6 мин.

Манипуляции сознанием. Продолжение

Начало здесь.

Основной прикладной вопрос – как отличить непаразитарное воздействие на себя от паразитарного?

Человека, который поделился своей болью, потому что уже не мог ее терпеть в одиночку, и потому что думал, что вы сможете ему помочь ее пережить и пойти дальше налегке, от паразита, который говорит что-то определенным образом, чтобы поживиться вашим ресурсом – вниманием, сочувствием, теплом, – которые иначе вы б ему, может, и не отдали.

Давайте посмотрим на недавнее интервью одной тренерши. Способен ли обзор под другим углом что-то добавить к рисуемой ей картине:

"Если брать Олимпиаду-2018, то, конечно, состояние на тот момент моей матери… я не понимала, дождется ли она меня. Ну и реакция Жени сразу на медаль. Все это очень омрачало".

Поскольку говорится это не на собственной кухне, а на многомиллионную аудиторию первого канала, некоторое целеполагание – то есть желание вызвать у аудитории определенное отношение – в этом не может не присутствовать.

В нарисованной картине два персонажа с переживаниями. Женщина, у которой умерла мать. И девушка с горем от разбившейся мечты.

Если не рефлексировать, а заглотнуть, как дают, то горе от смерти близкого, конечно, кроет горе от разбившейся мечты. Пошатнувшегося мирка подростковых надежд, стержня уверенности в том, что если во что-то, не отвлекаясь на другие дела, 10 лет вкладывать силы и время, то это принесет результат. Настолько кроет, что даже может возникнуть резкое неприятие того, что кто-то может быть настолько жесток и эгоистичен, чтобы не забыть в такой момент про свою боль, и не направить силы на эмоциональное обслуживание другого человека. Особенно, если этот кто-то – подросток. Исторически уж так вышло, что ресурсы детей и подростков принято считать не существующей и уж точно не принадлежащей им величиной.

Для того эти два факта и сведены в один абзац. Не в первом интервью уже, был еще пост в инстаграме:

Давайте развернем картину шире, зададим вопросы, недостающие до прояснения всей полноты. Это вообще полезно всякий раз, когда уж было готовы отдать кому-то внимание, сочувствие и тепло, иначе есть риск начать отдавать не тому:

"У мамы был диагноз глиобластома, она на тот момент уже не обладала речью. А Диана в это время жила в общеобразовательной школе. Ей как-то там комнату соорудили, чтобы была кровать, еще что-то. Она мне звонила, плакала.

Я маму оставила дома, все было хорошо. Мы общались, переписывались. Все как-то очень резко произошло, приехала Диана с тренировки, а я уже приземлялась на сборы в Японии. Самолет приземлялся, у меня был включен телефон, Диана звонит и рыдает: я не понимаю, что-то не то, с мамой что-то не то. Я говорю: вызывай скорую. Она говорит: не, ты вызывай скорую. Отвечаю: я в Японии, вызывай скорую. Я позвонила на каток, дирекции, говорю: помогайте, вызывайте скорую, езжайте сами. Вначале я думала, что это инсульт…

Все равно мама меня дождалась, и мы даже как-то продлили ее месяцы жизни".

Факт 1. В день отъезда на сборы в Японию (перед играми в Северной Корее) у мамы тренерши случился удар,

Факт 2. Ее обнаружила дочь, вернувшаяся с тренировок. Она испугалась. Ей с трудом далось вызвать скорую.

Вопросы по факту 2:

– Дочь не знала, что мать уже не в России? Они жили не в одной квартире? Они не паковали вещи на глазах друг у друга? Не разговаривали и не предупреждали друг друга об отъезде? Или тренерша не жила вместе с ними?

– Где в этот момент были 3 сестры и 1 брат, ради которых, как говорила тренерша, она вернулась в Россию из Америки? Это и их мать тоже.

Факт 3. Обследование показало глиобластому.

Факт 4. Ни сразу, ни позже тренерша не вернулась в Москву. Со сборов в Японии поехала на Игры в Северную Корею.

Факт 5. В это время руководство общеобразовательной школы обустроило дочери в школе комнату с кроватью.

Вопросы по факту 5:

– В общеобразовательной школе "Самбо-70", где тренировалась сама 15-летняя девушка и тренировала ее мама? Выступала на соревнованиях она от спортивной школы "Самбо-70". По крайней мере, в протоколе соревнований в Новгороде в те же даты, что Олимпийские игры (19-23 февраля 2018) с ее участием указано так. А к какой общеобразовательной была приписана?

– Это школа-интернат, и там много, кто из спортсменов жил? Дочери отдали одно из свободных в этот момент мест? Или обычная общеобразовательная школа, в которой обустроили кровать буквально посреди пустого класса или в каком другом не слишком-то приспособленном для этого помещении?

– Проживание в школе несколько недель 15-летней девушки, самостоятельно ездившей и на сборы и на соревнования, – действительно было более безопасным и уютным, чем одной в домашней квартире? Или в отсутствие бабушки ей там что-то угрожало? В этой квартире кроме них троих еще кто-то проживал? Если да, – мужчина / женщина?

– Были какие-то друзья семьи (друзья родительской семьи, свои друзья-погодки, родители друзей дочери, может быть, ее партнера в танцах), которых можно было бы попросить пустить дочь к себе пожить на месяц? Может быть родители учеников, ставшие более близкими, чем другие?

Это все, знаете что, друзья? Это обнаружение отсутствия у себя "supporting system" – поддерживающей системы родных и друзей. Что нет рядом хотя бы пары людей, на которых можно было б положиться. Неожиданностью в тяжелый момент это становится тогда, когда человек долго отказывался это замечать в более спокойные времена. Может, рисуя себе иллюзии, подменяя виртуальным эрзацем себя в общении с людьми и иллюзорными френдами/ почитателями. Может, эфир забивало слишком много тех, кто только считался близким. И в трудную минуту стало очевидно, что это только забирает, и сил на общение с ними – уже нет.

То, что своих сил не хватает справиться, обработать, – то не новость. У каждого в судьбе такие кратковременные состояния и были, и будут.

Это все неприятные ощущения. Особенно, дополняемые горем потери. Особенно, если к нему примешаны какие-нибудь токсические чувства. Вины – например, что уехала жить свою жизнь в ее логическом продолжении, не сведя свою судьбу к сидению у постели больного человека. Стыда – что глазами какого-то окружения видишь себя плохим человеком из-за этого. Страха – а как теперь справляться, без него...

В общем, что очень омрачало женщине Олимпийские игры, я понимаю. Только то была не Медведева со своим пошатнувшимся мирком. Чего ее тащить в абзацы с текстом про умирающую мать?

Весь этот клубок смешанных чувств к 50 годам можно было научиться отрефлексировать, переживать по месту возникновения. Тем более, пожив в прогрессивных америках.

Научиться делать правильные выводы. Да не о том, как еще более отстраненно относиться к людям, воспринимая их не более, чем материал для своих целей. А о своем способе выстраивания отношений, в сторону качественных, уважительных, теплых. О своих критериях подбора на роль близких. И выдворения из ближнего круга всех остальных.

В этой внутренней работе и кроется ответ на вопрос – непаразитарного продвижения по жизни от паразитарного.

Ну, а мне, как стороннему зрителю, выдавать за результативный результат и успешный успех, когда твоей дочери обустраивают кровать в школе, все ж, пожалуй, не надо.

Продолжение следует.