9 мин.

Вячеслав Яковлев: «Мое поколение учили кулак перед ударом сжимать»

В рейтинге абсолютных чемпионов СССР по боксу Вячеслав Яковлев занимает почетную третью строчку. Этот титул ленинградский тяжеловес выигрывал трижды:  в 1979, 81 и 87 гг. Больше, по четыре раза, это удавалось сделать лишь Николаю Королеву и Евгению Горсткову. В послужном списке элитного советского боксёра есть одна знаменательная и очень громкая победа. В1985 году на международном турнире спортивного комитета дружественных армий (СКДА), куда входили двенадцать стран Варшавского договора, и который котировался даже выше, чем первенство Европы, в финале весовой категории свыше 91 кг. Яковлев одержал победу над одним из немногих зарубежных атлетов, удостоенных высокого звания заслуженного мастера спорта СССР, трёхкратным олимпийским чемпионом, любимцем comandante Фиделя Кастро – кубинцем Теофило Стивенсоном Лоуренсом. Также поклонникам бокса со стажем памятен финал Кубка мира 85-го года в Сеуле, где 25-летний Яковлев победил по очкам совсем ещё молодого Леннокса Льюиса.

Мне удалось встретиться с прославленным советским боксером и взять у него эксклюзивное интервью.

«БОКС – НАШ НАЦИОНАЛЬНО-НАРОДНЫЙ ВИД СПОРТА»

- Вячеслав Юрьевич, мой первый вопрос вам, как к боксёру тяжелого веса, о возвращении в олимпийский бокс Романа Романчука. Получится?

– Где-то на 90 процентов я уверен, что Романчук уже не сможет вернуться на тот уровень, который у него был до истории во Владивостоке, и иначе, как безрассудством назвать ее не могу.

- Своим решением вернуться в ринг Роман хочет доказать, что то, что с ним случилось, не сломало и он ещё на многое способен. Тем более в течение двух ближайших лет состоятся два крупнейших международных события – чемпионат мира 2011в Южной Корее и летние Олимпийский игры 2012 в Лондоне.

– Дело в том, что он провел два года без нормального тренировочного процесса, не участвуя в соревнованиях, без боев… Я в первую очередь сужу по себе и вот так не смог бы. Бросить бокс и через два года вернуться в ринг… У меня тоже был большой перерыв в выступлениях, когда я завязал с любительским боксом и готовился к дебюту в профессионалах. Было очень тяжело, хотя во время простоя и тренировался постоянно. Поэтому считаю, что это авантюра со стороны Романчука. Но если его возвращение всё-таки состоится и Роман, что-то выиграет, тогда это действительно будет суперсенсация, только со знаком «минус».

- Почему?

– Это будет значить, что уровень современного бокса настолько низкий, что и говорить не о чем. Человек пропускает два года, выходит и выигрывает…

- Вы знаете, здесь просматривается очевидная параллель истории жизни Романчука с историей знаменитого американского боксёра Бернарда Хопкинса, который в 17 лет попал за решетку и пять следующих лет жизни провел в заключении. Освободившись, как мы знаем, Хопкинс стал абсолютным чемпионом мира.

–  Бернард Хопкинс индивидуум! Понимаете? Тот же Мухаммед Али уходил и возвращался, но во время простоя ему были созданы все условия, для полноценного тренировочного процесса и из режима он не выходил. Поэтому он и стал в третий раз чемпионом мира. И я не уверен, что у Романчука в заключении были условия для нормальных тренировок.

- Вячеслав Юрьевич, на Олимпиаде в Пекине президент МОК Жак Роге очень болезненно воспринял выступление сборной команды Кубы по боксу, а также общий уровень участников турнира боксёров. Вы представитель последней сборной СССР, что на ваш взгляд изменилось в лучшую или худшую сторону в олимпийском боксе за последние двадцать лет?

–  Я считаю упадок интереса к нашему виду спорта произошёл по причине того, что бокс стал менее агрессивным, а значит и зрелищным. Во-первых, изменение регламента проведения поединков с трёх раундов по три минуты, на четыре раунда по две минуты, –  абсолютно неправильное решение! Четыре раунда по две минуты это не тот расклад сил. Сейчас, правда, снова вернулись к классическому варианту три по три, который я считаю самым оптимальным для любительского бокса. Во-вторых, изменили перчатки. Надев их, боксёр не может сжать кулак, а от этого «летят» руки и не всегда получается жёсткий акцентированный удар. Моё поколение учили перед ударом кулак сжимать, а тут невозможно ни сжать, ни нормально ударить. И, на мой взгляд, самой главной причиной того, что бокс потерял зрелищность, стало введение системы подсчёта очков по компьютерам. Качество заменили количеством. Красота бокса ведь не в том, кто больше ударов нанес, правда. Тем более, не каждый удар судьи тебе щелкнут, – решение боковых арбитров о засчитанном ударе должно совпасть с решением ещё минимум двух рефери. И добавлю вот ещё что…  В наши годы в бойцовских видах спорта боксёры были настоящими монополистами, а со второй половины восьмидесятых годов у населения началось повальное увлечение восточными единоборствами, что тоже не могло не сказаться на уровне и качестве нашего вида спорта. Но сейчас, и я это вижу, всё возвращается на круги своя: восточные единоборства нашли и заняли у нас свою нишу, а бокс вернулся на своё законное, лидирующее, место.

 - Бокс можно назвать национальным или народным видом спорта в России?

– Да, безусловно. Вспомните легендарные русские битвы стенка на стенку. Нас учили так же, и я сам проходил через это в детстве во дворах. Дрались отчаянно, но ногами лежачего никто не бил. Соблюдали правила. Так что, моё личное мнение, – бокс это наш национально – народный вид спорта.

«В ЯПОНИИ ТЯЖЕЙ ЗОВУТ ИЗ СУМО»

 - Вячеслав Юрьевич, следующий вопрос о вашей профессиональной карьере. Почему она не сложилась?

 - В январе 1989 года я в последний раз боксировал на Союзе, (со сломанной рукой. – прим. автора) а дальше всё, с любительским боксом я закончил, перестал тренироваться. А летом из Госкомспорта СССР поступило предложение отправиться в компании нескольких сильнейших советских боксёров  я Японию и начать там профессиональную карьеру.

 - Всё было строго по линии Госкомспорта СССР?

 - Да, всё шло только через Госкомспорт, в то время по-другому и быть не могло. Посредником между японцами и Госкомспортом выступал очень известный московский конно-спортивный клуб. Система была советская, тогда госчиновники знать не знали, как вести такие дела с заграницей, а у московских  любителей лошадей такой опыт был, но деньги за нас получал Госкомспорт. 

- В Японии были достойные тяжеловесы вашего уровня?

– Моя, а точнее наша, проблема и состояла в том, что боксёров тяжелого веса в Японии не было, нет, и, наверное, не будет. Местные тяжеловесы сплошь борцы их национального вида спорта – борьбы сумо. Когда мы приехали в Японию, то мне, Рамзану Сибиеву, Александру Мирошниченко, полутяжу Руслан Тарамову, – всем нам приходилось стоять в парах друг с другом, но мы ведь все боксёры-любители, а готовились к боям против профессионалов! Нам, конечно же, показывали манеру ведения боя профи, как и где можно «прихватить» соперника, локтём ударить и.т.д., но мы то в этот плане были совсем дикими, так как вся наша карьера – любительский бокс, где надо «отбегать» всего три раунда, а тут надо боксировать сначала четыре, потом шесть, восемь, десять и чемпионские 12 раундов. В итоге к концу третьего раунда мы все просто вставали, – сил не было! И тогда я убедился, что профессиональный бокс – совсем другой вид спорта. Вот поэтому  моя профессиональная карьера и продлилась всего год, после чего японцам стало невыгодно содержать боксеров-тяжеловесов.

«ХЕВИВЕЙТ ПАДАЕТ ВСЕ НИЖЕ И НИЖЕ»

- Вячеслав Юрьевич, очень интересно ваше отношение к последней великой плеяде американских боксёров тяжеловесов ХХ века, так как в то время, когда Вы дебютировали в профессиональном боксе, они были на самом взлёте – Эвандер Холифилд, Майк Тайсон и Риддик Боу.

– Моё отношение… Вы знаете, меня больше удивляет то, что после их ухода, у американцев нет ни одного элитного тяжеловеса. Ни одного! И это действительно очень удивительно, так как в США была отработана целая система преемственности поколений. На протяжении десятилетий их боксёры один за другим становились чемпионами мира в тяжёлом весе, а сейчас вот такой оглушительный провал. Куда это всё ушло и почему, абсолютно непонятно. Не из-за нашей же перестройки (смеётся).

- Джо Фрейзер объясняет это тем, что за последние двадцать лет Америка полностью изменила своё лицо. В годы его молодости чернокожему и думать было нельзя о специальности врача или юриста, так как существовала расовая сегрегация, законы Джима Кроу. Для «цветных» двери в другой мир были закрыты и единственное, что могло дать возможность выйти в люди, это спорт и музыка. Сейчас этого нет и пробивать себе дорогу в жизнь кулаками желающих поубавилось в кратном количестве.

– Да, наверное, Джо Фрейзер прав. Здесь как в физике: если в одном месте прибавляется,  в другом убывает. А если говорить о самом Фрейзере, то скажу без лишних слов, что это был величайший мастер ринга. Конечно же, самый-самый – это Мухаммед Али, но и на его ослепительном фоне старина Джо всегда выглядел молодцом. Вот это действительно была потрясающая плеяда американских боксёров тяжеловесов. Али, Фрейзер, Джордж Форман, Кен Нортон и пришедший им на смену Ларри Холмс. Вот их я как раз и понимаю: много лет не боксировать, вернутся в профессиональный бокс, дойти до титульного боя, выйти в ринг и стать чемпион мира, как упомянутый мной выше Джордж Форман. Старик выиграл чемпионский матч! Они всю свою жизнь были настоящими профессионалами и всегда держали себя в форме.

- Вопрос о последнем чемпионском поединке Владимира Кличко против Сэмуэля Питера. Вам по душе то, что происходило в ринге?

– Я не хочу никого обижать, но то, что сейчас происходит в тяжёлом весе, нравится не может, так как хевивейт падает всё ниже и ниже. Нам есть с кем и с чем сравнивать. Уже упомянутые мной великие чемпионы мира выходили в ринг и боксировали с равными себе соперниками, а сейчас тот же Владимир Кличко выходит на средних противников, которые заведомо уступают ему в классе. Неужели нельзя сделать настоящий, зрелищный бой за звание чемпиона мира, а не устраивать избиение младенцев в ринге? Мне вообще показалось, что Сэмуэль Питер пытался что-то там сделать только для публики, а в душе давно уже всё проиграл... Поэтому и смотреть вот такие титульные бои совсем неинтересно. И не только мне.

- Вячеслав Юрьевич, до летних Олимпийских игр в Лондоне осталось меньше двух лет, чего ждать поклонникам любительского бокса от выступления сборной России в этом престижном турнире?

– Я очень надеюсь, что произойдёт сдвиг, и наши ребята покажут класс. Николай Дмитриевич Хромов хороший тренер, который очень много сделал для сборной, но был незаслуженно от неё отстранён. Теперь он вернулся и я уверен, что Хромов действительно соберёт команду, которая покажет в Лондоне результат. Мне вообще кажется, что сейчас бокс стал чуть-чуть лучше, чем до последней Олимпиады в Пекине. Наша общая беда в том, что любительский бокс очень мало показывают по телевидению, а я всегда считал и считаю, что стать настоящим боксёром-профессионалом можно только через любительский бокс. В истории мирового профессионального бокса нет боксёров, которые вот так появились бы абсолютно из неоткуда и тут же становились чемпионами мира. Всю эту кашу целиком нужно пройти только через любителей.

Вячеслав Юрьевич Яковлев

Родился 24 июня 1960 г., в Ленинграде, представлял спортивные общества «Буревестник» и Вооружённых Сил. Выступал в тяжелом и 2-м тяжелом весах. Чемпион СССР (1981), финалист чемпионатов СССР (1983, 84, 88), призер чемпионатов СССР (1986, 87, 89). Абсолютный чемпион СССР (1979, 81, 87), обладатель бронзовой медали чемпионата мира-86, победитель (1985) и финалист Кубка мира (1987), Победитель Игр доброй воли-86, финалист чемпионатов Европы (1981, 85).