6 мин.

Формула таланта

Обычно я не участвую в диспутах на тему о том, кто круче, – Прост или Лауда, Сенна или Шумахер, Райкконен или Хэмилтон. Это бессмысленно: у каждого свое мнение на сей счет и эти мнения никак не примирить, разве что поставить всех претендентов в абсолютно одинаковые условия. А это можно сделать только теоретически.

Но давайте все же попробуем! Возьмем, к примеру, участников предстоящего чемпионата. Условия задачи таковы: сажаем всех в одну и ту же машину, подготовленную одними и теми же инженерами (вместе с гонщиком, разумеется). Этакая «Моноформула-Макларен». Или «Феррари». Или «Форс-Индия», если вам угодно.

Нисколько не сомневаюсь в том, что лучшие результаты из нынешних покажет Фернандо Алонсо. У испанца, как у любого другого гонщика, есть свои предпочтения в настройке машины, но если в ее поведении ничего нельзя изменить, Алонсо, компенсируя неудобства, адаптирует свою манеру вождения быстрее и эффективнее любого из своих коллег. Именно по этой причине две его победы в минувшем сезоне стоят дороже иных титулов!

Мало в чем уступает Алонсо по уровню водительского таланта Роберт Кубица. Мне как-то довелось видеть его телеметрию в Спа за рулем двухлитровой «Формулы-Рено». На ее примере Винченцо Соспири пытался объяснить своим гонщикам Луке Филиппи и Виталию Петрову, как надо ехать по трассе трасс. Бесполезно! График Кубицы невозможно скопировать, насколько тонкую работу он отражает. Чувство руля просто потрясающее! Такое не копируется – это от Бога!

Даже если собрать вместе картинговые достижения всех гонщиков нынешней Ф1, их будет недостаточно, чтобы превзойти результаты Ярно Трулли. Чемпион Европы, двукратный чемпион мира, победитель многих престижных турниров и так далее… А в картинге, между прочим, случайно стать чемпионом невозможно. Тут не бывает самовозок. Успехи приносит только талант и бойцовские качества гонщика в сочетании с умением готовить технику под себя. Представляю себе, какой могла быть история Больших призов, окажись Ярно в «Макларене» или «Феррари»…

Себастьян Феттель – исключительно одаренный и очень сбалансированный с точки зрения водительского мастерства гонщик. Не случайно «Ред Булл» ведет его с десятилетнего возраста. Кроме всего прочего Феттель еще и везунчик – крайне ценное и приятное качество в компании сильных соперников.

За два сезона, проведенных в «Формуле-1», Льюис Хэмилтон допустил многовато ошибок для гонщика, дважды сражавшегося за чемпионский титул. Это дает повод его критикам напоминать популярную в недавнем прошлом теорию о том, что его многочисленные победы в младших классах объясняются чем-то еще, кроме способностей самого гонщика. Ни доказать, ни опровергнуть эту теорию невозможно, так что Льюису предстоит самому побороться за улучшение своего реноме.

Главная проблема Хейкки Ковалайнена – не слишком удачный график его карьеры. За руль формулы он сел лишь в 19 лет. На более ранний дебют не хватало бюджета, ведь Хейкки из небогатой семьи. При этом ни одного сезона без побед, кроме прошлогоднего, первого в «Ф-1». По словам Михаила Алешина, одно время выступавшего в одной команде с Ковалайненом, на картинговых трассах он был подобен Богу!

О силе таланта Кими Райкконена говорит тот факт, что для перехода из картинга в «Формулу-1» ему хватило полутора сезонов в двухлитровой «Формуле-Рено»! Но именно это обстоятельство против него и играет: время от времени чувствуется, что Кими не хватает школы.

Нельсон Пике выглядит такой же загадкой, какой в свое время был его отец. Явные проблески гениальности чередуются со странными провалами. Помню, как в сентябре 2004-го ему аплодировал паддок «Брэндс-Хетч», когда Нельсон по внешнему радиусу прошел в повороте «Грэм Хилл» австралийца Уилла Пауэра на первом этапе серии А1GP. Этот маневр произвел такой же эффект, как знаменитый обгон Михаэля Шумахера Жаком Вильневом в эшторильской «Параболике».

Только темперамент не позволил Себастьяну Буэми выиграть хотя бы один титул в младших формульных классах. Но серия вторых мест впечатляет! Ему бы в 2007-м поездить в Мировой серии «Рено», а не в GP2, глядишь, резюме выглядело бы и посолиднее. Этот парень отличается неукротимой гоночной страстью, и в этом напоминает своего знаменитого земляка Клея Регаццони.

Истинные качества Тимо Глока сильно смазаны его весьма нелинейной карьерой. Мощное начало – но после провала Эдди Джордана Тимо пришлось заново искать пути в «Формулу-1». Как показал первый сезон в «Тойоте», Глок вполне достойный напарник Ярно Трулли. В этой команде уже и думать забыли, что когда-то на позиции Глока выступал Шумахер-младший…

Глок ушел в «Тойоту» со скамейки запасных «БМВ», зная, что Тайссен неравнодушен к Нику Хайдфельду, и вряд ли будет его менять до истечения срока действия контракта. «Быстрый Ник» сохраняет высокую скорость и стабильность, но на большее его почему-то не хватает. Может, все дело в темпераменте…

Характер мешает проявить себя в полной мере и Джанкарло Физикелле. Итальянцу не хватает уверенности в себе, а без веры в свои силы чемпионом не стать. Трудяга и боец – этого не отнимешь, но в доводке техники Физикелле чего-то недостает…

Адриан Сутиль всегда отличался неплохой скоростью, но в гонках ему иногда недоставало головы. Это было заметно и в «Формуле-3», когда Сутиль проводил сезон в одной команде с Хэмилтоном, и в GP2. Скорость осталась, а в гонках немец теперь действует куда осмотрительнее – и даже считается кандидатом в более сильные команды.

Такума Сато – блестящий пример того, чего может добиться одаренный от природы человек, несмотря на поздний по классическим меркам дебют в автоспорте. Стиль камикадзе – это как раз результат позднего начала, когда приходилось на ходу добирать то, что другие получают на ранних стадиях своей карьеры. Но ведь добрал – и теперь пользуется в гоночных кругах неплохой репутацией.

Главным качеством австралийцев считают бычье упрямство и непоколебимую веру в свои силы. Таким был Алан Джонс, таков же и Марк Уэббер. Хороший, профессиональный гонщик – но не более того.

В международной «Формуле-3000», Себастьян Бурдэ считался крепким середняком, и даже титул, завоеванный им в 2002 году, мало что изменил в его репутации. Европейский кольцевой опыт помог французу завоевать четыре чемпионских титула в серии ChampCar, но в «Ф-1» эти успехи мало что значит. Возможно, Бурдэ не стоило ломаться и принять предложение о переходе, сделанное ему двумя годами ранее…

Специалисты, наблюдавшие за Нико Росбергом на ранних стадиях его карьеры, в один голос утверждают, что парень не отличался ни скоростью, ни мотивацией. Нико и сам не скрывает, что возиться с железками ему интереснее, чем гоняться. Но у него неплохая школа и стоит он недорого – вот и приглянулся Фрэнку Уильямсу.

Если бы чемпионом мира стал Фелипе Масса, это было бы высшей несправедливостью, – таково мнение некоторых моих коллег, и я готов с этим мнением согласиться. У простодушного бразильского парня нет ни харизмы, ни даже по-настоящему серьезных чемпионских амбиций. Его главное качество (кроме скорости) – трудолюбие. Именно за это Фелипе выделял Михаэль Шумахер.

О таланте Казуки Накадзимы я судить пока не возьмусь, даже несмотря на то, что наблюдал за его продвижением на один, а то и на два сезона больше, чем подавляющее большинство болельщиков «Ф-1». Ни в Евросерии «Ф-3», ни в GP2 Казуки ничего особенного не показал. В «Ф-1» пока тоже…

PS. Вас, вероятно, интересует, к какой части своего списка я отнес бы Михаэля Шумахера? Отвечу: где-то к середине, между Хэмилтоном и Райкконеном. Известно, что природа немного обделила знаменитого немца, но то, чего ему не доставало, Михаэль компенсировал своим трудолюбием. Он не вылезал с испытательных трасс, таким образом постоянно поддерживая себя в тонусе.

PPS. И еще один интересный вопрос: а как же наши, те, что на подступах к Ф1? Извольте: Михаил Алешин – вполне на уровне Себастьяна Феттеля. Виталий Петров – где-то рядом с Такумой Сато.