Реклама 18+
Реклама 18+
Блог «Sport On-Line»

КХЛ или НХЛ? У кого преимущество?

Минувший Чемпионат Мира по хоккею оставил после себя множество споров и разногласий в плане сравнения двух сильнейших лиг планеты – Национальной Хоккейной Лиги США и Канады и нашей Континентальной Хоккейной Лиги.

Поражение сборной России, на 70% состоящей из игроков НХЛ, породило в умах болельщиков сомнения по поводу превосходства американской лиги над нашей. Ведь «Красная машина» была бита сборной Финляндией, в составе которой был лишь один игрок НХЛ. Но именно эта сборная стала в итоге чемпионом мира. Так давайте разберёмся, оставив все патриотические «кричалки» на потом и трезво взглянем на ситуацию: так ли крута лига Америки и стоит ли сравнивать её с нашей лишь по игровому признаку.

В наше время спорт — это в первую очередь деньги. Притом большие деньги. Но где-то их зарабатывают, а где-то бездумно тратят в ущерб большинству. Так в НХЛ клубы частные. Деньги там тратятся большие. Но, несмотря на траты, зарабатывать там умеют. Команды НХЛ получают в среднем около 50% дохода с продажи билетов. Для сравнения в КХЛ этот показатель равен лишь 5-10%. Остальные 50% дохода делят между собой спонсорские вложения (35%-40%) и доход с продажи трансляций (10%-15%). В КХЛ же вложения спонсоров равняются в среднем 80%, а ведь эти самые вложения ещё и безвозмездные. Следовательно, доход клуба в 4 раза меньше расхода. Выгодно? Ни капли. А ведь зарплаты наших хоккеистов лишь в два раза ниже, чем за океаном. Расход велик, доход низок. Клубы КХЛ, сидящие на бюджете области, страдают. В конце концов, они распадаются или избавляются от своих звёзд, которых не в силе уже «прокормить». Зато прекрасно себя чувствуют клубы, которые в последнее время стали называть «базовые клубы сборной». СКА и ЦСКА следуют принципу НХЛ. Клубы частные. Имеют хороших спонсоров, собирают аншлаги на своих матчах. Смотря на них, кажется, что вот он образец для подражания. Вот, что мы можем противопоставить американской лиге. Но и тут нет. В ответ мы видим полную потерю конкуренции в лиге. Команды бьются весь сезон за право сыграть в плей-офф, но, попадая туда, вылетают в первых раундах. А в конце всё тот же «Армейский финал». Взглянув на календарь плей-офф последних лет в «Западной конференции» КХЛ, понимаешь, что клубы бьются ни за что. Пока вверху таблицы творится армейская гегемония, зрелищности и интриги ждать не приходится. К счастью, та самая интрига хоть немного, но жива на «Востоке». Но там вновь встаёт проблема дохода.

Большинство клубов КХЛ «сидят» на бюджете области. В ситуации с расходами и доходами нашей лиги это абсолютно не выгодно. Представьте: область безвозмездно выделяет огромные деньги с налогов простых людей на содержание хоккейного клуба. В ответ ни дохода, ни результата. Изредка героически такие клубы пробиваются вверх. Но стабильность на стороне сильнейших. Ведь им не надо из кожи лезть вон, чтобы добиваться результата. А как было бы здорово, если бы все клубы были частные, имели стабильных спонсоров и стабильный доход. Тогда хоккейный праздник в КХЛ можно было бы сравнивать с НХЛ.

Проблема бюджетов постепенно перетекает в следующую - зрелищность. Давайте взглянем на ситуацию в НХЛ. Чемпионат 2017-2018 и чемпионат 2018-2019. Разница колоссальная. Если ты стал чемпионом одного сезона, то нет гарантии, что в следующем твоя команда окажется хотя бы в пятёрке. Система перехода игроков НХЛ прекрасно уравнивает шансы всех клубов на победу в сезоне и Кубке Стэнли. Да и объяснять не надо. Достаточно взглянуть на турнирные таблицы лиги и плей-офф последних лет и увидеть разницу состава участников. Одна «Тампа-Бэй» чего стоит. Став чемпионом, команда вылетела в первом же раунде розыгрыша Кубка Стэнли. Интрига – вот, что приковывает интерес зрителя. Вернёмся к КХЛ. Также рассмотрим чемпионов «регулярки» последних лет: 2014/2015 – ЦСКА; 2015/2016 – ЦСКА; 2016/2017 – ЦСКА; 2017/2018 – СКА; 2018/2019 – ЦСКА. Интрига ещё та. Согласны? И я нет. Но почему так? Читайте выше. Делаем вывод – деньги = зрелищность. Такого современные реалии.

   

Третий пункт – гос. политика в спорте. Тут пусть каждый делает свои выводы. Написать здесь можно много, но затея это опасная. Но в отличие от НХЛ, у нас политика имеет очень большое влияние на спорт. Этого стоит избегать и не делать шоу для зрителей площадкой для политических баталий. К сожалению, ситуацию накаляют и сами зрители. Лозунги «Можем повторить» и «особый» настрой на американцев не добавляет никакой патриотичности ни вам, ни лиге. Спорт – это вещь, которая объединяет народы с античных времён. Не надо делать из неё площадку для вражды. В НХЛ играют и соперничают не на шутку. Фанаты гордо отстаивают интересы своих клубов, но это не переносится за пределы игры. Нам надо заимствовать и этот опыт. А политикам просьба. Не решайте свои вопросы через спорт. Оставьте его людям. Лучше активнее помогать его развитию и тогда КХЛ точно можно будет равнять с НХЛ.

 

Четвёртое – маркетинг. НХЛ, с начала ХХ века, является независимой бизнес-корпорацией. Лига НХЛ сама передаёт права на различную деятельность получателям, которые принимают на себя ответственность. Офис НХЛ заключает контракты на трансляции, рекламу и иные соглашения от имени лиги. Это не лишает клубы возможности самим заключать партнёрские соглашения и реализовывать коммерческие возможности. Главное не наносить ущерб лиге. Такая система приносит свои плоды, и доход лиги вырос с 2 до 5 млрд. долларов. Такая система вовсе не означает слепое получение дохода, без оглядки на нужды клубов. Известны случаи, когда лига брала временное финансовое управление над клубом, потерявшим спонсора или попавшим в финансовые проблемы. Им оплачивались все перелёты и содержание игроков. Игры не переносились, зарплаты платились вовремя. Итог – помощь НХЛ своему бизнес-партнёру и повышение репутации и авторитета лиги. В КХЛ же в данном случае клуб был бы объявлен банкротом и переведён на внешнее финансирование, чем и страдает почти вся лига. Маркетинг клубов КХЛ тоже имеет переменный успех. Сильнейшие клубы пользуются явным успехом в этой сфере, тогда как более рядовые клубы не могут даже разместить собственную рекламу в трансляциях, поскольку места заняты спонсорами лиги. КХЛ также неплохо зарабатывает, но это никак не отображается на клубах. Лига – это заработок для управленческого аппарата и спонсоров. К сожалению, в лице клубов КХЛ видят не потенциальных бизнес-партнёров, с которыми можно раскрутить крутые бизнес-проекты, а лишь очередной канал по выкачке денег в центральный офис лиги.

   

Есть ещё много других пунктов. Тема не раскрыта до конца, но основные аспекты сказаны. Игроки из нашей лиги переезжают за океан не потому, что там много платят, а потому, что хотят стать частью хорошо работающей системы хоккея, где не надо думать, сможешь ли ты завтра полететь на игру, получить зарплату или станешь же банкротом. В любом случае, наша лига ещё очень молода. Сыгран лишь 11-й сезон КХЛ. Очень надеемся на скорейшие реформы и улучшения, чтобы поистине, а не только из патриотических убеждений, гордиться своим хоккеем. НХЛ тоже не сразу стала «топовой» лигой. Для этого стоило пройти большой путь. Но итог очевиден. Отличная лига, много зрителей, хороший доход. Именно к этому надо стремиться и всем нам. Стараться сделать наш чемпионат лучше. Тем более на примере наших частных клубов уже можно увидеть положительные продвижения в сторону политики НХЛ. Надо стараться не конкурировать в классе с лигой из-за океана, а смириться и брать пример, чтобы стать ещё лучше. В любом случае любите наш хоккей, ходите на игры и болейте за своих.

Автор: Даниил Седлецкий

Источник: Sport On-Line

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+