android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Дмитрия Маркова об управлении футболом

Теги Барселона

Про «Барселону»

Материал из Делойтовского исследования о пути «Барселоны» в топ самых денежных футбольных клубов.

«Барселона» – один из самых популярных брэндов в футбольной индустрии, однако добиться конвертации своей популярности во всем мире в коммерческие доходы клуб смог лишь в течение последних лет.

По оценке Делойт коммерческие доходы клуба за 2006 финансовый год составили 259 млн. евро, что является вторым показателем за 2006г. больше смог заработать только «Реал» Мадрид.

Черная полоса

После победы в чемпионате в сезоне-1998/99 клуб ждала черная полоса

После победы в чемпионате в сезоне 1998/99 клуб ждала черная полоса, как на спортивном, так и на коммерческом фронтах. Четыре последующих сезона, в которых «Барселона» не выиграла ни одного трофея, закончились тем, что клуб занял рекордно низкое за 15 лет место в чемпионате (6-е), сумев пробиться в кубок УЕФА лишь в последнем туре.

Доходы клуба в сезоне 2002/03 составили 123 млн. евро, что было почти вдвое меньше чем у «Манчестер Юнайтед». Расходы на зарплату игрокам составляли 110 млн. евро – 89% от оборота клуба; операционные убытки достигли уровня в 72 млн. евро, накопившийся суммарный долг клуба перед кредиторами составил 186 млн. евро (полуторагодовой доход клуба). В общем – финансовые проблемы клуба были на лицо.

Специфика «Барселоны»

«Барселона» является общественной организацией, клуб принадлежит и управляется своими членами. Лозунг клуба – больше чем клуб – отражает философию и статус организации, которая является символом и гордостью Каталонии. В своей деятельности клуб придерживается принципов демократии и социальной ответственности. Кроме футбольного клуба «Барселона» также содержит баскетбольную, гандбольную и хоккейную команду.

В 2003-м президентом клуба был избран Хуан Лапорта, в поддержку которого выступало бизнес-сообщество, а также фанатское движеие

Исполнительное руководство клуба избирается на общем голосовании членами общества. В 2003г. Президентом клуба был избран Хуан Лапорта, в поддержку которого выступало бизнес-сообщество, а также фанатское движеие – L’Elefant Blau.

Ключевым фактором победы Лапорта на выборах стала его радикальная программа, целями которой были улучшение результатов клуба, как спортивных, так и финансовых, с соблюдением двух ключевых обязательств – показывать зрелищный футбол и играть существенную социальную роль в обществе (выполнять социальные обязательства).

После выборов 2003г. семь из девяти членов Совета директоров были отправлены в отставку, вновь сформированный Совет приступил к исполнению и контролю исполнения новой стратегии, решение основных задач которой было возложено на обновленный менеджмент клуба. С целью повышения доходов и ужесточения контроля над издержками в клубе был инициирован анализ и реинжиниринг ключевых процессов.

В первый год произошли существенные изменения в команде – пришел новый тренер (Райкард), Роналдиньо, Маркес и другие игроки, вместе с тем, команду покинули ряд высокооплачиваемых игроков.

Ключевым инструментом внедрения системы контроля над издержками стал новый порядок оплаты труда футболистов – теперь бОльшая часть вознаграждения стала привязана к спортивным результатам команды, что позволило в большей степени стимулировать игроков, а также снизить риски бизнес модели клуба связанные со спортивными результатами (хуже результат –> меньше доходы, но и меньше расходы). Все вновь заключаемые контракты с игроками содержали условия о фиксированной и переменной частях вознаграждения, при этом переменная часть была привязана как к личным так и к командным спортивным достижениям. Как результат – уже в 2005/06г. около 18% от объема обязательств по оплате труда были привязаны к успеху команды, еще 18% были привязаны к личным успехам (количество игр, голов и т.п.).

Ситуация с долгами перед кредиторами в среднесрочной перспективе была решена за счет достижения соглашения с рядом финансовых институтов об открытии кредитной линии в размере 150 млн. евро в 2004г.

Выбранная стратегия развития достаточно быстро принесла свои плоды, как на поле, так и за его пределами. В 2003/04г. доходы клуба выросли на 37% в то время как расходы на зарплату снизились до уровня 85 млн. евро, что позволило урезать долю расходов на оплату труда игроков до 50% от суммарного бюджета клуба. Операционная прибыль клуба составила 7 млн. евро.

Эффективность избранной стратегии подтверждают финансовые результаты сезона 2005/06 – доходы продолжили расти, и достигли в сезоне 259 млн. евро, операционная прибыль по итогам года составила 17 млн. евро.

«Барселона» избавлена от обязательств по распределению прибыли среди акционеров

Являясь общественной организацией, в отличии от большинства профессиональных клубов «Барселона» избавлена от обязательств по распределению прибыли среди акционеров. Генерируемая клубом прибыль как реинвестируется в основную деятельность, так и направляется на финансирование социальных и культурных обязательств.

Спортивные успехи клуба также на заставили себя долго ждать – в сезоне 2003/04 клуб финишировал вторым, а уже на следующий год выиграл чемпионат Испании. В сезоне 2005/06 клуб выиграл Лигу Чемпионов. 

Рост коммерческих доходов Барселоны: сезоны 2002/03 – 2005/06.

Приведенный график иллюстрирует структуру и уровень роста доходов клуба. Далее приведена развернутая информация об источниках доходов клуба.

Выручка от проведения матчей (абонементы, билеты, членские взносы).

В период между сезонами 2002/03 и 2005/06 выручка от матчей увеличилась на 83% и достигла 77 млн. евро. По данному показателю «Барселона» уступила только «Челси» и «Манчестер Юнайтед». Ключевыми факторами увеличения выручки от матчей стали – увеличение количества членов клуба, а также рост посещаемости матчей.

По состоянию на начало 2007г. количество членов клуба «Барселона» составляло 155,000 человек

В 2003г. «Барселона» запустила кампанию «The Big Challenge», цель данной компании – увеличить количество членов клуба, которых на момент запуска компании насчитывалось около 105,000. Результатом компании стал более чем 20% рост базы членов клуба – до 130,000 человек. По состоянию на начало 2007г. количество членов клуба «Барселона» составляло уже 155,000 человек (!!!).

Цены на сезонные абонементы первоначально были увеличены на 30%, впоследствии цены корректировались на уровень инфляции. В целом, цены на посещение матчей клуба оставались и остаются на уровне рыночных – самый дорогой абонемент на Ноу Камп стоит 900 евро (самый дорогой абонемент на Спартак – около 1100 евро !!! ). Средняя посещаемость домашних матчей в чемпионате с 2002/03 увеличилась на 11% и составила 73,000 человек в 2005/06.

В настоящее время у клуба 85,000 держателей сезонных абонементов (!!!). Интересная деталь – держатели абонементов не посещают все игры клуба – внедрена система перепродажи билетов на отдельные игры. Такая схема позволяет перепродавать несколько тысяч билетов на каждый матч, при этом клуб получает 50% от стоимости перепроданных билетов.

Клубу удалось увеличить доходы, приносимые стадионом с 4 млн. евро до 21 млн. евро. за счет проведения активных маркетинговых инициатив – использования стадиона для различных конференций, презентаций, выставок, концертов и пр.

В настоящее время в клубе прорабатываются вопросы увеличения стадиона.

Выручка от продажи медиа-прав.

Выручка от продажи медиа-прав наиболее существенно увеличившаяся статья доходов клуба – в 2005/06 доход от продажи медиа-прав составил 94 млн. евро – наибольшей показатель по данной статье доходов среди всех европейских клубов кроме итальянских.

В отличии от Англии испанские клубы самостоятельно занимаются продажей медиа-прав на игры

В отличии от Англии испанские клубы самостоятельно занимаются продажей медиа-прав на игры. В 2003/04 «Барселона» заключила 5-ти летний контракт с Televisio de Catalunya, в соответствии с которым клуб получает минимум 54 млн. евро в год за право трансляции игр. Кроме данного контракта клуб получает доходы от продажи трансляций отдельных матчей (Pay Per View – PPV). В качестве иллюстрации можно привести тот факт, что телеаудитория матч «Барселона» – «Реал» составила более 120 млн. человек, при этом ¾ данной аудитории находилось за пределами Испании.

В июне 2006г. клуб подписал новый контракт с Mediapro, который принесет клубу 210 млн. евро за два года. Начиная с сезона 2008/09г. клуб получит от Mediapro минимум 750 млн. евро на срок действия нового контракта (срок не озвучен).

На канал Barca TV подписано более 25,000 человек. Проект приносит прибыль.

Коммерческие доходы (поступление от спонсоров, продажа атрибутики и пр.)

Текущие коммерческие доходы клуба в размере 88 млн. евро позволили «Барселоне» обойти по данному показателю «Манчестер Юнайтед» и это при условии, что клуб так и не привлек титульного спонсора (МЮ получает с титульного спонсора 20 млн. евро).

«Барселона» и ЮНИСЕФ разделяют единые социальные ценности

Взамен заключения традиционного соглашения о титульном спонсорстве под руководством Лапорта клуб в сентябре 2006г. заключил партнерское соглашение с организацией ЮНИСЕФ (детский фонд ООН). Заключение партнерского соглашения проиллюстрировало, что «Барселона» и ЮНИСЕФ разделяют единые социальные ценности. В соответствии с 5-ти летним соглашением «Барселона» размещает логотип ЮНИСЕФ на своих футболках и отчисляет 0,7% от оборота клуба в пользу фонда (около 1,5 млн. евро) для целей финансирования проектов, направленных на защиту детей в различных регионах мира.

Партнерское соглашение с Найк отличается от традиционных контрактов о техническом спонсорстве – кроме того, что Найк является техническим спонсором клуба, также Найк управляет всеми операциями, связанными с продажей клубной атрибутики «Барселоны» (получает 50% прибыли). Сотрудничество «Барселоны» с Найк начато в 1998г., в октябре 2006г. стороны заключили новый контракт, в соответствии с которым по различным оценкам клуб будет получать как минимум 30 млн. евро за сезон. Также коммерческими партнерами «Барселоны» являются Кока Кола, Ауди, Эстрелла.

Перспективы.

Достигнутые коммерческие результаты отнюдь не кажутся потолком. В клубе создан стратегический департамент, целью которого является увеличения отдачи от международной фанатской базы Барселоны.

«Барселона» открыла футбольные школы в Мексике и Египте, планируется открытие школ в Аргентине, а также других странах.

Плановый бюджет клуба на сезон 2006/07 составил 300 млн. евро, планируемая прибыль – 20 млн. евро. К 2010г. году планируется увеличить годовой оборот клуба до 400 млн. евро и погасить все долговые обязательства.

Недавно были объявлены финансовые результаты клуба за сезон 2006/07: оборот за сезон 2006/07 – 290.1 млн. ЕВРО, чистая прибыль – 6.8 млн.

Свежие записи в блоге

28 марта 2013 09:11
Барса. Простота. Целое. Управление сложным

27 марта 2013 08:21
Расшифровка ада от РФС

27 марта 2013 07:50
Аддд от РФС

23 марта 2013 21:14
Белфаст, Самара… Далее – везде

21 марта 2013 19:21
ОПРОС: любительские ФК

8 марта 2013 19:53
Стратегия футбола-2020

13 декабря 2012 11:36
NCAA

13 декабря 2012 09:14
Путин. Ассоциация студ. спорт клубов

11 декабря 2012 20:14
Все хорошо

23 ноября 2012 07:59
Опрос. Поможите

Сегодня родились

Лучшие материалы