возник неожиданный ажиотаж, отчасти связанный со спадом его формы, но в большей степени вызванный его позицией на поле.

Кэррик, которому уже 33 года, почти десять лет играет за «Манчестер Юнайтед», а перед недавним матчем за сборную Англии, куда он периодически вызывается, продлил контракт с клубом еще на год. Возможно, следующая мысль покажется чересчур трагичной, но впервые за долгое время в карьере Майкла, и в сборной, и в клубе, оба тренера по достоинству оценивают его футбольные таланты. Ван Гал сделал Кэррика неотъемлемой частью своей новой системы, позволив ему дирижировать игрой команды, располагаясь позади трудолюбивых Андера Эрреры и Маруана Феллайни. Выбор Роя Ходжсона в большей степени продиктован травмой Джека Уилшера, но это стоит воспринять как знак того, что Майкл рассматривается как достойный претендент на место в полузащите сборной.

Как принято теперь говорить: карьера Кэррика была наполнена взлетами и падениями. Использование его как глубоко расположенного плеймекера сейчас вызывает сомнение. Его футбольные качества нередко игнорировались, а временами становились поводами для упреков. Не обладая скоростью и выдающимся атлетизмом, чтобы играть перед линией обороны, он имеет мало общего с современными «box-to-box» полузащитниками. Но именно сейчас, разменяв четвертый десяток, он единственный английский игрок достойный называться реджиста и достоин за это уважения.

 

ПОЗИЦИИ ИГРОКОВ НА ПОЛЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ УЖЕ ДАВНО, однако, понятие реджиста является относительно современным. Если опустить условности, игроки опорной зоны были разрушителями на протяжении большей части истории игры, а креативным игрокам отводились  зоны ближе к воротам соперника.

pozzo

Витторио Поццо, будучи тренером сборной Италии в начале ХХ века, задумывался над использованием игроков способных управлять игрой команды, но делающих это из глубины. Работая и обучаясь в Англии, Поццо наблюдал за игрой английских клубов и был впечатлен действиями полузащитника «Манчестер Юнайтед» Чарли Робертса. Робертс, был весьма умелым  игроком,  благодаря чему начинал атаки своей команды и Поццо хотел наладить подобную игру в своих командах. Стоит отметить, что в те времена в схеме 2-3-5 центральный полузащитник, в большей степени, был третьим центральным защитником. Поццо, в отличие от большинства своих коллег, хотел, чтобы центральный хавбек управлял игрой команды. В центре поля ему нужен был режиссер (regista по-итальянски), поэтому он адаптировал схему 2-3-5 для своей философии, тем самым оставив заметный след в футболе своей эпохи.

Луис Монти был игроком сборной Аргентины на ЧМ 1930. Он помог сборной добраться до финала, в котором победа досталась сборной Уругвая. Но уже в 1931 году выступал в футболке «Ювентуса» из Сан Лоренцо. Так как его предки были итальянцами, вскоре он оказался в составе сборной Италии, под руководством Поццо, который видел его в роли реджисты. Несмотря на то, что у Монти был лишний вес и он был медлителен, он идеально подходил на эту роль в «методо». Опускаясь ближе к обороне, когда команда теряла мяч, и, надевая мантию созидателя, когда получала мяч обратно, Монти стал сердцем этой сборной и в 1934 году стал чемпионом мира.

Эволюция футбольной тактики привела к появлению схем с четырьмя защитниками, в которых пространство перед линией обороны занимал опорный полузащитник. Занимая на поле то же место, что и реджиста, он выполнял на поле абсолютно иные функции. Опорник должен был держать позицию, а реджиста обладал свободой. Опорник изолировал, а реджиста дирижировал. Один разрушитель, другой созидатель. Было ясно, что подобная связка вполне уместна в центре поля, но если место перед защитой занимал только один игрок, то предпочтительней выглядело умение эффективно отбирать мяч, нежели нестандартное мышление.  

Использование опорника-разрушителя эффективно в качестве первого рубежа обороны, позади ориентированных на атаку полузащитников. Клод Макелеле наиболее яркий представитель такого амплуа. Его уход из Реала нарушил баланс в мадридском клубе, в то время как присоединение к Челси серьезно укрепило лондонский клуб в период первого прихода Жозе Моуриньо.

В последнее время, заметно увеличение количества команд использующих созидателей на месте опорных полузащитников. Примечательно, что большинство таких игроков, так же как и Монти, уже в почтительном для футбола возрасте.

 

ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ ТОНИ КРООС из мюнхенской «Баварии» перешел в мадридский «Реал». Немцы, во главе с Гвардиолой, предусмотрели вариант его замены, причем замена была частью самой сделки по переходу Кросса. В обратном направлении перешел Хаби Алонсо.

alonso

В 32 года Алонсо начал новую главу в своей замечательной карьере, предпочтя Мадриду обучение под руководством Гвардиолы. Стоит учесть, что на момент перехода Алонсо в «Баварию», Тиаго Алькантара и Бастиан Швайнштайгер были травмированы, и, учитывая уход Кросса, Алонсо рассматривали скорее как качественного игрока запаса, который будет нужен в таких вот исключительных случаях. Уже через месяц после перехода ему исполнилось 33, однако можно обратиться к другим числам – имеющим большее отношения к футболу. Алонсо побил рекорд Бундеслиги, совершив в матче с «Кельном» 204 передачи, в иоге «Бавария» победила 2-0. А статистика Алонсо по передачам в чемпионате все еще восхищает.

Согласие Алонсо на переход в «Баварию» Гвардиола назвал – идеальным решением и нашел ему регулярное место в своей команде. Нынешняя тактика Гвардиолы походит на 2-3-2-3 от Поццо, с поправкой на время, тенденции современного футбола и технологии. Разумеется, что Алонсо в этой тактике отведена роль современного Монти.

В своих предыдущих клубах Алонсо привык действовать в опорной зоне в паре с партнером, в «Баварии» он играет в иной манере. Теперь у него больше свободы и действует он гораздо глубже, опускаясь за мячом в линию защиты, а иногда и ниже, он начинает атаки своей команды. Можно говорить, что Алонсо наслаждается второй молодостью в новом клубе и его возраст в данном случае не помеха.

 

ЕСЛИ ЕСТЬ В МИРЕ ИГРОК, который знает больше всех об отрицательном воздействии возраста и о противостоянии ему, то – это Андреа Пирло. Беззаботный итальянец начинал свою карьеру, как плеймекер иного типа, так как играл позади нападающих. В 2001 году он вернулся в «Брешию» из миланского «Интера» где не смог пробиться в основу. «Ласточек» тогда тренировал Карло Маццоне и он нашел для Андреа более подходящее место на поле.

Пирло начал расцветать в своей новой роли, показывая признаки того футболиста, которым мы все его знаем. Знаковым событием можно считать гол, который забил Роберто Баджо в том же году, в матче с Ювентусом. Автором передачи стал Андреа Пирло, который длинным забросом перекинул линию обороны Ювентуса, вывел Баджо один на один. Обработка, контроль мяча и удар Баджо признаки пусть и уже угасающего, но гения.

После Брешии, Пирло вернулся туда же, в Милан, на тот же стадион, однако в футболку с черно-красными цветами. Он присоединился к легендарному "Милану" которым руководил Карло Анчелотти. Любопытно, что на некоторое время, на место Пирло в «Брешию» пришел Хосеп Гвардиола, карьера которого в Барселоне подошла к концу. Анчелотти продолжил использовать Пирло в глубине поля и выстроил вокруг него полузащиту своей команды. Грозный Дженнаро Гаттузо и стальной Массимо Амброзини, располагавшиеся перед ним, позволяли Пирло сосредоточится на управлении игрой.

Уход Анчелотти в 2009 году, последовавшие изменения и приход Максимилиано Аллегри в итоге привели к тому, что время Пирло в «Милане» закончилось. Аллегри привел в команду  Марка ван Боммеля, используя его, либо Амброзини перед линией обороны, предпочтя технике Пирло их жесткость. Пирло, как свободный агент, перебрался в Ювентус. Учитывая количество игрового времени, которое он получал в последний сезон на Сан Сиро, мало кто полагал, что его уход всерьез навредит Милану.

Подходит к концу четвертый сезон Пирло в футболке Ювентуса, за это время команда трижды выигрывала чемпионат и вряд ли упустит чемпионство в этом году. Когда Аллегри был назначен главным тренером Ювентуса, у него не было выбора, кроме как проявить уважение к Пирло и он проявил его, доверив ему место реджисты в расстановке 4-3-1-2.

Еще одна заслуга Пирло в том, что он смог разрушить стереотип о глубоко расположенных плеймекерах, сложившийся в итальянском футболе. Ранее, возможно под влиянием знаменитого журналиста Джанни Бреры (хотя, на мой взгляд, в большей степени – это заслуга Сакки), который говорил, что итальянцы физически слабый народ и поэтому должны сконцентрироваться на обороне. Итальянские тренеры настроили свои системы на более разрушительный стиль игры и вследствие этого не ценили креативных игроков. Наличие созидателя, больше думающего об атаке, непосредственно перед линией обороны, считалось опасным потому, что игроки типа Пирло воспринимались как пижоны. Грубая сила и бесстрашие, вот что считалось уместным в зоне перед штрафной площадью.

В качестве примера подобного отношения можно привести Фабио Капелло, который, приняв Реал, считал Фернандо Редондо слишком "изящным" для игры перед линией обороны. Капелло всегда предпочитал сильную личность на этой позиции. Например в Милане, в основании полузащиты он использовал Марселя Десайи. По поводу Редондо, он считал, что его навыки более уместны ближе к чужим воротам.

Уходя из Мадрида, Капелло гораздо лучше понимал Редондо как игрока и оценивал ту пользу, которую он приносил на позиции глубоко расположенного плеймекера. Важно, что в современном итальянском футболе отношение к игрокам подобного типа постепенно меняется. И сейчас мы можем наблюдать игру Давида Писарро и Мирко Вальдифьори.

ТЕПЕРЬ СТОИТ ВЕРНУТЬСЯ К РАЗГОВОРУ О КЭРРИКЕ. Когда сэр Алекс Фергюсон подписал его из Тоттенхема, за 18,6 миллионов фунтов, он стал шестым по стоимости приобретением Манчестер Юнайтед за всю историю. Примечательно, что ему досталась футболка с номером 16, до этого принадлежавшая  Рою Кину – стальному ирландцу, покорителю пространства от штрафной до штрафной. И многие в этой футболке увидели символ прямой замены Кину. Однако это было  заблуждением. Да, после ухода Кина в полузащите МЮ образовалась брешь, но Фергюсон не собирался просто заменить одного игрока на другого, речь шла о полном преобразовании полузащиты.

Понимая необходимость отказа от линейного расположения полузащитников, Фергюсон сделал Кэррика разыгрывающим центральным полузащитником. Это приобретение было символом того, что Манчестер отходит от классической, плоской схемы  4-4-2 и следует в такт современным изменениям в игре. За следующие несколько лет они выиграли Лигу Чемпионов, используя гибрид систем 4-3-3 и 4-2-3-1, при непосредственном участии Кэррика.

frgie & car

Разумеется, Кэррик никогда не встанет в ряд с Пирло или Алонсо, прежде всего потому, что он не обладает подобной игровой стабильностью и технникой паса. При  всем этом, он слишком долго игнорировался английским футболом, который традиционно трудно принимает новшества и делает это зачастую с опозданием. В спорах о том кто больше уместен в схеме 4-4-2 сборной Англии – Лэмпард или Джеррард, была упущена возможность для достижения баланса в центре. Возможно стоило в целом пересмотреть схему сборной и использовать Каррика позади одного или обоих одновременно. Только Рой Ходжсон смог разглядеть потенциал ромбовидной полузащиты с Кэрриком в основании.

Поскольку Кэррику скоро 34, у него есть возможность в ближайшие годы стать точкой опоры и в клубе, и в сборной. Вопросы по поводу того, сколько времени он еще сможет провести на высоком уровне, скорее всего не самые главные, поскольку возраст – не проблема для реджисты.

УЧИТЫВАЯ, ЧТО СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ИГРОКОВ ПОДОБНОГО АМПЛУА явно превышает средний возраст игроков, на любой другой позиции на поле (за исключением вратарей), можно предположить, что именно возраст коррелирует с самой ролью на поле. Одна из причин этого в том, что игра становится все более динамичной, с большим упором на прессинг, контрпрессинг, высокий темп, быстрый переход между фазами игры. Возрастным игрокам сложнее поддерживать такой темп поэтому они вынуждены приспосабливаться к современной игре за счет отхода в тыл. Здесь недостаток скорости и атлетизма может быть компенсирован за счет окружающих защитников и полузащитников. Фитнесс статистика может их больше не беспокоить, вместо этого можно на полную использовать свои игровой интеллект, видение поля и опыт для управления игрой.

Реджиста сопротивляется уходу в забвение, доказывает, что в современном футболе остается место для паузы, равновесия и неторопливого, ритмичного паса. В этой борьбе им помогают тренеры, которые видят преимущества в подобной манере игры. Гвардиола знает эти преимущества лучше кого бы ты ни было, потому что сам прошел через подобное. Сейчас, более чем когда либо, плеймекеры, располагающиеся высоко, "съедаются" двойками опорных, либо полузащитниками оборонительного плана и есть все предпосылки для их ухода ближе к своей штрафной площади.

Разумеется, не все готовы или способны меняться. Стивен Джерард – пример игрока, который так же, из необходимости, был отодвинут назад, однако не смог до конца адаптироваться к новой роли. Это признак того, что реджиста это не утопичная фантазия футбольных романтиков, придуманная, чтобы добавить красоты во все более техничный и технологичный спорт. Реджиста – это определенная роль, для исполнения которой необходим определенный набор навыков. И это не просто способ продлить футбольную жизнь игрокам в преклонном возрасте, просто отодвинув их вглубь поля. Если у тебя нет необходимых навыков и признаков, то велика вероятность потерпеть неудачу в этой роли. И, соответственно, то, что возраст большинства игроков, которых можно назвать реджиста превышает 30 лет, не необходимость, а совпадение.

Современные команды атакуют из глубины, а игроки группы атаки являются первой линией обороны, соответственно и зона организации игры тоже отодвигается вглубь. Луи ван Галл, в 90-х, будучи тренером Аякса говорил: "В современном футболе настоящими плеймекерами являются игроки четверки защитников". Это говорит человек, который сделал Каэррика важонй частью его оборонительного построения.

Мы все еще остаемся в той эпохе, которую Арриго Сакки назвал эпохой специалистов, в том смысле, что реджиста нуждается в помощи других игроков команды. То, что плеймекер теперь располагается глубже, не отменяет необходимости выпускать на поле исполнителей способных балансировать игру команды и умеющих грамотно разрушать игру соперника. Главная разница в том, что раньше, когда плеймекер располагался выше, разрушитель требовался за его спиной, реджиста же требует таких игроков перед собой. Мы еще не достигли времен, когда игроки обороны будут обладать отличной техникой. И если раньше граница между игроками обороны и атаки четко делилась на "отбирай" и "забивай", нынешние требования уже не на столько четкие. На высшем уровне, теперь, от игроков группы атаки ожидают дисциплинированной и четкой командной игры без мяча, в то время как от защитников ждут большей изобретательности в атаке.

В таких обстоятельствах необходимость реджисты становится более очевидной. Их спокойстви при работе с мячом и умение действовать под давлением востребованы, когда от игроков группы атаки больше требуется оказывать давление на соперника. Развитие игры, по видимому, приведет к росту потребности в подобных игроках, причем не просто адаптированных для этой роли, а специально обученных для подобных действий. Пока эту роль будут выполнять старички, но в будущем не будет времени ждать, пока очередному кандидату на роль реджисты исполнится 30, чтобы оценить его уникальные навыки.

Ссылка на оригинальный текст: These Football Times