6 мин.

5 причин любить женские шахматы

Наблюдения за тбилисским турниром приумножили мои скромные познания о женских шахматах, ограниченные некоторыми фамилиями да фактом, что мужчины играют сильнее. Теперь я чуть-чуть разбираюсь в этом жанре, и если до знатока мне еще далеко, то объявить себя ценителем уже могу. А поскольку сейчас очень популярны всевозможные десятки, семерки, тройки, тридцатьтройки, и публика такой подход приветствует, я тоже решил составить нечто подобное. У меня получилась пятерка. Пять превосходных свойств женского Рапида, которые, как мне кажется, при правильной эксплуатации могут сделать игру весьма популярной в народе и даже выбраться на телеэкраны.

1. Непредсказуемость

В женских «быстрых» шахматах нереально угадать результат. Ни в партии, ни в турнире. В отличие от мужчин девушки-шахматистки – нежные и нервические натуры, и в сложных ситуациях, особенно когда неумолимо утекает песок времени в часах, склонны терять рассудительность, а с ней и выигрыш.

Характерный пример – встреча заключительного тура между Таней Косинцевой и Наной Дзагнидзе. Грузинскому гроссмейстеру для того чтобы выйти на итоговое первое место необходимо победить. Российская прима уже решила свои кубковые задачи. Нана в семи предыдущих партиях взяла 6,5 очка. Таня набрала 5,5 за весь турнир. Тем не менее игра явно складывалась в пользу Косинцевой.

Она так мощно наступала, так ловко расставляла на доске капканы, отбивая при этом точными маневрами угрожающие ответы соперницы, что не прошло и тридцати ходов, как ситуация для Дзагнидзе стала практически безнадежной. Все точки, откуда грузинка могла вести обстрел, контролировались, одна из ее ладей была закрепощена обороной своего короля, и Татьяне оставалось нанести еще два-три удара, чтобы вписать себе в таблицу еще одну единичку.

В этот момент она взглянула на часы, обнаружила, что времени на раздумья осталось немного – и, испугавшись, поспешила, не увидела, что следующий маневр, как будто угрожающий черному ферзю, на самом деле нивелируется тихим, но надежным отступлением короля.

Один-единственный просчет, один-единственный ход – и позиция из абсолютно выигрышной превратилась в абсолютно проигрышную. После чего Таня так расстроилась, а Нана так вдохновилась, что партия закончилась матом. И подобные выкрутасы происходили в каждом туре. Бывало, что ситуация на доске несколько раз радикально менялась то в одну, то в другую пользу. Эмоции в такие моменты захлестывали всех – шахматисток, зрителей, комментаторов, тренеров.

То же и в турнире. Неудачный старт, как продемонстрировала та же Дзагнидзе, после трех туров застрявшая на предпоследнем месте, вовсе не предвещает провал – надо лишь собрать волю в охапку. Точно так же лидерство на протяжении половины и даже двух третей соревнования не сулит чемпионства: Аня Музычук, Катя Лагно и, наконец, Пиа Крамлинг одна за другой упустили первое место после локальных неудач, а то и просто серии ничьих.

2. Оригинальность

Во многих партиях девушки выбирали нетривиальные дебютные расхождения, чисто по-женски хитрили в середине партии и непредсказуемо финишировали. Формат Рапида не позволяет далеко и долго считать, и потому неожиданные ходы часто приводили к суматохе на доске, а то и вовсе к ядреной заварухе. При этом девушки чаще всего подтверждали свой высочайший класс и в запутанной обстановке придумывали резонные отповеди. Очень внушительно и удивительно выглядит, когда хрупкие, прекрасные создания находят в цейтноте такие решения, которых порой не видят праздно глядящие на них со стороны гроссмейстеры-мужчины.

3. Мастерство

Почти все участницы турнира имеют мужское звание «международный гроссмейстер». Это хай-класс. Конечно, в мире наберется несколько сотен мужиков, играющих сильнее, – но в мире и нет ни одного вида спорта, где женщины соперничают с мужчинами на равных. Как вы думаете, много ли геймов выиграет у сотого теннисиста мира Виктория Азаренко или Каролин Возняцки? Сколько мячей забьет «Россиянка» новороссийскому «Черноморцу»? В каком раунде дотянется до челюсти боксера-средневеса девушка-супертяж?

Согласитесь, мы ценим женский спорт не за то, что он конкурирует с мужским, а за эстетику в связке с высочайшим мастерством (и потому, кстати, не особо ценим женский спорт, в котором мастерство без эстетики). А еще очень ценно, по-моему, когда девушки умеют делать то, что не под силу нам, обычным, бесталанным мужыкам. Ну, если, конечно, мы не хмыри, не завистники и не эгоисты, а нормальные, здоровые, сильные, уверенные в себе мужики. Те, кто отмечают свой праздник 23 февраля, а не 8 марта.

И вот лично у меня, кое-как умеющего передвигать фигуры, класс игры девушек вызывает восторг вперемежку с огромным уважением. Я так не умею и поэтому я восхищен.

4. Красота

Ну, конечно же! Я до сих пор разводил все эти антимонии исключительно ради того, чтобы подвести к самому важному. Мастерство, непредсказуемость, выдумки – все это здорово, но на женщин хочется смотреть, в первую очередь, потому что они обворожительны и неповторимы. Мы нередко ждем окончания теннисного розыгрыша, чтобы снова увидеть крупным планом Шарапову или Хантухову, мы смотрим легкую атлетику, чтобы заглянуть в глаза Бланке Влашич и высмотреть среди стартующих в предварительном забеге на 400 метров самую симпатичную. Зачем мы спешим к экранам, когда там начинается пляжный волейбол, и говорить не приходится. И вот тут женские шахматы – среди мировых лидеров. Как заметил в Тбилиси комментатор Марк Дворецкий: «Если бы нас с монитором усадили не в пресс-руме, а в зале, где сидят шахматистки, мы, скорей всего, забыли про шахматы и разглядывали шахматисток».

Дальше слова не нужны.

 

 

 

 

5. Открытость

Многие классные спортсменки – колючие создания. Или, уж простите за прямоту, глупые. Шахматистки – и это стопроцентная совокупность высокого интеллекта, женской красоты и успешности – все без исключения очень вежливы, милы, деликатны и скромны. Хочешь побеседовать, задать вопрос? Подойди к любой – утонешь в обаятельной улыбке, сгоришь в огоньках проницательных глаз. А еще все девочки весьма самокритичны, не выгораживают себя, если напортачили, и сами с удовольствием смеются над собой. Это, при их красоте, выглядит завораживающе.

 

О том, как этот продукт превратить в товар и продать в телевизор – в продолжении, которое следует.