android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Дмитрия Маркова об управлении футболом

Теги премьер-лига Россия Спартак Гус Хиддинк

На работу – в футбольный клуб

Мне часто поступают вопросы о том, как устроиться на работу в футбольный клуб. Уверен, многие из вас задавались подобным вопросом, да и я не исключение. Попробую вкратце изложить свой и чужой опыт попыток попасть на футбольный рынок труда.

Итак. Начнем с идеальной (оторванной от жизни) точки зрения. Какая картина зачастую рисуется людям, обращающим свой взгляд на рынок труда в футбольной индустрии:

1. Российский футбол на подъеме – популярность растет, деньги вливаются рекой

2. Управленческий состав устаревает, как в физическом, так и в профессиональном плане.

Вполне очевидно, что подобные тенденции, наблюдаемые на любом современном рынке, должны вести за собой рост спроса на квалифицированные трудовые ресурсы, должен наблюдаться рост зарплат, рост требований к качеству персонала и т.п. Все так, но футбол, это не только «больше чем просто игра», но и весьма специфичная отрасль (как у нас, так и на западе)

Заблуждение первое и самое главное – рост оборота российского футбола ведет к адекватному росту спроса на персонал, росту оплаты труда неигрового персонала (здесь и далее – я говорю именно о нем).

Здесь проявляется одна из специфик футбольного клуба как компании, которой присуща внутренняя конкуренция за бюджеты между сотрудниками: футболисты, отвечающие в первую очередь за спортивный результат, конкурируют с административным персоналом, отвечающим за финансовый результат (в средне- и долгосрочной перспективе).

Оклад начальника коммерческого отдела одного из топовых московских клубов составляет 1200$ в месяц

В войне за бюджеты футболисты против админа – футболисты побеждают с явным преимуществом. К примеру, оклад начальника коммерческого отдела одного из топовых московских клубов составляет 1200$ в месяц (после налогов). Про зарплаты футболистов говорить, думаю, смысла не имеет – любой желающий может проследить последние тенденции (Аршавин, Торбинский, Быстров, Тимощук и пр.).

Факт, что футболисты должны зарабатывать больше! Это более чем очевидно. Именно футболисты имеют самое значимое влияние на спортивный результат и, как следствие, финансовый результат команды – за считанные недели можно так сплавить команду, что расхлебывать придется месяцами. Вместе с тем, футболисты как актив также не стабильны – сегодня они есть, завтра нет (продали, сам уехал, травма). Не футболисты наполняют стабильные управленческие системы, эти системы строятся под футболистов. Футболисты делают результат дня сегодняшнего, но не завтрашнего.

В общем, полагаю достаточно много сказано (а если не сказано, то будет) о необходимости обеспечения системного развития клубов, за счет развития клубной инфраструктуры, создания полноценных академий, коммерческих и скаутских служб и пр.

Специфика российского футбола такова, что акционеры клубов выделяют средства для достижения результата уже сегодня, т.е. средства для покупки, оплаты и премирования труда футболистов и прочего персонала клуба, попадающего в заявку на сезон.

Даже господин Федун заявлял, что успех команды на 90% зависит от футболистов. И хотя, как мне помнится, речь шла, прежде всего о спортивных результатах, но, озвученное видение факторов успеха считаю показательным. Полагаю, что на оплату труда игроков выделяется около тех же 90% от общего фонда оплаты труда. «Неигровому» персоналу перепадают крохи.

Чтобы не быть голословным, рассмотрим структуру расходов на оплату труда «Аякса». За 2005/06 финансовый год общие расходы на оплату труда составили 36,2 млн. евро. Из них: 23,3 млн. евро – оплата труда игроков, 12,9 млн. евро – оплата труда «неигрового» персонала. Т.е. на оплату труда игроков было направлено около 65% от общего фонда оплаты труда. Почувствуйте разницу!

Если привести расходы на персонал к его численности, то в среднем, на одного игрока «Аякс» потратил за год 290 000 евро, на одного сотрудника – 85000 Евро (около 7 тыс. евро в мес.). Данные цифры не есть чистый доход сотрудников «Аякса» (туда включены налоги, социальные выплаты и пр.), но очевидно, что российский оклад в 1200$ не слишком привлекателен.

Но квалифицированные управленцы все-таки проникают в наш футбол. Давайте посмотрим основные пути.

Выращивание собственных качественных топ-менеджеров (ген. директор клуба и иже с ним) – процесс сомнительный, с точки зрения его результата. На болоте растут только кувшинки, розы на нем вырасти не смогут. Соответственно, я бы не стал ставить на то, что быстрый качественный рост в управлении футболом произойдет за счет выращивания нового поколения управленцев в рамках существующей системы.

Приглашать иностранца управлять нашим футбольным клубом – все равно, что нанимать водителя роллс-ройса пахать на К-700

Покупка западных управленцев – здесь в практике российского футбола полный ноль. Или кто-нибудь слышал о каких-либо переговорах между российскими клубами и видными (да и не видным) европейскими топ-менеджерами? Объяснение отсутствия активности на данном направлении поиска персонала более чем очевидное – пропасть между нашими клубами и западными в плане построения систем управления заметна даже не вооруженным глазом. Приглашать иностранца управлять нашим футбольным клубом, это все равно, что нанимать водителя роллс-ройса пахать на К-700.

Хотя нет! У нас есть Гус Хиддинк. Совсем про него забыл. Кстати, главное что мне нравится в Хиддинке – это то, что он не просто ограничивается управлением первой сборной, он работает над всей футбольной системой и капает на эту тему на мозги товарищу Мутко и всей футбольной общественности. Но его одного на самом верху мало.

Ну да вернемся к теме прихода топ-менеджеров в наш футбол. Относительно протоптанный путь – это переход управленцев из развитых/передовых отраслей. Смоленцев в «Спартаке» (технический директор), Иванов, Исаев в «Динамо» (ген. директор, член совета директоров) – все эти люди пришли в футбольную индустрию из финансового сектора. Но пока данные примеры лишь исключения из правила.

Основная категория персонала, из которой можно выбиться в руководители футбольного клуба – это бывшие футболисты. Такова российская практика. Объясняется подобная ситуация просто: во-первых – проблемы трудоустройства бывших футболистов по окончании карьеры известны хорошо, во-вторых – бывшие футболисты – они, как правило, хорошо поварившись в нашей футбольной системе, должны знать все подводные камни (что кому сказать, сколько чего кому дать), и навредить клубу они смогут по-минимуму. Вот и получается – со стороны спроса есть желание получить задешево человека, который не навредил бы клубу, со стороны предложения – есть неизбалованный вниманием хедхантеров бывший футболист, знающий изнутри футбольную систему с ее правилами и законами. Кривая спроса пересекает кривую предложения именно в этой точке.

Вспомните, как некоторые наши футболисты, попав в более-менее нормально управляемый западный клуб с удивлением рассказывают, что клуб управляется не бывшим футболистом, а, например, профессиональным юристом. В частности, Валерий Карпин хорошо проходился по теме российский управленцев в футболе.

Хотелось бы сказать, что с таким вот круговоротом кадров наша футбольная система меняться и не будет. Свежая кровь, свежие мозги, процессы по обмену которыми идут мега-активно между прочими отраслями, в футбол будут заскакивать лишь эпизодически (Смоленцев, Иванов). Анализ практики последних лет в России показывает, что заскакивают они с приходом новых (эффективных) акционеров в клубы. А в ситуации, когда около 80% футбола держится на государственных или окологосударственных деньгах, надеяться на приход хороших управленцев, как ставленников акционера – не приходится.

Еще один распространенный путь попасть в верха футбольного клуба – быть ставленником губернатора. Но это, знаете ли, уже как-то совсем неинтересно и неспортивно.

Путь к спасению

Основные надежды на рост качества управленческого персонала в футбольных клубах возлагаются на управленцев среднего звена (начальники отделов) и рядовой состав. Данные кадровые слои в футбольных клубах хоть и держатся, как правило, исключительно «для своих», но, все же, эти места менее лакомые, чем верхушка и лазейки найти тут проще. Чем меньше платят, чем меньше полномочий – тем легче устроится на данную позицию (стандартное правило).

Но прежде чем пускаться в поиски работы в футбольных клубах помните, денег вы будете получать меньше, чем на аналогичной работе в нормальной отрасли.

В заключение пример из российской практики: один из первых россиян, получивший MBA football industries в Ливерпульском университете, вполне удачно начал переговоры с руководством московского «Спартака» на предмет возглавить коммерческую службу клуба.

Вроде, даже оплата труда была на уровне, но, что вполне естественно, человеку не понравилось место коммерческой службы в структуре клуба. Фактически она была каким-то вспомогательным подразделением наравне с АХО и службой безопасности. Разговоры о повышении статуса службы и позиции руководителя службы затянулись, и человека перехватил российский розничный банк (вот она – конкуренция за кадры между отраслями). Сейчас человек занимает один из руководящих постов в одном из крупнейших российских фондов прямых инвестиций. Коммерческим директором клуба стал бывший начальник коммерческого отдела клуба.

Минусы нашего футбола порождают множество возможностей для прихода людей извне

В заключении, если у кого-то еще осталось желание работать в российской футбольной системе, то я советую не ограничиваться лишь одними футбольным клубами, а смотреть на систему шире – любительский футбол, детский, женский в конце концов. Но самое интересное – неразвитость нашей футбольной системы таки порождает пустоты – возможности создания работы для самого себя любимого с нуля. Как пример – я не знаю на российском рынке ни одного маркетингового агентства, специализирующегося на спортивном маркетинге.

«Фратрия» в течение двух с небольшим лет развивалась такими темпами, что теперь может практически на равных разговаривать с руководством «Спартака». А на фоне пассивности коммерческой службы клуба, «Фратрия» становится эдаким коммерческим отделом клуба на аутсорсинге.

Итак. Попасть на работу в наш футбол можно, но, единого рецепта здесь нет. Главное – чтобы было желание, видение и понимание своих целей. Минусы нашего футбола порождают множество возможностей для прихода людей извне.

Свежие записи в блоге

28 марта 2013 09:11
Барса. Простота. Целое. Управление сложным

27 марта 2013 08:21
Расшифровка ада от РФС

27 марта 2013 07:50
Аддд от РФС

23 марта 2013 21:14
Белфаст, Самара… Далее – везде

21 марта 2013 19:21
ОПРОС: любительские ФК

8 марта 2013 19:53
Стратегия футбола-2020

13 декабря 2012 11:36
NCAA

13 декабря 2012 09:14
Путин. Ассоциация студ. спорт клубов

11 декабря 2012 20:14
Все хорошо

23 ноября 2012 07:59
Опрос. Поможите

Сегодня родились

Лучшие материалы