8 мин.

Новак ДЖОКОВИЧ: «Я переживал очень тяжелый в эмоциональном плане период, который окончательно еще не ушел в прошлое»

   Интервью первой ракетки мира Новака Джоковича журналистке французской L'Equipe Франсуаз Инизан, которое 31-летний серб дал во время Мастерса в Монако.

Djoker

 

   Эта магнетическая мощь, которой от него веет. Этот притягивающий зеленый взгляд. Убедительность, властность. Магический напиток? Новак Джокович всегда обладал искусством завладевать - как в отношении своих соперников, так и журналистов. Его обычно бесконечные ответы на вопросы во время интервью иногда настолько многослойны, наполнены гипнотическими, а часто и мистическими отступлениями. Тяжело резать (текст, имеет в виду автор. - прим.перев.). Джоко нужно говорить, говорить... "Мы часто просим, убеждаем его быть лаконичнее, но из этого ничего не выходит", - признается его менеджер.

   Однако здесь, в крошечной комнатке -коробке для интервью, затерявшейся в недрах турнира в Монако, он сразу же поставил жесткое условие - о своей роли президента Совета игроков АТР, о якобы вовлеченности в увольнение директора АТР Криса Кермода, которая повлекла обострение отношений с Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем,. отнявшей так много моральных сил в последние недели, он говорить не будет.

   Поэтому мы сосредоточились на его карьере, на взлетах и падениях, на том периоде после "Ролан Гарро"-2016, когда он был лишь тенью самого себя, на его фантастическом возвращении и трех подряд титулах ТБШ, на Уимблдоне, в Нью-Йорке и Мельбурне, на том, что после Австралии его весна снова складывается не лучшим образом, хотя 31-летний серб, по-прежнему первая ракетка мира, и утверждает, что «имеет все основания доверять своей игре».

   Но с этим парнем, как кажется, больше ни в чем нельзя быть полностью уверенным, с ним, кажется, все всегда висит на волоске.

   - За вами очень трудно поспевать. У вас постоянно то взлеты, то падения...

   - (смеется) Но жизнь вообще такова, разве нет? Бывают периоды, когда ты чувствуешь себя хорошо, когда ты полностью уверен в себе на корте, когда результаты - сплошь позитив. А потом внезапно все меняется, уходит уверенность, уходят результаты... Ты перестаешь ощущать комфорт на корте, перестаешь сам себе доверять.

   Стабильность моих результатов была действительно фантастической, но за последние четыре года многое изменилось. Я стал отцом двоих детей, долгое время сражался с травмой и ее последствиями... Завтрашний день всегда непредсказуем.    Должен напомнить, что 15 месяцев назад я был травмирован, что полгода до операции не играл. Я был 22-м в рейтинге и думал, что никогда уже не вернусь назад, на вершину.  Люди, что смотрят на нас со стороны, думают, что мы роботы, что мы всегда все делаем, обязаны делать безупречно. Но мы такие люди, как и все остальные, и у нас тоже случаются такие же проблемы, как и у любого человека. Но нам, в отличие от обычных людей, нельзя позволять себе предаваться унынию, мы обязан постоянно искать и находить положительные ощущения, баланс, решение, которое бы в кратчайшие сроки позволило выбраться из эмоциональной ямы. Лично для меня это приоритет номер один - постоянный поиск баланса.

   - Вы как-то обмолвились, что этот длительный период, связанный с травмой, заставил вас эволюционировать и в личной жизни, и в теннисе. Как?

   - Впервые в карьере я полгода ничего не делал, не играл. И, знаете, я благодарен за это судьбе, потому что смог, наконец-то, заняться тем, от чего достаточно давно отвык. В это время родился мой второй ребенок, моя дочь. Это был период, до предела насыщенный эмоциями, отличными от тех, которые испытываешь, будучи в туре.

   Но в то же время эта травма имела и негативный эффект - пострадал мой теннис, моя игра. Я вынужден был что-то менять, подачу, например, и очень сильно. Я никак не могу нащупать, вернуть привычный ритм, вернуть контроль над подачей, над другими ударами, что составляет основу моей игры, что позволяло мне всегда с уверенностью выходить на корт.

   - Вы, как видится, потеряли не только это. Вы расстались со своим тренером, Марьяном Вайдой, чтобы работать с "гуру" Пепе Имазом. Что случилось? (каждый раз, когда упоминают это имя, присовокупляя словечко "гуру", пытаясь тем самым якобы обострить тему, мне хочется материться. - прим.перев.)

Реклама 18+

   - Когда люди чего-то не знают и не понимают, они начинают выдумывать всякую чушь. А стоит вам начать что-то выдумывать, вы сразу же выстраиваете на этих выдумках целые истории, а потом сами же начинаете в них верить и уверять других, что именно так все на самом деле и обстоит. Хотя в реальности это совсем не так. Но донести правду до умов, в которых уже укоренилась эта ваша "сказка", становится предельно сложно.

   Я всегда стараюсь говорить правду. Я никогда не скрывал того факта, что переживал очень тяжелый в эмоциональном плане период, который на самом деле еще окончательно не ушел в прошлое. Мне было важно разобраться с определенными вещами, которые я слишком долго держал под сукном. Но когда что-то случается в твоей личной ли жизни, в публичной или в чем-то еще, большинство склонно искать причины в ком-то или чем-то другом. В Пепе, в моем тренере, в бог знает чем еще...

   Пепе никогда не был тому причиной. И для меня чрезвычайно оскорбителен тот факт, что кто-то может так думать, потому что это ставит под сомнение мою независимость как личности, это прямое оскорбление меня, как взрослого, состоявшегося человека, моей зрелости, моему интеллекту.

   Я всегда старался окружать себя людьми, способными помочь мне развиваться как личности, укрепить характер, понимать меня как личность, чтобы стать лучше, глубже, как человек.

   - Вы очень заботитесь о своем теле, свое организме, культивируете что-то вроде аскезы. Вы вегетарианец, вы придерживаетесь свободной от глютена диеты... 

   - Ненавижу ярлыки. Я не вегетарианец и не "глютен-фри". Я просто человек, который старается питаться хорошо и правильно и который обращает внимание на то, чем пичкает свой организм. Я не люблю, когда людей делят на категории. Но веганское сообщество в последнее время становится весьма агрессивным. Мне не нравится, когда о ком-то пытаются судить по тому, что он ест. Или другие категории - вы журналист, я теннисист. И никак иначе. Мы живем в обществе, которому нравится всё и всех разбивать на категории, и, оказавшись отнесенным к какой-то из них, ты не можешь переступить границы очерченного и перейти на мою, например, сторону, потому что это МОЯ территория, мой ареал обитания. Я смотрю на вещи иначе. Я считаю, что мы все играем на одном поле.

   - Вы всегда говорите, что любите учиться...

   - В жизни мне интересны очень многие вещи. Музыка, история, многое другое. Учиться, учиться, учиться - процесс бесконечен. И очень важен. Теннис в моей жизни, наравне в семьей, наверное, самая значимая вещь, потому что на корте я провел и провожу большую часть времени. Но он - не единственное. Я хочу расти, развиваться. В жизни есть так много всего, что я еще хочу для себя открыть и попробовать.

   - То есть в очаге по-прежнему горит огонь.

   - Да. И огонь, и вода, и воздух. И земля. Во мне есть все эти элементы. Я ими подпитываюсь и подпитываю их. Люблю их. Возможно, я более экспрессивен, чем другие игроки, но такова моя суть. 

   - Это из-за ваших славянских корней?

   - Считаю что мы все обладаем генетической памятью. И существуют причины, по которым мы рождаемся в данное время в данном месте. Мои славянские корни отражаются на мне как человеке, и на моем теннисе. Я рос под бомбежками, мне приходилось прикладывать в два раза больше усилий, чтобы преуспеть в жизни. Мне приходилось вычерпывать себя, свои внутренние ресурсы вдвое в сравнении с теми, кто родился и  рос в другой обстановке, в других условиях. И да, теперь я считаю, что мне в каком-то смысле повезло пережить все то, что я пережил, хотя тогда я так и подумать бы не посмел, потому что это было страшно. Но это сделало меня тем, кем я стал.

   - Вы по-прежнему получаете удовольствие, играя?

   - Если бы я его не получал, меня бы уже не было на корте. Теннис мой главный союзник, но и главный противник.

   Нет... Дайте мне перефразировать: на самом деле именно корт - то место, где я переживаю все взлеты и падения, где наиболее ярко проявляются все черты моего характера, как положительные, так и отрицательные. Иногда я утрачиваю контроль, ору, ругаюсь, швыряюсь ракетками, но я же показываю и положительные эмоции. Мне действительно доставляет наслаждение находиться на корте, потому что все то, что я переживаю там, позволяет расти и развиваться. Вероятно, это звучит, как клише, и на самом деле вы уверены, что мною движет лишь желание побеждать снова и снова, выигрывать титулы, или же вы думаете, что это просто моя работа, которая меня кормит... Но на самом деле нет никакой принудиловки. Я играю не ради денег. Моя цель на корте - развиваться, расти, оставаться на том уровне, который бы позволял мне прогрессировать.

   - Ваша вовлеченность в жизнь вашей страны, Сербии, иногда чересчур вас перегружает.  Не отбирает ли это у вас слишком много времени и энергии? 

   - Иногда я думаю: а не стоило бы мне пойти, например, в политику, а не в теннис или... Шучу. Хотя на самом деле всем, чем я когда-либо занимался, я стараюсь заниматься осознанно и полной ответственностью, посвящая этому все свое время. Я не знаю, как можно что-то делать наполовину. Всегда стараюсь всем, чем могу, помогать своей стране, представлять ее так хорошо, как в моих силах. Когда я бываю дома, в Сербии, встречаюсь с людьми, разговариваю с ними, я словно бы отматываю время назад, это возвращает меня к смирению, скромности, к сердцевине, основе вещей. Но я не хочу ограничивать себя только своей страной, любить только ее и ненавидеть все остальные. Я скорее космополит, пацифист, мне хочется обнять весь мир.

Реклама 18+

 

https://www.lequipe.fr/Tennis/Article/Novak-djokovic-des-hauts-et-des-bas-la-vie-est-comme-ca-non/101262