7 мин.

Бремя выбирать. 1971

Каким выбором мучился генеральный менеджер «Монреаля»? Кто может похвастать показателем полезности «плюс 730»? Кому до сих пор принадлежат многие рекорды «Баффало»? Кто из хоккеистов «Бостона» стал зачинщиком знаменитой драки на трибунах? На календаре «Лиги выдающихся джентльменов» – 1971 год.

Топ-5 попаданий

1. Ги Лефлер, «Монреаль» (№1)

Говорят, генеральный менеджер «Монреаля» Сэм Поллок мучительно выбирал, кому все-таки отдать предпочтение на драфте – Лефлеру или котировавшемуся также высоко Марселю Дионну, и долго не мог однозначно определиться. Если опираться на голую статистику, то метания Поллока непонятны: в двух преддрафтовых сезонах Ги наколотил соответственно 103 и 130 шайб, что, казалось бы, делало его однозначным фаворитом – Дионн немного превосходил Лефлера как распасовщик, но как снайпер уступал вдвое (правда играли они в разных лигах). Так или иначе, Поллок все же выбрал Лефлера, ставшего в итоге одним из наиболее уважаемых болельщиками хоккеистов «Канадиенс» за всю уже более чем вековую историю клуба.

Лефлер, в течение шести сезонов подряд выбивавший не менее пятидесяти шайб, дважды уходил из большого хоккея, и первый уход был не очень красивым. Жак Лемэр, его многолетний партнер, выступавший с ним в одном звене, став тренером, кардинально перестроил игру команды, и в новую концепцию Лефлер не очень вписывался. Справедливости ради надо отметить, что продуктивность 33-летнего Цветка, периодически не дружившего с режимом, действительно резко снизилась (2+3 в 19 матчах). В итоге Лемэр вместе с еще одним бывшим партнером, Сержем Саваром, переквалифицировавшимся в генерального менеджера, фактически вынудили Лефлера завершить карьеру.

Три сезона он провел вне игры, а в 1988 году подписал контракт с «Рейнджерс», с главным тренером которого Мишелем Бержероном Лефлера связывали дружеские отношения. После увольнения из Нью-Йорка Бержерон возглавил «Квебек» – и Ги последовал за ним. В двух последних сезонах нападающий провел всего 39 и 59 матчей, и снова повесил коньки на гвоздь – теперь уже окончательно. Хотя в Лефлере были заинтересованы как минимум два клуба: «Лос-Анджелес» предлагал 40-летнему форварду миллионный контракт, а «Миннесота» выбрала его на драфте расширения под двадцатым номером.

2. Ларри Робинсон, «Монреаль» (№20)

Большая Птица – еще одна монреальская легенда, но в 1971 году об этом еще не знали. Во всяком случае, таких надежд как на Лефлера, на Робинсона не возлагалось, и он привлекал внимание в основном своими габаритами. Несмотря на достаточно высокий – общий двадцатый – номер драфта, для «хабов» это был уже четвертый выбор: по этому можно судить о связываемых с Ларри надеждах.

Робинсон провел в НХЛ 20 лет, 17 из них – в «Канадиенс». В его коллекции трофеев имеются «Конн Смайт», два «Норриса» и шесть Кубков Стэнли. В каждом из двадцати своих сезонов Лари неизменно играл в плей-офф, и по количеству розыгрышей уступает лишь Крису Челиосу и Рэю Бурку. Впрочем, ни Челиос, ни Бурк не могут похвастать непрерывной двадцатилетней серией.

Никто не может похвастать и таким колоссальным суммарным показателем полезности за всю карьеру – «плюс 730».

3. Марсель Дионн, «Детройт» (№2)

В то время как главный конкурент Дионна на драфте, Ги Лефлер, выигрывал свои пять кубков, сам Марсель ковал себе сомнительную славу неудачника. За четыре сезона с «Детройтом» он вообще так и не узнал, что такое плей-офф. Затем с помощью своего агента Алана Иглсона, стяжавшего у руководства «краснокрылых» доллар подлиннее, перебрался в «Лос-Анджелес», с которым подписал беспрецедентный по тем временам полуторамиллионный контракт на 5 лет (то есть – полтора миллиона за все, а не в год). «Короли» построили вокруг Марселя знаменитое звено Triple Crown Line с Дэйвом Тэйлором и Чарли Симмером по краям, и дело пошло чуть веселее: в плей-офф команда попадала регулярно, но и регулярно же оттуда вылетала, ни разу не продвинувшись далее второго раунда. За 12 лет калифорнийской части своей карьеры Дионн принял участие в 12 сериях (43 матча), из которых выиграны были лишь три.

Когда в 1987 году стало ясно, что «Лос-Анджелес», скорее всего, не попадет в плей-офф, Марсель затребовал обмена. Есть мнение, что на самом деле это было лукавство: Дионн не хотел никуда переходить, и надеялся своей просьбой подтолкнуть руководство к усилению команды. Но генеральный менеджер Роже Вашон (как и в случае с Лефлером – недавний партнер) намека недопонял, и вскоре центрфорвард оказался в «Рейнджерс». С которыми, как водится, вылетел из плей-офф в первом же раунде, а в двух следующих сезонах отправлялся играть в гольф сразу по завершению регулярки. По иронии судьбы последний чемпионат он провел вместе с вернувшимся в хоккей Лефлером, на которого, чисто теоретически, мог держать обиду. Ведь, не заступи Цветок прямую дорожку Дионну в «Монреаль», кубковые успехи Марселя почти наверняка были бы более весомыми чем в «Детройте», «Лос-Анджелесе» и «Рейнджерс».

Невзирая на некубковость, необходимо отметить, что Дионн был одним из наиболее одаренных игроков своего времени. Достаточно напомнить, что на тот момент, когда Марсель завершал карьеру, по количеству голов, передач и очков, набранных за всю историю НХЛ, он уступал лишь одному игроку – Горди Хоу.

4. Рик Мартен, «Баффало» (№5)

В 1970 году «Баффало» задрафтовал центра будущей супертройки The French Connection, а в 1971-м добавил к нему и левого крайнего. Мартен с места в карьер принялся штамповать голы, и к концу сезона наколотил 44, побив рекорд Жильбера Перро для новичков. Клубные рекорды по количеству хет-триков, покеров, сезонов с 40 заброшенными шайбами, сезонов с 50 заброшенными шайбами – до сих пор принадлежат Рику.

Нет сомнений, что форвард мог добиться и более впечатляющих успехов, если б не две тяжелые травмы. После второй он так и не восстановился и резко сдал как снайпер, хотя и набирал в среднем около одного очка за игру (7+14 в 23 матчах). Разочаровавшийся Скотти Боумэн обменял Мартена в «Лос-Анджелес», где в конце одного сезона и начале следующего Рик в общей сложности провел лишь 4 встречи (2 гола и 4 передачи), и в 30-летнем возрасте был вынужден завершить свою карьеру.

5. Терри О’Райлли, «Бостон» (№14)

Кровавый О’Райлли был одним из тех, из-за кого «Бостон» семидесятых называли Big Bad Bruins. И если с точки зрения «биг» там не было чего-то неординарного (185 сантиметров, 90 килограмм), то по части «бэд» мало кто мог посоперничать с Терри. Например, знаменитый «прыжок» на ньюйоркских зрителей начал именно О’Райлли, первым ринувшийся с акцией возмездия на трибуны.

Но Терри не был просто драчуном, он приносил очень большую пользу команде. Будучи нападающим, много и эффективно отрабатывал в обороне. В атаке же отличался достаточно высоким КПД, бросая по чужим воротам редко, но метко. Может быть, и не ахти какое достижение, но в четырех чемпионатах он худо-бедно забрасывал не менее 20 шайб. В одном из сезонов ему вообще удалось стать самым результативным игроком команды, да и во всей лиге войти в Топ-10.

Топ-3 промахов

1. Рон Джонс, «Бостон» (№6)

В составе «мишек» в то время блистал непревзойденный Бобби Орр, что, видимо, и повлияло на желание руководства заполучить на драфте еще одного игрока такого же плана. Рон Джонс был самым результативным защитником «Эдмонтон Ойл Кингс», выигравшего в 1971 году чемпионат юниорской лиги Западной Канады. Но вторым Бобби Орром ему стать было не суждено. В НХЛ Джонс дебютировал в последнем для «Бостона» чемпионском сезоне (1971/72), после чего сыграл чуть больше полусотни матчей и забил лишь один гол, да и тот – уже за «Вашингтон».

2. Ларри Райт, «Филадельфия» (№8)

«Флайерс» увидели в лучшем бомбардире «Реджины» перспективного плеймейкера и пытались ввести его в состав, не откладывая дело в долгий ящик. Но за 27 матчей дебютного сезона Райт сумел организовать лишь один голевой пас. Через пару лет, потеряв терпение, «летчики» обменяли своего проспекта в «Калифорнию». Потом он возвращался в качестве свободного агента, но только чтобы сыграть еще два матча. Сезон-1977/78 в составе «Детройта» стал для Райта первым и последним в качестве основного игрока клуба НХЛ.

3. Дэн Спринг, «Чикаго» (№12)

Второй представитель весеннего семейства в нашем топе промахов. Старший брат Дэна – Фрэнк – поделил первую строчку неудач драфта-1969 с Дэном Тэннэхиллом. Тогда на Спрингах обжегся «Бостон». Спустя два года «мишки» вновь первые среди неудачников, а на Спринга-младшего ставку сделал «Чикаго». Спринг играл с Роном Джонсом за «нефтяных королей» и в преддрафтовом сезоне был шестым бомбардиром лиги. До «Чикаго» он не добрался, провел три сезона в ВХА, лавров там не снискал и ушел в закат. Оговоримся, что в карьеру Спринга вмешалась серьезная травма колена, которую он получил в 1973 году. В то время спортивная медицина была куда менее продвинутой.

Самое дальнее попадание

Джерри Батлер, «Рейнджерс» (№55)

Сделал неплохую карьеру форварда оборонительного плана. Ничего особенного не достиг, но сыграл в НХЛ более шестисот матчей за «Рейнджерс», «Сент-Луис», «Торонто», «Ванкувер» и «Виннипег».

Всего игроков на драфте: 117.

Сыграли в НХЛ: 50.