android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Дмитрия Маркова об управлении футболом

Теги Ливерпуль болельщики Эббсфлит Юнайтед

«Народные команды». Новый виток

Как показывают события последнего времени, мы с вами становимся свидетелями очередной волны экономической активизации болельщиков футбольных клубов. Распространение интернета позволяет консолидировать финансовый потенциал любителей футбола для последующего инвестирования в футбольные клубы. Если тенденция продолжится, то мечта УЕФА об идеальном футбольном мире, в котором клубы принадлежат болельщикам, не будет такой уж невыполнимой.

Кто не понимает о чем речь – поясню. В настоящее время подавляющее большинство футбольных клубов являются коммерческими организациями (про российские клубы в данном тексте речь не идет), со всеми вытекающими из этого рисками – вероятность поглощения, нестабильность финансирования, завышенные коммерческие амбиции акционеров и пр. Вместе с тем, существуют в современном коммерциализированном футболе и «белые вороны» – клубы, которые принадлежат и управляются теми, для кого они и существуют – своими болельщиками. Наиболее известным клубом-белой вороной является «Барселона», которая со дня своего основания являлась общественной организацией, принадлежащей, управляемой и финансируемой своими болельщиками.

Первая волна

Как уже говорилось – «Барселона» является «народной командой» с момента своего основания, она возникла в «первую волну» формирования «народных команд», которая относится к периоду – конец 19-го – первая половина 20-го века, в данные период зарождались многие английские команды (по клубному принципу), выходцы из Англии основывали команды в континентальной Европе (ими же основана Барселона).

Впоследствии большинство клубов эволюционировали в коммерческие организации, клубы стали частной собственностью. Барселоне удалось избежать данной участи во многом благодаря своей высокой социальной значимости для Каталонии. Вместе с тем, растущий коммерческий потенциал футбольной индустрии все в большей степени притягивал и притягивает инвестиционный капитал в отрасль, вытесняя из нее мелких акционеров, коими, как правило, являются простые болельщики.

Вторая волна

«Вторая волна» создания народных команд началась в начале 90-х годов прошлого века в Англии, после того как траст суппортеров начал скупку акций клуба «Нортэмптон Таун». Впоследствии практика формирования трастов суппортеров получила широкое распространение в Англии и в настоящее время значительные пакеты акций около сотни клубов на территории Великобритании принадлежат своим болельщикам.

Отличительной характеристикой «второй волны» является ее относительно незначительный экономический масштаб. Как правило, траст формировался из людей, представляющих определенный город (или его часть), чтобы участвовать в деятельности траста, его члену необходимо было физически присутствовать на собраниях, что являлось существенным ограничением в вопросе привлечения новых участников, и, как следствие, существенно ограничивало экономический потенциал траста. Именно по этим причинам, трасты суппортеров играют существенную экономическую роль лишь для клубов низших английских лиг. Флагманы футбола Англии по-прежнему являлись и являются частной собственностью и «вторая волна» их практически не затронула.

Третья волна

Успех проекта MyFootballClub.co.uk, сумевшего за 100 дней привлечь в ряды создаваемого траста несколько десятков тысяч платежеспособных участников, наглядно показал, что 1) существует значительное инвестиционное предложение со стороны простых любителей футбола, готовых вкладывать средства в футбольные клубы, 2) современные технологии позволяют создать продукт, который будет соответствовать ожиданиям потенциальных инвесторов – простых любителей футбола. Развитие и распространение интернета теперь позволяет формировать трасты суппортеров, полноценным участником которых может быть любой пользователь сети, независимо от его географического местонахождения. Теперь траст суппортеров не ограничивается жителями определенной деревни, села, района, города или страны, все вопросы управления трастом быстро и оперативно могут решаться в сети. В частности, около 25% участников MyFootballClub.co.uk, активно участвующих в управлении проектом, живут за пределами Великобритании.

«Третья волна» формирования народных команд распространяется значительно стремительней (в этом, опять же, заслуга интернета) – не прошло и года с момента старта проекта MyFootballClub.co.uk, как подобные (но не аналогичные) проекты были запущены в США, Испании, Дании, России и в Украине. Более того – не далее как на прошлой неделе, болельщики «Ливерпуля» решили выкупить свой клуб у нынешних американских акционеров и управлять им в соответствии с «Барселона-стайл». Для осуществления этой задумки планируется привлечь 100.000 участников, которые готовы внести в фонд 5.000 фунтов.

Важно отметить, что общее у всех перечисленных проектов «третьей волны» лишь одно – механизм реализации – организация продвижения, коммуникации и привлечения средств осуществляется через интернет-сайт. Предлагаемые ценности для потребителей (инвесторов) различны, так, MyFootballClub.co.uk и украинский проект, обещают участникам возможность определять стартовый состав, эдакую игру в футбольный менеджер в реальной жизни, а целью проектов MyFootballClub.ru и Share Liverpool FC Group является создание клубов – аналогов «Барселоны».

Что касается обозначенных различий в проектах, то хочу отметить следующее – английский футбол уже готов к появлению нового типа клуба – клуба, в котором его участники не только собственники и выполняют функцию управления, но и еще вдобавок выполняют функции главного тренера. Мое мнение, данное явление есть некая логичная ступень эволюции футбола – у Англичан есть и народные команды, и частные команды (просьба не путать с частными российскими командами), и команды, акции которых торгуются на биржах, повышенный спрос на продукт под названием футбол породил вот такое предложение – команду-игрушку для народа.

Что касается России, то у нас ситуация несколько иная – наш клубный футбол как раз в основном и представлен командами-игрушками, правда играют в них далеко не простые любители футбола. За редким исключением можно говорить о наличии частных команд, которые в ооочень далеком приближении напоминают английские частные команды по эффективности управления. В данной ситуации, по моему разумению, для российского футбола более актуально создание команды «Барселона-стайл», нежели очередной команды-игрушки.

P.S. Работы по проекту MyFootballClub.ru кипят. В ближайшее время ждите новостей.

P.P.S. По комментариям – с сегодняшнего дня в данном блоге вводится модерирование комментариев. Будут удаляться следующие комментарии:

    1. Флуд

    2. Комментарии, носящие оскорбительный характер

   3. Комментарии, не относящиеся к содержанию поста

   4. Комментарии-утверждения, не соответствующие действительности

Комментарии, свидетельствующие о проворстве и оперативности авторов («первый нах», «ф пайтерке» и т.п.) – удаляться не будут, так как являются непременным и устоявшимся аттрибутом любого интерент-сообщества.

Свежие записи в блоге

28 марта 2013 09:11
Барса. Простота. Целое. Управление сложным

27 марта 2013 08:21
Расшифровка ада от РФС

27 марта 2013 07:50
Аддд от РФС

23 марта 2013 21:14
Белфаст, Самара… Далее – везде

21 марта 2013 19:21
ОПРОС: любительские ФК

8 марта 2013 19:53
Стратегия футбола-2020

13 декабря 2012 11:36
NCAA

13 декабря 2012 09:14
Путин. Ассоциация студ. спорт клубов

11 декабря 2012 20:14
Все хорошо

23 ноября 2012 07:59
Опрос. Поможите

Сегодня родились

Лучшие материалы