5 мин.

О чем сказал Путин

Заявления, сделанные Президентом Путиным 28 февраля в Красноярске, немного прояснили тактику российских властей в продолжающейся допинговой эпопее.

Напомню, что первую более-менее развернутую оценку событий Путин дал в ходе пресс-конференции, состоявшейся ещё 23 декабря. Вот его тезисы:

1.В России никогда не создавалась государственная система поддержки допинга

2.В России, как и в любой другой стране, есть проблемы с допингом. Россия должна это признать, и для решения этой проблемы сотрудничать с МОК, WADA и другими организациями.

3.Родченков – фантазёр, негодяй и преступник, снабжавший спортсменов запрещёнными препаратами. Есть подозрение, что в Канаде и США кто-то помогал ему привозить в Россию допинг.

4.WADA – непрозрачная организация.

5.Спорт нужно очистить от политики.

На данном ресурсе уже обсуждались слабые места этих тезисов. Например, каким образом негодяй и преступник получил руководящую должность в РусАДА и был награждён государственной наградой. Или как можно решать проблемы допинга в сотрудничестве с WADA, если агентство является непрозрачной организацией. Или как очистить спорт от политики, если государство управляет им через специально созданный правительственный орган и рассматривает как важное идеологическое оружие.

Впрочем, сейчас не об этом.

Что-нибудь изменилось за два месяца?

Да.

Путин впервые заявил, что российская сторона должна прислушаться к тому, что сделала комиссия Макларена, и к результатам её работы.

Это определенный прорыв, потому что совсем недавно председатель комитета Госдумы по спорту Дегтярев называл доклад Макларена анекдотом, а депутат Госдумы Свищев – бредом.

Ещё раньше юристы Понкин и Пацев утверждали, что доклад бездоказателен, подготовлен в нарушение действующих спортивных норм и политически ангажирован.

Молчу уж про местных бандерлогов, хором называющих арбитра CAS Макларена «старым маразматиком», «шизофреником» и «фальсификатором доказательств».

После недавнего письма МОК зазвучали голоса, что доклад Макларена развален окончательно.

Впрочем, оставим в покое бандерлогов.

Трудно представить, что теперь кто-то из официальных лиц сохранит прежнюю риторику. Потому что Президент не может призвать страну прислушаться к бездоказательному бреду и анекдоту. Либо доклад – не бред, либо Президент ошибается. Второе невозможно по умолчанию, поэтому первое.

Именно на эту сторону делает упор Крейг Риди.

Но главное, конечно, не это.

Путин вновь заявил, что в России никогда не было государственной системы поддержки допинга.

Это несколько забавно потому что вывод о наличии в России государственной допинговой системы (впоследствии названной институциональным сговором) является главным результатом работы Макларена.

И тут важно понять: к чему именно Путин призывает прислушаться, если суть доклада им опровергается?

Иначе говоря, если это не была государственная система поддержки допинга, то что это было?

Вопрос непростой. Российская сторона, последовательно отрицая факт наличия государственной допинговой системы, ни разу не дала определения этой системы. Что она под ней понимает? Какие ключевые элементы должны присутствовать в системе, чтобы считать её государственной?

Процитирую себя же:

«В международном праве есть следующая обычная норма:

Поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.

Более того:

Поведение органа государства либо лица, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства, даже если они превышают свои полномочия или нарушают указания.

Минспорта, руководивший манипуляцями с пробами - это государственный орган».

Президент признал: имеющаяся и существовавшая до сих пор российская система контроля за неприменением допинга не сработала.

Увязываем этот очевидный факт с тем фактом, что учредителем того, старого РусАДА было Минспорта.

И приходим к выводу, что «несработавшая система» - это провал государства.

Чувствуя это, Путин вновь указует сотрудникам Следственного комитета путь света и истины:

«Надеюсь, что… никаких жуликов, которые сами организуют допинговые программы, а потом бегут за границу, там (в обновленном РусАДА) не будет».

Всё.

Теперь линия защиты российской стороны окончательно сформирована и в точности повторяет мой прогноз, сделанный два месяца назад:

«Рискну предположить, что защита будет идти двумя первыми способами: никакой государственной системы не было, каждое дело нужно рассматривать отдельно, судить нужно не систему, а спортсменов, а спортсмены ни в чем не виноваты. Виноват Родченков

Насколько эта стратегия эффективна?

Если отбросить закулисную политическую борьбу, которая наверняка сейчас ведётся в МОК, она видится неубедительной.

Из оказавшейся в руках Макларена переписки неопровержимо следует, что руководство Минспорта не только знало, но и прямо руководило процессом сокрытия и подмены проб.

Поэтому поверить в версию, что Родченков сам разработал, санкционировал и реализовал такую гигантскую схему, почти невозможно.

Между тем, российской стороне, чтобы начать нормальный диалог с WADA, МОК и МПК, необходимо официально изложить свою позицию по докладу Макларена. 22 февраля Крейг Риди говорил ТАСС:

«важнее всего признание выводов доклада Ричарда Макларена в России».

Можно спорить по поводу формулировок, но на главный вопрос всё-таки ответить придётся:

принимали ли участие в манипуляциях с пробами чиновники Минспорта и ЦСП?

Если да, то чем эта система не государственная?

Если нет, то такая версия может не устроить, говоря словами Путина, «наших партнёров».

И тогда вновь тупик.

Фактически, отрицая главный тезис доклада Макларена, российская сторона ведёт дело к серьёзным санкциям и пропуску ОИ-2018.

Пока это видится именно так.

Из сказанного Путиным в Красноярске обращают на себя внимание ещё три момента.

Обеспечит ли передача РусАДА МГУ реальную независимость агентства? Насколько сам МГУ независим от государства?

Кому-то из советников Президента не мешало бы обратить его внимание на осторожность в выборе формулировок. Фактически, Родченков уже дважды был обвинен Путиным в совершении противоправных действий. Это может свести на нет все усилия Следственного комитета и последующих судебных процессов. Родченков может обратиться в международные инстанции с жалобой на нарушение презумпции невиновности и права на справедливое правосудие, так как слова высшего должностного лица государства могут быть истолкованы как давление на следствие и на суд.

Ну и насчёт поцарапанных пробирок, которые были приняты без всяких претензий и что, якобы, снимает все вопросы к российской стороне. Это, конечно, не так. Никто и никогда не принимал пробы, анализируя внутреннюю поверхность крышек. Это просто физически невозможно: при каждой передаче пробирки проводить её трасологическую экспертизу.

Теоретически, за этот пункт можно уцепиться. Но я очень сомневаюсь, что кто-то в антидопинговых панелях или в КАС поверит, что царапины были нанесены самим Маклареном или его помощниками.

Дырка в стене выглядит в разы правдоподобнее.