7 мин.

Мото Гран-При Италии: Хорхе Лоренсо эпохи Возрождения

 

  В первые выходные лета Чемпионат Мира по кольцевым мотогонкам MotoGP приехал на малую родину Леонардо да Винчи и Данте Алигьери - в регион Тоскана. Гран-При Италии по праву можно считать историческим этапом календаря: гонка на родине пиццы присутствует в чемпионате с дебютного сезона 1949 года. 

  Вплоть до сезона-1968 мотоциклетный Гран-При Италии проходил в "Храме скорости" - Монце. В годы постоянного пребывания именуемого тогда Гран-При Наций (Италии) на трассе близ Милана раскрылись легенды мотогонок второй половины XX века. Историческим было взаимодействие MV Augusta с 15-кратным чемпионом Мира Джакомо Агостини, "Божественный Аго" победил в 13 домашних Гран-При Наций в Монце и Имоле в 350 куб.см и 500 куб.см. С 1976 года этап в Италии стал проходить и на новой трассе в Муджелло, но тогда же он чередовался с Монцой, Мизано и Имолой; на постоянной основе на автодром в Тоскане раунд Чемпионата Мира приехал в 1994 году. С тех пор в Муджелло, на домашнем автодроме, 9 побед в разных классах завоевал пилот Yamaha - Валентино Росси. Примечательно, на прошлогоднем Гран-При Италии все победы достались итальянцам: в Moto3 - Андреа Миньо, в Moto2 - Маттиа Пасини, в MotoGP - Андреа Довициозо. 

  Длинная трасса в Муджелло (5245 м) пролегает в живописной долине, обладая 1.1-километровой прямой, на которой в пятницу Довициозо на Ducati поставил рекорд скорости в 356,4 км/ч. Скоростной и широкий автодром позволяет выбирать различные траектории в поворотах. Давление оказывается на двигатель и систему охлаждения: длинная стартовая прямая может вывести байк из строя. Стоит следить за шинами в гонке, чтобы они не "ушли": покрышки Soft и Medium могут сильно износиться на втором и третьем секторах, где большая нагрузка идёт на правую боковину. Гонщикам, стиль которых подразумевает позднее торможение, вроде Хорхе Лоренсо из заводской команды Ducati, придётся быть бережным к шинам Michelin, которые страдают по ходу круга. 

  Для испанца Лоренсо это не главная проблема. Напарник по Ducati - Андреа Довициозо продлил контракт с командой, в отличие от трёхкратного чемпиона Мира в MotoGP. Некоторые двери в заводские команды уже закрыты, на данный момент вакантные места остались в Honda, Suzuki, Aprilia и Ducati, где никак не определятся. Хорхе Лоренсо выступает за итальянскую команду второй сезон; если в первом году его низкие результаты оправдывались привыканием к философии Ducati, то во втором два схода и 15-е, 11-е и 6-е места до раунда в Италии - это не уровень Лоренсо. На место в команде из Болоньи сватают много пилотов, один из них Данило Петруччи из Pramac Ducati. Итальянский гонщик хоть и из команды-сателлита Ducati, но выступает на байке Desmosedici GP18, как в заводской конюшне. По причине отсутствия соглашения для Лоренсо итальянский и следующие этапы - важнейшие в сезоне, результаты которых влияют на его будущего в чемпионате.  

  В квалификации в упорной борьбе поул-позиция досталась Валентино Росси из Movistar Yamaha, "Доктор" проехал круг за рекордное время - 1.46.208. Первый ряд с ним разделили Хорхе Лоренсо на Ducati (2-й), выложившись на 100%, и напарник Росси - Маверик Виньялес (3-й). На второй линии расположился Андреа Ианноне, покидающий заводскую Suzuki Ecstar в конце сезона, рядом с ним Данило Петруччи (Pramac Ducati) и Марк Маркес из Repsol Honda, лидер личного зачёта.  

  Под пеленой жёлтого дыма от фанатских файеров в бой отправились пилоты MotoGP. Первый поул за долгое время не принёс девятикратному чемпиону Мира ничего хорошего: Лоренсо молниеносно на старте обошёл райдера Movistar Yamaha. На 3-е место с 6-го к выходу из второго поворота прорвался Марк Маркес, не рассчитав траекторию и вытолкнув за пределы трассы Данило Петруччи из Pramac Ducati. Гонщик Repsol Honda - герой первого круга ГП Италии, в отличие от провалившего старт Виньялеса. Напарник Маркеса по команде - Дани Педроса сошёл с дистанции на первом круге, как Абрахам (Angel Nieto Team) и Реддинг (Aprilia). На третьем круге Маркес в первом повороте Муджелло обогнал Росси, пилот заводской Yamaha не пал духом и стал прессинговать испанского райдера, выбравшего жёсткое сочетание шин Hard-Hard, возлагая надежды на последние круги. На пятом круге в 10 повороте испанский чемпион на Honda упал и лишил себя победы, на которую претендовал, но с гонки не сошёл. Андреа Довициозо стабильно провёл начало заезда, что подняло его на 4-е место с 7-го. За 18 кругов до конца он начал обгонять соперников: в первом повороте идущего третьим Ианноне на Suzuki, через круг - Росси. Перед Довициозо остался лидирующий напарник по команде - Хорхе Лоренсо на Ducati. За 16 кругов до конца Ианноне обошёл Росси в борьбе за третью позицию; Петруччи из Pramac Ducati после неудачного старта начал прорыв к первым местам: добравшись до Ринса, напарника Ианноне, он не пощадил и его, выйдя на 5-ое место. За 12 кругов до конца разыгралась самая красивая борьба гонки: Росси с 4-го обгоняет Ианноне в одном повороте, но в следующем вираже выходит широко и внутри пропускает вперёд пилотов Suzuki и Pramac Ducati, опускаясь на 5-е место. Петруччи во время этого манёвра отыграл две позиции и стал 3-м, Ианноне - 4-м. Вскоре Валентино Росси на Yamaha обошёл Ианноне и стал 4-м, позже и Ринс обогнал напарника. Сложилась ситуация, что три Ducati Desmosedici GP18 идут на первых позициях, но итальянец из Pramac Ducati не дал такому раскладу реализоваться. Выйдя на третье позицию, Данило Петруччи не оторвался по причине более мягкой комбинации шин, которые были изношены в пылу борьбы. Собрав "паровозик" из Ринса, обогнавшего Росси, Ианноне, Кратчлоу, Данило не удержал свой подиум. За 7 кругов до финиша внутри этой группы Ринс откатился на 6-е место; за 6 - Росси обогнал Петруччи и стал 3-им. Вскоре Петруччи обошла вся эта группа, в результате чего райдер Pramac Ducati финишировал 7-м. Андреа Ианноне, став 4-м, упорно пытался попасть на подиум. Валентино устоял под прессингом своего соотечественника и финишировал третьим, позади серебряного триумфатора Андреа Довициозо и победителя Хорхе Лоренсо.  

  Впервые с Гран-При Валенсии 2016 года, последней гонки с Yamaha, Хорхе Лоренсо занял верхнюю ступеньку подиума, проведя потрясающий заезд. От испанского райдера ждали побед на протяжении полутора сезонов, но смена заточенного под его стиль байка Yamaha на чуждый Ducati уничтожила темп Хорхе. В прошлом году его подводили под уроженца Майорки, в этом его продолжают настраивать, но победы до Муджелло не приходили. Перед пилотом Ducati стояла задача доказать, что он достоин места в команде при наличии сильных конкурентов. Второй год подряд Данило Петруччи едет на высоком уровне на байке заводской модификации; в сезоне-2017 разница между Лоренсо и Петруччи составила 13 очков в пользу испанца. В этом году преимущество уже на стороне итальянца, который и в гонках едет стабильнее. Одной яркой победы для Лоренсо будет недостаточно, чтобы закрепить место в Ducati. Если трёхкратный чемпион MotoGP станет чаще финишировать на подиуме или в топ-10, то болельщики увидят Лоренсо эпохи Возрождения, а выбор руководства из Борго Панигале будет в его пользу, а не Петруччи или другого пилота. 

  Падение лидера чемпионата Марка Маркеса из Repsol Honda стало самым драматичным событием гонки. Наклонившись для прохождения поворота трассы в Муджелло, "Муравей" не смог выправить вертикально свой байк и скатился в lowside, вылетев в гравий. Четырёхкратный чемпион MotoGP вернулся в бой на 18 позиции. Отставание от основной группы он сократил обгонами, но финишировал в шаге от очкового 15-го места. Такой результат вернул интригу после трети гонок, теперь преимущество Маркеса над остальными не так велико: 23 очка от Росси, 28 от Виньялеса, чуть позади Довициозо с Зарко из Tech 3 Yamaha.  

  Среди производителей-новичков последних лет (Suzuki, KTM, Aprilia) лучшими были пилоты прогрессирующей японской команды: Ианноне и Ринс - 4-й и 5-й. Для австрийских байков KTM гонка премьер-класса стала менее удачной: Эспаргаро - 11-й, Смит - 14-й; ужасно она сложилась для итальянской Aprilia, чьи оба пилота не классифицированы в гонке. 

  Следующая гонка пройдёт на родине Маркеса и Лоренсо, перед домашними трибунами пилоты будут полны решимости выполнить поставленные цели: для Маркеса это сохранение лидерства в чемпионате, для Лоренсо - повторение высокого результата. Пелотон Чемпионата Мира переезжает в испанскую Каталонию на трассу Барселона-Каталунья для одноимённого Гран-При 15-17 июня.

Яркие моменты гонки Гран-При Италии 2018 года: